Файл: Принципы драматургии в трагедии Гете Фауст Текст, предназначенный для работы на семинаре Гете Фауст.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы драматургии в трагедии Гете «Фауст»
Текст, предназначенный для работы на семинаре:
Гете «Фауст»
1. Синтетическая форма трагедии Гете. Идейно-логическая основа композиционных частей
Произведение «Фауст» Гете имеет очень интересную форму. Это произведение нельзя точно определить как драму в настоящем понимании этого слова, т.е. как произведение, которое следует ставить на сцене. Гете долго работал над произведением, конечная форма «Фауста» была результатом долгих исканий. Уже с самого начала Гете задумывался о том, что данное произведение не предназначено для исполнения на сцене. Это произведение было задумано автором, как текст для чтения. Дело в том, что автор не хотел ограничивать себя в творческом плане, так как театр в то время обладал строго ограниченными возможностями. Гете с самого начала планировал написать «Фауста» как поэтическое произведение, но соблюдением некоторых драматических правил.
По определению самого автора, «Фауст» – это драма для чтения. Гете также определил жанр этого произведения как философскую трагедию.
В композицию данного произведения входит: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка.
Произведение является многослойным, оно рассчитано на чтение с одновременным визуальным представлением всего содержания текста. В первой части «Фауста – 25 сцен. Вторая же часть состоит из 5 действий. Пьеса довольно сложная в художественном плане, также сложен и ее смысл, но все-таки данное произведение является целостным, доступным для понимания.
Еще одной причиной того, что данное произведение очень трудно поставить на сцене, является то, что персонажи легко перемещаются из одного мира и временного отрезка в другой мир и в другое время. Некоторые из исследователей творчества Гете считают, что «Фауст» – это драматическая поэма. Они объясняют это тем, что в произведении много лиризма и поэтических особенностей.
Способ построения произведения Гете заимствует у Шекспира. Текст разделен не на действия, а на сцены, которые могут быть различными по величине, в сценах есть ремарки. Композиция произведения не линейная, как у Шекспира, а спиральная, образуются определенные концентры.
В произведении автор органично смешивает элементы различных жанров – драмы, лирики и эпоса. Это является еще одной причиной, по которой исследователи относят «Фауста» драматической поэме. В тексте также много сцен, которые имеют в свое основе различную художественную природу. Например, встречаются реально-бытовые сцены. К таким сценам можно отнести описание народного праздника, который проходит весной; описания свиданий Маргариты и Фауста. Есть в произведении и трагические сцены.
Такими сценами являются, например, описание страданий Гретхен в то время, когда она арестована и сидит в тюрьме, описание попытки самоубийства, которое хотел совершить Фауст. Присутствуют в произведении сцены фантастики. Но, надо сказать о том, что фантастика у Гете не всегда является чистой фантастикой по своей сути. Все фантастические образы связаны с реальными образами.
Достаточно интересным является композиционное построение второй части «Фауста». В этой части нет четкого разделения на структурные композиционные элементы. Соблюдая традицию драматического жанра, Гете выстраивает вторую часть из пяти актов, причем они не равны по своему объему. Построение и связь актов между собой не связаны определенным сквозным движением и смыслом, как в обычном драматическом произведении. Нет в данном произведении и такой композиционной связности, когда смысл одной сцены логически перетекает в следующую сцену, и части связаны между собой определенной логической связью и причинно-следственными отношениями. Отдельные части становятся самостоятельными в смысловом плане, они являются как бы отдельными драмами. Например, такими являются «Императорский дворец», «Маскарад», «Классическая Вальпургиева ночь». Во всей второй части есть драматическое движение, оно является связующим звеном, которое соединяет все развитие сюжетной линии с фигурой Фауста.
Основная тема трагедии – духовные поиски, которые терзают главного персонажа произведения. Фауст по своему роду деятельности является ученым. Но в процессе занятий наукой он решил, что ему не хватает тех знаний, которыми может овладеть обычный человек. Фауст заключает договор с дьяволом, образ которого воплощен в персонаже по имени Мефистофель. Мефистофель дарует Фаусту продление жизни, которую ученый использует для занятий наукой. Присутствуют в трагедии и тема любви, которая раскрывается автором через описание отношений Фауста и Маргариты. Любовь, по мнению Гете, является чувством, которое имеет двойственную природу. Любовь может быть светлым и прекрасным чувством, но в то же время любовь является и большой трагедией. Трагическая сущность любви раскрывается через образ Маргариты.
