Файл: Учебное пособие орел 2016.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88
рованное членство предусматривает выплату дивидендов.
При выработке заемной политики должны быть отражены такие вопросы, как:

кому может быть предоставлен заем;

какие цели принимаются в кооперативе за основу для пре- доставления кредита;

максимальный размер займа, предоставляемый одному чле- ну кооператива;

срок, на который может быть предоставлен заем, оплата за пользование им;

гарантийное обеспечение займа;

разрешение споров и разногласий.
Среди главнык целей кредитного кооператива - сохранение и приумножение сбережений его членов. Сбережению денег членом кооператива способствует использование специальных методов при- влечения и сбора средств. В целяк накопления сбережений в кредит- ном кооперативе можно использовать:

систему прямого перечисления иззаработной платы;

систематическое внесение наличных денег в кассу коопера- тива;

предоставление возможности вкладывать средства на долго- срочные вклады;

прием вкладов по требованию;

создание текущего накопительного счета; создание специ- альных вкладов и др.
Сберегательные вклады не являются паевым взносом членов кооператива. Паевой взнос переходит в собственность кооператива, член кооператива приобретает права его получить при выкоде из коо- ператива. В отличие от него сберегательный вклад сохраняет собст- венника или остается члену кооператива.
Взаимоотношения между кооперативом и его членами по пово- ду условий и порядка кранения сбережений в кооперативе должны оформляться договором. Договор заключается в письменной форме.
В настоящий период, учитывая опыт действующих кооперати- вов и кредитных организаций, наилучшей формой договора можно признать договор о доверительном управлении. Он заключается между кооперативом и его участником, предоставляющим свои временно

89
свободные денежные средства в кооператив на условиях доверитель- ного управления.
Кредитный кооператив обязуется управлять этими средствами наименее рискованным способом, но обеспечивая определенный уро- вень дохода (желательно не ниже инфляционных изменений).
Наименее рискованными для кооператива можно определить следующие виды вложений:

предоставлениезаймов членам кооператива;

помещение денежных средств на депозитные счета в банки;

вложение в государственные ценные бумаги.
Предоставление средств в доверительное управление коопера- тиву предполагает определенную плату за пользование этими ре- сурсами.
Оценка эффективности деятельности сельской кредитной коо- перации обусловливает необходимость применения не только тра- диционных общепринятых финансовых коэффициентов, но и пока- зателей, позволяющих в наибольшей степени оценить миссию кре- дитного сельскохозяйственного кооператива как организации, ос- новные задачи которой заключаются в удовлетворении потребностей своик членов, эффективном наращивании принадлежащих им денеж- ных средств и в получении дешевык кредитов.
4.2 Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не на- деленная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между ра- ботниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Единственный учредительный документ унитарного предприятия – устав, который утверждается учредителем.
Унитарные предприятия в зависимости от наличия вещного права подразделяются на два вида:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйствен- ного ведения;


90

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные сельскохозяйственные предприятия, осно- ванные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного федерального государственного органа или органа субъекта РФ.
Основные характеристики и принципы функционирования уни- тарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, таковы:

создается по решению собственника имущества;

устав утверждается собственником имущества;

размер уставного фонда не может быть менее суммы, опре- деленной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

до государственной регистрации предприятия уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником;

уменьшение уставного фонда до величины снижения стои- мости чистых активов;

уведомление кредиторов об уменьшении уставного фонда в письменной форме;

предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Сфера деятельности федеральных государственных сельскохо- зяйственных предприятий определяется целями их создания:

содействие НТП;

развитие элитного семеноводства и племенного животно- водства;

внедрение передовых технологий;

производство продукции для общественных нужд и т.п.
К федеральным государственным сельскохозяйственным пред- приятиям относятся племенные заводы, селекционные центры, плодо- питомники, проектно-изыскательные центры и станции агротехниче- ской службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, семеноводческие и испытательные станции, учебно-опытные и опыт-

91
но-производственные хозяйства научных учреждений и ВУЗов, а так- же специализированные сельскохозяйственные предприятия, не под- лежащие по решению Правительства РФ приватизации и разделу.
Создание, реорганизация и ликвидация федерального сельско- хозяйственного предприятия, определение предмета цели его деятель- ности, назначение руководителя предприятия и осуществление кон- троля за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества осуществляются уполномоченным федераль- ным государственным органом.
К государственным сельскохозяйственным предприятиям субъ- ектов РФ относятся племенные и семеноводческие хозяйства, зани- мающиеся разведением местных пород скота и селекцией райониро- ванных сортов сельскохозяйственных культур, а также крупные жи- вотноводческие комплексы, птицефабрики и др. объекты, не подлежа- щие по решению субъекта РФ приватизации и разделу.
Муниципальные сельскохозяйственные предприятия на праве хозяйственного ведения создаются по решению органа местного само- управления, как правило, для обеспечения жителей городов и населен- ных пунктов свежими овощами, молоком, мясом и др. сельскохозяйст- венной продукцией, а также саженцами плодово-ягодных культур.
Создание и функционирование этих предприятий осуществля- ется аналогично федеральным государственным предприятиям.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного
управления (казенные предприятия)
Государственные сельскохозяйственные предприятия, основан- ные на праве оперативного управления, создаются по решению Прави- тельства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собст- венности, или по решению администрации субъекта федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта РФ.
Основные характеристики и принципы функционирования ка- зенного предприятия, основанного на праве оперативного управления, таковы:

фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным;

устав утверждается Правительством Российской Федерации.


