Файл: Поэма Блока "Двенадцать".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  

   Россия - страна назревающей революции.

  

   На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что Россия - страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что родине его предстоит сыграть великую, всемирно-историческую роль в жизни человечества. Даже обращаясь к национальному прошлому, поэт, как мы видели, останавливался на таких исторических событиях, которые позволяли ему связывать их с темой борьбы за будущую Россию ("На поле Куликовом").

   "Нам завещана во фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до Толстого, в светлых и неподкупных, лишь временно помутившихся взорах русских мужиков - огромная (только не схваченная еще железным кольцом мысли) концепция живой, могучей и юной России, - писал Блок в письме, вступая в спор с Розановым. - ...Если есть чем жить, то только этим. И если где такая Россия "мужает", то уж, конечно, только в сердце русской революции в самом широком смысле, включая сюда русскую литературу, науку и философию, молодого мужика, одержано раздумывающего думу "все об одном", и юного революционера с сияющим правдивым лицом, и все вообще непокладливое, одержанное, грозовое, пересыщенное электричеством. С этой грозой ни один громоотвод не сладит".

   Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней литературы.

   Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, - в самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его стороне и будущее за ним:

   Народ - венец земного цвета,

   Краса и радость всем цветам:

   Не миновать Господня лета

   Благоприятного - и нам.

   Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно..."), поэт наперекор всему мужественно утверждает:

   Да. И такой, моя Россия,

   Ты всех краев дороже мне...

   Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив - все ненавидит "священной ненавистью". Но даже с такой Россией он не может "разлучиться", даже такая Россия ему "дороже всех краев" - и не только по велению патриотического долга, но и потому, что за всяческой пошлостью и грязью ему сквозит "мир иной", будущая Россия.


   Это - "Россия в мечтах". "Она глядит на нас из синей бездны будущего и зовет туда. Во что она вырастет - не знаем; как назовем ее - не знаем". Но мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести "непроглядный ужас" и пошлость окружавшей его "лживой жизни", уберегли от отчаяния. Россия Блока - это "легкий образ рая", утешенье и надежда усталого, обездоленного человека. Вспоминая "все, что мучило когда-то, забавляло иногда" - лесть, коварство, славу, злато, "человеческую тупость", все, что составляет "круг постылый бытия", поэт спрашивает: "Что ж, конец?" И отвечает:

   Нет... еще леса, поляны,

   И проселки, и шоссе,

   Наша русская дорога,

   Наши русские туманы,

   Наши шелесты в овсе...

  

   Важно отметить, что образ родины в патриотической поэзии Блока не оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала поэт вдохновенно воспевал романтически "необычайную", "почиющую в тайне" Русь - "нищую", колдовскую, "дремучую", с ведунами и ворожеями, с заветными "преданьями старины":

   Ты и во сне необычайна,

   Твоей одежды не коснусь.

   Дремлю - и за дремотой тайна,

   И в тайне - ты почиешь, Русь.

  

   Русь, опоясана реками

   И дебрями окружена,

   С болотами и журавлями,

   И с мутным взором колдуна,

  

   Где разноликие народы

   Из края в край, из дола в дол

   Ведут ночные хороводы

   Под заревом горящих сел,

  

   Где ведуны с ворожеями

   Чаруют злаки на полях

   И ведьмы тешатся с чертями

   В дорожных снеговых столбах...

  

   Где все пути и все распутья

   Живой клюкой измождены

   И вихрь, свистящий в голых прутьях,

   Поет преданья старины...

   Блок определял Россию двойственно - то как "нищую" и "прекрасную" Русь, то как "Новую Америку": "Он не мог да и не хотел соединить эти два начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные, утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества" (Н. Асеев).

   Главное и основное в патриотической лирике Блока не умиленное любование "смиренной наготой" России, но представление о ней как о стране громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии, как о стране, неудержимо рвущейся к новой жизни. Она вся устремлена вперед - в бескрайную "даль веков". С нею



   И невозможное возможно,

   Дорога долгая легка...