Основная проблема трагедии «Фауст» – проблема сосуществования добра и зла в человеческой жизни. Данная проблема раскрывается автором через описание сосуществования этих двух понятий в одной человеческой душе. Гете показывает, что каждый человек одновременно является носителем добра и зла.
Основная идея произведения заключается в том, что Фауст не двигался бы вперед и не развивался без одновременного сосуществования в мире и в нем самом зла, сомнений, душевной пустоты, разочарований и такими ценностями, как добро, творчество, вера. Без всего этого не было бы ценности познания.
Еще одна идея, которая раскрывается в произведении – это возвеличивание человека. Автор говорит о том, что человек обладает силой и красотой, он обладает самым прекрасным качеством – разумом. Именно разум помогает человеку развиваться и возвышаться над остальными живыми существами.
В композиции смешение времен отразилось в сочетании классицистического (в духе античности) членения текста на 5 актов и шекспировского разделения на сцены внутри актов. Произвол в пространстве и времени «большого мира» подчеркивается возвращением к естественному старению Фауста.
2. Философско-эстетический смысл Прологов
В трагедии «Фауст» есть два пролога, которые автор использует не случайно.
Начинается произведение «Посвящением», в котором автор вспоминает о своих друзьях, с которыми провел много времени в своей жизни. Гете сожалеет о том, что очень быстро проходит жизнь, проходят молодые годы. Пишет здесь автор и о том, как создавалось данное произведение.
Далее идет «Театральное вступление», которое иногда еще называют «Прологом на сцене». Это пролог написан очень легким языком, в свободной манере. Здесь описывается беседа директора театра, комического актера и поэта. Темой их беседы стала проблема художественного творчества. Они обсуждают вопрос о том, каким должно быть творчество. Истинная поэзия, по мнению собеседников, должна быть предназначена для вечности. Такая поэзия не может нравиться толпе. Все участники беседы соглашаются с тем, что театральные постановки должны быть такими, чтобы их принимал зритель. Директор театра высказывает мнение, что театральное зрелище должно обязательно приносить доход. Поэт говорит о невозможности для себя опуститься до тех вкусов, которые есть у зрителей. Мнение актера – это мнение самого автора. Зрелище должно быть сочетанием жизненно-важного содержания и занимательности, развлечения для зрителя.
Таким образом, идейный смысл этого пролога – различные подходы к искусству и его содержанию.
Далее идет «Пролог на небесах». Эта композиционная часть произведения была задумана автором для того, чтобы раскрыть все свои основные идеи. Персонажи этого «Пролога» – Бог, Мефистофель и архангелы. Разгорается дискуссия между Богом и Мефистофелем. Они говорят о Фаусте. Бог считает его своим верным слугой. Мефистофель просит позволения у Бога испытать ученого. Бог верит в своего подданного и разрешает дьяволу начать эту игру. В дальнейшем, все развитие сюжета трагедии разворачивается как бы перед глазами Бога, который наблюдает за Фаустом и оценивает его действия. Но присутствие Бога автор никак не проявляет.
Таким образом, основной идейный смысл данного пролога – у человека нет свободы и права выбора в решении своей судьбы. Все в жизни человека решают высшие силы, могущественные и беспощадные. Но автор также говорит о том, что человек может познать эти силы, в этом познании человек свободен.
В «Прологе на небесах» Бог и Мефистофель начинают спорить о смысле человеческого существования на Земле. Дьявол дает человеку уничижительную характеристику. Он считает человека, даже если он очень выдающийся ученый, например, такой, как Фауст, беспомощным и мелким созданием. Мефистофель открыто смеется над человеком, он считает человеческий разум всего лишь ничего не стоящим самомнением. Бог вместе с Архангелами спорит с дьяволом. Господь высоко ценит Фауста, которого он считает воплощением всего лучшего, что есть в человеке вообще. Мефистофель же, наоборот, считает Фауста воплощением всего низкого, что ест в человеке. И все-таки, в ходе спора с Богом, Мефистофель соглашается, что Фауст – не ничтожное существо.