92
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его иму- щества; казенное предприятие может быть реорганизовано или ликви- дировано по решению Правительства Российской Федерации.
Казенные предприятия не возмещают производственные из- держки и специализируются на выведении новых сортов сельскохо- зяйственных культур и пород животных общефедерального значения, на поставках продукции закрытым административно-территориальным образованиям и воинским частям и т.д.
К казенным предприятиям относятся опытно-производственные хозяйства, НИИ федерального значения. Преобладающим потребите- лем (более 50%) производимой продукции является государство. Дея- тельность казенного предприятия осуществляется на основе плана- заказа, который утверждается и доводится уполномоченным органом по согласованию с Министерством экономики и развития и Министер- ством финансов РФ.
4.3 Ассоциативные (корпоративные) формы
предпринимательства
Различают следующие ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства:

холдинги;

финансово-промышленные группы;

консорциумы;

синдикаты;

тресты и т.д.
Крупномасштабное предпринимательство имеет ряд преиму- ществ, позволяющих рассчитывать на коммерческий успех. Коммерче- ские объединения – один из способов увеличения масштабов произ- водства, которые возникают либо через слияние, либо через поглоще- ние. Слияние – объединение капиталов отдельно функционирующих предприятий и создание на этой основе нового предприятия. Погло- щение – организация приобретает право контроля над другой органи- зацией путем скупки акций (владение контрольным пакетом) либо по-

93
лучает право назначить директоров подконтрольных предприятий.
Образовавшаяся организация получает название холдинговой.
В АПК объединение предприятий предопределяется такими процессами, как специализация, кооперация и интеграция. Под инте- грацией понимают способ организации производственных связей, объ- единяющий обособленные предприятия в единых технологический цикл.
Картель – долговременное соглашение между предприятиями одной отрасли о политике цен, разграничении рынков сбыта, квотах на куплю-продажу и т.д. участники картеля юридически и финансово са- мостоятельны.
Консорциум – долговременное договорное объединение разно- родных предприятий с целью осуществления капиталоемких проектов, размещения займов и т.п. Предприятия участники не теряют самостоя- тельность, но консорциум выступает как единое целое при заключении соглашений с другими партнерами. Данная форма объединения пред- приятия может быть оформлена как АО или ЗАО.
Синдикат – это договорное объединение однородных предпри- ятий, создаваемое для централизации коммерческой деятельности.
Входящие в его состав предприятия сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но теряют коммерческую независи- мость при проведении операций, например, связанных со сбытом про- дукции. Создается синдикат в форме хозяйственного товарищества или общества.
Трест – долговременное объединение предприятий в единый производственный комплекс. В тресте объединяются все хозяйствен- ные функции, поэтому предприятия, в него входящие, теряют само- стоятельность. Цель создания треста – мощное вхождение на рынок.
Более подробная информация о картелях, трестах, синдикатах была приведена в параграфе 2.4.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность юри- дических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и немате- риальные активы на основе договора о создании ФПГ. Цель создания
ФПГ – технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ.
Обязательным условием создания ФПГ должно быть наличие


94
организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В их состав могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Если в составе участников имеются юридические лица, находя- щиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, то ФПГ ре- гистрируется как транснациональная. Если транснациональная ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, то ей при- сваивается статус межгосударственной (международной).ФПГ имеют следующие возможности:

снижать издержки, обеспечивать рост конечных результатов и доходность членов ФПГ;

обеспечивать развитие эффективных отношений собствен- ности;

создавать высокоэффективные производственные системы с вертикальной интеграцией;

создавать эффективный механизм финансирования всей производственной цепочки;

привлекать крупные инвестиции под гарантии совокупных активов ФПГ.
Характерными чертами развития ФПГ являются:

широкое развитие трастовых отношений внутри группы, т.е. системы доверительного управления предприятиями, портфелями ценных бумаг;

высокая степень управленческой автономии и соблюдение конкуренции между членами групп реализации проектов;

совместный маркетинг продукции в условиях соперничества вертикально интегрированных групп;

целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перспективное владение акциями.
Холдинговая компания (холдинг) – коммерческая организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями (паями) в дру- гих коммерческих организациях и контролирующая их деятельность.
Это позволяет проводить единую политику во всех сферах деятельно- сти холдинга.
Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале

