Файл: Принципы драматургии в трагедии Гете Фауст Текст, предназначенный для работы на семинаре Гете Фауст.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует сказать, что не все в Мефистофеле можно считать отрицательными качествами. Например, он говорит о том, что не надо заниматься изучением ненужных знаний, т.е. Мефистофель отрицает схоластику. По мнению этого персонажа, важна не столько теория, сколько практика, наука должна помогать жизни, а не просто выводить никому не нужные теории. Образ Мефистофеля нужен в трагедии, как конфликт, помогающий Фаусту приблизиться к разгадке тайн бытия.
Основа трагедии «Фауст» народная книга, которая называется «История о докторе Иоганне Фаусте, прославленном волшебнике и чернокнижнике. Эта книга была издана в 1587 г. во Франкфурте-на Майне. Образ доктора, который связался черной магией и дьяволом, появился уже в Средних веках. Ради постижения знаний и испытания чувственных наслаждений Доктор заключает сделку с дьяволом, не боясь принести в жертву свою душу.
Образ Фауста – это образ пытливого и неугомонного человека, пытающегося узнать как можно больше в этой жизни. В образе этого персонажа Гете видит не только отражение самого себя, но также и человека своего времени, периода Просвещения, расцвета немецкой культуры и философии.
Доктор является человеком высоких духовных стремлений. Он – деятельный, умный, эрудированный человек. В своих поисках Фауст хочет найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть сольются, будут в гармонии. «Две души живут во мне» – признается Фауст. Одна из них – земная и пылкая, любит земную жизнь. Другая – тяготеет к небесной чистоте, подальше от тела.
Главный персонаж трагедии Гете – ученый Фауст. Он прожил большую жизнь, приобрел много разнообразных знаний, но истина осталась недоступной. Устав от научных поисков, Фауст понимает, что жизнь проходит мимо него. Он разочарован, на грани самоубийства. У него больше нет стимула продолжать научные исследования, нет никакого интереса в изучении науки и поиске истины. Ради того, чтобы прожить жизнь снова, он закладывает душу дьяволу. В обмен Мефистофель дарит Фаусту молодость. В Фаусте Гете подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: неудовлетворенность достигнутым и направленность к идеалу. Его главные качества – острый ум и стремления к самопознанию мира. Герою присущи постоянное творческое беспокойство, склонность к поискам новых знаний, проникновение в глубинную суть жизни. Он не стремится к почестям и славе и хочет превратить землю в цветущий сад. Вступая в борьбу с природой, Фауст мечтает сделать людей свободными и счастливыми.
Один из ярчайших образов трагедии «Фауст» – это образ Маргариты, возлюбленной доктора Фауста. Маргарита стеснительная, целомудренная и по-детски верит в Бога. Она живет честным трудом, иногда довольно тяжелым. Маргарита, наверное, стала бы хорошей женой. «Вы созданы для радостей семейных» – говорит ей Мефистофель при первой встрече. Как почти ангельское существо, Гретхен чувствует скрытую дьявольскую сущность Мефистофеля и боится его.
Однако Маргарита способна и на большую любовь, большую страсть. Полюбив Фауста, она способна пожертвовать для него всем в своей жизни. Их любовь противопоставляется отношениям Мефистофеля и Марты, рассудительным и лицемерным.
Фауста в Маргарите привлекает чистота и невинность, в том числе душевная. Эта милая девушка, почти ребенок, напоминает ему ангела. Фауст честно верит в то, что его любовь будет вечной. При этом он понимает, что близкие отношения с этой девушкой могут разрушить ее тихую и мирную жизнь. В городке, где живет Маргарита, внебрачные отношения для девушки – большой позор. Но Фауст дает волю своей страсти, подталкиваемый Мефистофелем. Семья девушки разрушена, ее брат гибнет от руки Фауста в уличной стычке. Фауст и Мефистофель после убийства бегут из города, оставив девушку одну. Опозоренная, она оказывается в нищете, сходит с ума и топит в пруду новорожденную дочь.
Но даже после того, как жизнь и разум Гретхен загублены, в ее душе остается что-то святое, «светлый мир ребенка». Ожидая казни в тюрьме, она снова видит своего любимого Фауста. Тот опомнился и с помощью Мефистофеля пытается ее выручить. Маргарита отказывается от побега из тюрьмы. Душа Маргариты, несмотря ни на что, будет спасена.
Фауст только «играет любовью» и тем вернее обрекает на смерть возлюбленную. Покориться чарам Маргариты для Фауста означало бы так или иначе подписать мировую с окружающей действительностью.
Некоторые литературоведы, например Н. Вильмонт, Л. Копелев, считают, что Маргарита-Гретхен – обаятельное порождение порочного мира. Чем станет она в будущем? Это зависит от обстоятельств: она не противопоставляет им своей воли. Л. Копелев говорит, что на добрая, чистая душой, самозабвенно и доверчиво любящая – живое олицетворение самых здоровых сил земной действительности, народности, женственности. Но именно поэтому, бесхитростно простая, обаятельная и ограниченная в своем очень конкретном личном обаянии, она не может дать Фаусту даже одного мгновения полного счастья. Он горячо любил все человечество, но его любовь к Маргарите оказывается эгоистичной и потому жестокой, губительной. А Маргарита могла любить только его одного. И любила самоотверженно, безоглядно, жертвуя всем, забывая обо всем, кроме счастья возлюбленного. По мысли Копелева, в судьбе Маргариты олицетворена горестная доля многих миллионов, живших и живущих в таких общественных условиях, когда женщина считается существом низшего разряда.
Литературоведы считают, что именно любовь к Доктору Фаусту – это основа и смысловая наполненность образа Гретхен. Но нужно указать, что в настоящее время литературоведы по-разному смотрят на любовь Гретхен-Маргариты. Одни из исследователей считают, что это не любовь, а страсть глупой женщины, а другие видят в ней простоту неискушенного сердца. Но дело в том, что Маргарита как раз интересна и значительна своим чувством: любовь поглотила разум, любовь повелевает девушкой, ее поступками. Но Гретхен-Маргарита ни в коем случае не жалеет о своем чувстве. И финал ее определен в большей степени развитием, обусловленным в первую очередь поведением Фауста, а не ее духовным или нравственным противоречием.
Таким образом, образ Маргариты двояко трактуется в современном литературоведении.
Список использованных источников
1 Аникст, А. А. «Фауст» Гете. Литературный комментарий / А. А. Аникст. – Москва, 1979.
2 Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода / И. Ф. Волков. – Москва, 1970.
3 Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. – Ленинград, 1972.
4 Коваленко, В. Н. Маргарита Б. Пастернака и Гретхен И. В. Гёте / В. Н. Коваленко. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/margarita-b-pasternaka-i-grethen-i-v-gyote/viewer - Дата доступа: 16. 06. 2023.