3. Особенности сюжетного развития двух частей трагедии. Система персонажей. Пространственно-временная организация художественного мира
Главный персонаж трагедии – ученый, Доктор Фауст. Он страдает и терзает себя тем, что не смог все узнать в этом мире. Доктор Фауст находится в таком состоянии, что хочет совершить самоубийство. Совершить этот грех ему помешал звон церковных колоколов. Затем Фаусту в разных образах является Мефистофель, который предлагает заключить договор. Согласно этому договору теперь Мефистофель будет исполнять все желания главного персонажа. В том случае, если наслаждения очень сильно увлекут Фауста и он захочет остановить мгновение счастья, тогда ученый навеки вечные станет рабом Мефистофеля. Договор подписывается кровью.
Доктор становится молодым, беззаботным юношей, который весело проводит время. Он соблазняет красивую крестьянку Гретхен, которая ради любви к Фаусту забывает о чести. По вине Фауста девушка теряет брата, который был убит в драке. И здесь не обошлось без Мефистофеля. Это он приказал Фаусту ввязаться в драку. Фауст убегает от расплаты. Все страдания и беды ложатся на плечи это хрупкой девушки. Она топит в реке новорожденное дитя и попадает в тюрьму, где лишается рассудка. Гретхен искренне раскаивается в своем поступке, и господь забирает ее душу на небеса. Затем возлюбленной Фауста становится красавица Елена, из-за которой началась Троянская война. Однако связь с ней не была счастливой для героя.
Постепенно Фауст разочаровывается в жизни – ни один из соблазнов дьявола уже его не интересует. Он решает принести пользу людям, построив плотину и большой город. Эта мысль так увлекает Фауста, что он просит время замедлить свой бег. Мефистофель собирается забрать душу доктора, но ее возносят в рай ангелы – Фауст постиг величайшую из истин. Он раскаялся во всех своих грехах. Бог забирает его к себе, на небеса. Там Фауст встречается с душой своей возлюбленной – Маргариты.
Система персонажей. В трагедии представлены образы Бога, Мефистофеля, Фауста, Маргариты, Рафаэля. Добро и свет в произведении олицетворяет Господь, который ведет спор с Мефистофелем в прологе. Бог верит в человека, в то, что чистота, добро и истина победят в человеческой душе.
В произведении наблюдается конкретное и абстрактное пространство и время.
4. Образы Фауста (его истоки) и Мефистофеля. Проблема обретения истинного смысла жизни. Трагедия Маргариты
Мефистофель – это образ дьявола. Это образ, который является отрицание всего доброго и светлого в человеке, неверие в добрые намерения человека, неверие в его разум и силу. В произведении дьявол показан в облике человека, довольно-таки рассудительного, вежливого, галантного. Ничего в поведении Мефистофеля не говорит о его страшной душе. В этой душе – только пустота и зло. Мефистофель говорит о том, что человек – это ничтожное существо, человеческая жизнь не имеет никакого смысла. В принципе, существование этого мира и человека в нем, Мефистофель считает ненужным и безысходным. Он ко всему относится с цинизмом и насмешками. Именно таким, по мнению литературоведов, Гете представлял воплощение зла.
Мефистофель привык смотреть на мир презрительно, но без ненависти. Наблюдая за историей любви Фауста и Маргариты, он посмеивается, а после трагического конца говорит горькую правду Фауста. Главная черта Мефистофеля в трагедии – это ироническая шутливость. Дьявол постоянно сопровождает Фауста, выполняет все желания доктора, но в то же время Мефистофель постоянно насмехается над Фаустом, насмехается над стремлениями доктора к знаниям. Все качества, которые есть у Мефистофеля, – неверие в человека, отрицание человеческого величия и разума, сомнение в нужности существования человека на Земле – все это противопоставлено мыслям Фауста, который верит в человечество и в каждого отдельного человека.