   Мотив дороги - "долгого пути", лежащего перед родиной, красной нитью проходит через всю патриотическую лирику Блока: "Выхожу я в путь, открытый взорам...", "И пойду путем-дорогой...", "И опять за травой колокольчик звенит...", "О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь...", "Путь степной - без конца, без исхода...", "Но бежит шоссейная дорога...", "Наша русская дорога...", "Ты прошла ночными путями..."

   "Россия - буря", - говорил Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в самой ее образной ткани, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образах безудержного вихревого стремления, полета, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи...

   Эта цепь образов тянется от ранних стихов до "Двенадцати", и вне этой символики для Блока не существует ощущения России, потому что он ощущает ее всегда - только в движении, только в полете, только в устремлении вперед, в будущее. и это свое ощущение бушующей повсюду "бури и тревоги" Блок выражал специфическими средствами стиха - лирически окрашенным пейзажем, самим ритмом и темпом стиховой речи:

   И вечный бой! Покой нам только снится

   Сквозь кровь и пыль...

   Летит, летит степная кобылица

   И мнет ковыль...

  

   И нет конца! Мелькают версты, кручи...

   Останови!

   Идут, идут испуганные тучи,

   Закат в крови!

  

   Закат в крови! Из сердца кровь струится!

   Плачь, сердце, плачь...

   Покоя нет! Степная кобылица

   Несется вскачь!

   Образ родины, находящейся в вечном движении, в полете, в пути, преемственно связан в поэзии Блока с лирической патетикой Гоголя, с его необгонимой птицей-тройкой. Это ясно видно, например, из программы одного из творческих замыслов Блока: "И вот поднимается тихий замысел наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Это Россия летит неведомо куда - в сине-голубую пропасть времен - на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи - с мольбою, обращенные к нам...".

   Знаменательно, что здесь намечено продолжение одного из наиболее лирически-интимных стихотворений Блока ("Я пригвожден к трактирной стойке..."), - лишний пример господствующего в его поэзии слияния "личного и общего".


  

   
Глава 2.

   Часть 1.

   Несмотря на то, что поэма "Двенадцать" наполнена мотивами и приемами "трилогии вочеловечения", они, все же, подвижны и модифицируются от произведения к произведению. Свой смысл они носят в цикле "Стихи о Прекрасной Даме", свой - в цикле "На поле Куликовом", свой - в "Скифах", "В страшном мире", "Фаине" и, естественно, - в "Двенадцати". Чтобы это доказать, необходимо пройти последовательно от цикла к циклу. Сам Александр Блок говорил о творчестве: "Художник заключает рассеянный в мире многообразный матерьял (орфография Блока - К. Н.) в твердые формы. Эти формы должны обладать свойством текучести, изменчивости, они движутся вместе с жизнью, постоянно вновь и вновь воскресая". Формы сравниваемых произведений А. Блока также меняются, и об этом говорили многие литераторы и литературоведы, например, М. И. Цветаева писала в 1933 году в статье "Поэты с историей и без истории", что

  

  

   "все поэты делятся на поэтов с развитием и поэтов без развития. На поэтов с историей и поэтов без истории". Поэты с историей, по ее мнению, - это в первую очередь Гете и Блок. Независимо от Цветаевой идею пути в поэтическом мире А. Блока разрабатывал один из лучших блоковедов Д. Е. Максимов. Он писал: "Путь как творческое развитие, путь как творческая тема, реализованная в образах и высказываниях, путь как явление, фиксированное в чужом сознании, в сознании современников и их потомков, воспринимающих блоковскую поэзию, все это в единстве составляло как бы миф о пути Блока, мыслимый как правда о поэте и один из самых заметных знаков его своеобразия, соответствующих его сущности". З. Г. Минц в свою очередь говорила о том, что "трилогия лирики не тождественна реальной эволюции Блока она отражает лишь блоковскую авторефлексию, создает художественный образ эволюции". Д. Е. Максимов называл это мифологемой Блока, Ю. Н. Тынянов в статье "Блок" дал такую формулу: "Блок самая большая лирическая тема Блока".

  

   Часть 2.

   Первые стихи поэта родились, по его же признанию, когда юношу задела стрела Эрота, и заговорила Муза. "Всякий, кого коснется Любовь, становится поэтом", - таков эпиграф в переводе с греческого поместил Блок к Отроческим стихам. Именно на обожествление любви