ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специальность:
Название
ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дисциплина: Психология общения
Тема: Основы теории конфликтного поведения»
Практическое задание №1
Выполнил:
обучающийся Васюхин Ефим Вадимович
группа 165 ПНК-11/22А-1
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
ЗАДАНИЕ 1
Признак для анализа | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 |
Вид конфликта | Учитель — родитель ученика | Учитель - ученик | Ученик — ученик |
Характерные действия | Заключается в том, что учитель считает необходимым выполнение домашнего задания, а родители поставили превыше внеурочную деятельность. | Мальчик нарушает правила, поставленные учителем. | Девочка в школе замкнута, а вне ее активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях. |
Способы коррекции | Необходимо оценить правильность действия с обоих сторон. | Провести беседу с мальчиком и бабушкой; Провести классный час по теме: «Поведение в школе»; Провести консультацию с психологом. | Провести беседу с девочкой и узнать о причинах ее замкнутости; Провести тренинг на сплочение коллектива. |
Стиль общения учителя с ребёнком | Демократический, так как ребенок открыто разговаривает с педагогом, а педагог с уважением относится к ученице. | Стиль авторитарный, так как учитель применяет наказание. Я считаю, что наказание еще больше провоцирует мальчика к неопромедчивым поступкам. | Стиль либеральный, учитель не принимает участия в разрешение проблемы, тем самым усугубляет обстановку и психологическое состояние девочки. |
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка | Доверительные отношения, понимание ребенка и учителя. | Учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса. | Односложные ответы на вопросы, то есть нет доверительных взаимоотношений между ребенком и учителем. |
Рекомендации учителю по разрешению ситуации | Открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. | Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. При необходимости наказания, при необходимости надо его придумать таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. | Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. |
ЗАДАНИЕ 2
Так как во время уроков нет проблем с обучающимся, взаимоотношения с одноклассниками без особенностей, то можно предположить, что за пределами школы происходит агрессия и травля, данный процесс можно назвать буллингом.
Рекомендации для педагога:
Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
-
Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете. -
Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес. -
Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса. -
Недопускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка. -
Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену. -
Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными. -
Нельзя сравнивать способности между детьми. -
Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя. -
Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях). -
Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
Я считаю, что педагогу необходимо обратиться за помощью к школьному психологу, который проведет тестирование, тренинг, направленный на выявление проблем ребенка.
№ п/п | Явление | Отличительные особенности | Пути нейтрализации |
1 | Конфликт | Характерными чертами конфликта являются:
|
|
2 | Буллинг | Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
|
|
ЗАДАНИЕ 3
Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель.
В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Большинство детей адаптируются достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют “группу риска” с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны грамотного психолога.
Адаптация - привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников:
Форма дезадаптации | Чем могут помочь родители |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим. Закреплять нормы и ограничения. |
Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у самотически ослабленных детей с ослабленным типом нервной системы) | Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогают развивать внимание |
Школьный невроз, “фобия школы”- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы” | Всячески украшать в сознании ребёнка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах |
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:
-
формирование адекватного поведения; -
установление контактов с обучающимися и учителем; -
овладение навыками учебной деятельности. -
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности к обучению письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся "на виду". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения.
На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. -
коллективные, -
индивидуальные, -
наглядно-информационные, -
информационно-коммуникативные.
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.