95
предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или от- клонения определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Механизм контрольного пакета ак- ций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она по- лучает возможность проводить единую политику и осуществлять еди- ный контроль за соблюдением интересов больших конгломератов
(корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс дивер- сификации.
На практике встречаются промышленные и финансовые хол- динги. Последние - это компании, у которых более 50% капитала со- ставляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые акти- вы.
Холдинговым компаниям запрещено образовывать монополи- стические структуры, поэтому не допускается их создание, в частно- сти, в сфере сельскохозяйственного производства и его технологиче- ского обеспечения.
4.4 Некоммерческие организации
Некоммерческие объединения сельскохозяйственных организа- ций представлены в форме ассоциаций и союзов. Правовые основы их создания и деятельности регулируются Гражданским кодексом РФ и
Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Ассоциа- ции и союзы – это договорные объединения коммерческих организа- ций, созданные для координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Учредительными документами ассоциации и союза являются договор, в котором определяются цели создания объединения и усло- вия участия в нем, и устав, где оговаривается статус объединения.
Высший орган управления ассоциации (союза) – общее собра- ние его участников. Первоначальное формирование имущества ассо- циации (союза) осуществляется за счет вступительных взносов участ- ников и их добровольных пожертвований. Минимальный размер иму- щества некоммерческих объединений, а также взносов его участников законодательно не регулируются. Имущество ассоциации (союза) яв- ляется ее собственностью и может быть использовано только для це-


96
лей, оговоренных в учредительных документах. Доходы, полученные от деятельности ассоциации (союза), не могут быть распределены ме- жду ее участниками, а должны использоваться на нужды объединения.
Ассоциация не может быть признана банкротом, т. к. ее члены несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам.
Создание сельскохозяйственных ассоциаций (союзов) может осуществляться по отраслевому и территориальному признакам. Наибо- лее крупным некоммерческим объединением сельскохозяйственных товаропроизводителей является Ассоциация КФХ и сельскохозяйствен- ных кооперативов России (АККОР). АККОР проводит работу по рас- пространению передовых технологий возделывания сельскохозяйствен- ных культур, разработке и реализации программ развития КФХ, органи- зации кооперативов, обслуживающих фермеров и т.п.
Имеются также различные отраслевые некоммерческие объеди- нения: производителей зерна, продукции звероводства и др. Создание и развитие ассоциаций (союзов) сельскохозяйственных товаропроиз- водителей будут способствовать повышению эффективности сельско- хозяйственного производства.
4.5 Организационно-экономические основы деятельности
крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения
Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) – это разновид- ность индивидуальной предпринимательской деятельности без образо- вания юридического лица, при которой семья или группа лиц совмест- но осуществляют производство, переработку и реализацию сельскохо- зяйственной продукции на основе использования имущества и земель- ных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в собствен- ности, пожизненном наследуемом владении или аренде. Глава КФХ признается предпринимателем с момента государственной регистра- ции хозяйства. КФХ участвуют в формировании продовольственного фонда страны, позволяют обеспечить более полную трудовую заня- тость сельского населения, участвуют трудом, материальными и де- нежными ресурсами в комплексном развитии сельских территорий.
В РФ взлет фермерства приходился на середину 90-х годов, од- нако в последующие годы их число постепенно сокращалось. В тоже

97
время средняя площадь земельного участка заметно увеличилась.
Существует глубокая дифференциация КФХ по площади обра- батываемой земли и экономическим результатам. Немало мелких хо- зяйств, получивших 2-3 земельные доли после выхода их СХП. По уровню товарности они мало отличаются ОТ ЛПХ, обеспечивают про- дуктами питания в основном свои семьи и небольшие излишки прода- ют. Одновременно 12% КФХ имеют более 100 га земли. Эти хозяйства были созданы в годы зарождения фермерства и получили помощь как со стороны государства, так и со стороны реформируемых СХП. Они используют более 65% всей фермерской земли в РФ и производят пре- обладающую часть фермерской товарной продукции.
Тем не менее, доля КФХ в площади земельных угодий значи- тельно выше их доли в общем объеме производства сельскохозяйст- венной продукции, что свидетельствует о низком уровне использова- ния производственного потенциала. Если говорить о продукции жи- вотноводства, то фермеры производят лишь 6,3% молока, 3,4% мяса,
0,8% яиц от общего производства в хозяйствах всех категорий. Удель- ный вес производимого КФХ зерна составляет 25%, сахарной свеклы-
10,3%, картофеля – 7,6%, овощей – 14% (по данным Росстата, 2014 г.).
Из-за нехватки техники много фермерской земли не обрабатывается, а урожайность сельскохозяйственных культур зачастую ниже средней урожайности в сельхозорганизациях. Экономическое положение фер- меров усугубляется неплатежеспособностью оптовых покупателей сельхозпродукции.
Наиболее распространены семейные хозяйства фермерского ти- па, основанные на частной собственности на землю и другие средства производства и преимущественно на личном труде их членов.
Наряду с семейными хозяйствами по соглашению между члена- ми разных семей могут быть созданы совместные хозяйства. В резуль- тате объединения имеющихся в их распоряжении ресурсов (земли, средств производства, рабочей силы) они в более короткие сроки соз- дают и осваивают производственные мощности. Распределение дохо- дов производится в соотношении, определяемом заключенным между ними соглашением.
КФХ могут создаваться путем выхода работников из сельхоз- предприятия либо путем выезда для работы на село горожан, знакомых с сельхозпроизводством. С точки зрения устойчивости наиболее пред-