Файл: Государственный строительный над.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 4
5 5
WWW.SIPKS.RU
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении из- менений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2009 в сфере строительства была введена система саморегулирования, основанная на положениях Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегули- руемых организациях». Принятыми поправками система лицензирования в строительной деятельности была заменена системой саморегулирования.
В соответствии с п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопас- ность объектов капитального строительства, при наличии выданного са- морегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Поскольку в рассматриваемой ситуации действие свидетельства о допуске подрядчика к осуществлению работ по бурению газовой скважины прекра- тилось, выполнение соответствующих работ после лишения допуска выхо- дит за пределы правоспособности юридического лица - подрядчика.
Таким образом, договор подряда в части обязанностей сторон, связанных с работами, которые подлежат выполнению после лишения допуска, может быть признан судом недействительным (ст. ст. 173, 180 ГК РФ).

4 4
6 6
WWW.SIPKS.RU
Однако в настоящее время арбитражная практика исходит из того, что признание договора подряда недействительным, если работы были факти- чески выполнены и приняты заказчиком, не является безусловным основа- нием для отказа в оплате работ (п. 2 информационного письма ВАС РФ от
24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строи- тельного подряда»).
Арбитражные суды неоднократно рассматривали ситуации, схожие с опи- санной, но в период действия системы лицензирования. Предполагается, что выводы судов, сделанные в период действия лицензирования, можно рас- пространить и на рассматриваемую ситуацию, так как замена системы лицен- зирования на систему саморегулирования не повлекла изменений граждан- ско-правовых обязательств, вытекающих из сделок подряда.
К примеру, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.11.2007
N Ф08-7616/07 по делу N А63-917/06-С3 отметил, что отсутствие лицен- зии на осуществление строительной деятельности и несоответствие актов приемки выполненных работ унифицированной формы сами по себе не влекут ничтожности договоров подряда, учитывая, что работы приняты заказчиком, а их объем подтвержден заключением эксперта. Кроме того, само по себе признание сделки недействительной при условии принятия


4 4
7 7
WWW.SIPKS.RU
заказчиком и полезности выполненных для него работ не освобождает его от обязательства по их оплате в силу ст. 711 ГК РФ.
Подобный вывод содержится также в Постановлении Третьего арбитраж- ного апелляционного суда от 27.02.2010 по делу N А33-12812/2009.
Однако в арбитражной практике имеется и иная позиция. К примеру, ФАС
Поволжского округа в Постановлении от 25.02.2010 по делу N А72-
3753/2009 отметил, что исполнитель по договору не вправе требовать оп- латы выполненных работ в связи с отсутствием лицензии на их проведение.
Таким образом, поскольку единое мнение в арбитражной практике отсут- ствует, свою позицию подрядчику придется отстаивать в суде.
1   2   3   4

П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»

4 4
8 8
WWW.SIPKS.RU
ВОПРОС 4:
Компания получила от саморегулируемой организации свидетельст-
во, в котором список работ был указан в соответствии с Приказом
Минрегиона РФ от 09.12.2008 N 274. Однако данный документ с
01.07.2010 утратил силу в связи с вступлением в силу Приказа Минре-
гиона РФ от 30.12.2009 N 624, в котором закреплен иной перечень
работ. Действительно ли свидетельство?
ОТВЕТ:
Свидетельства, выданные до момента вступления в силу Приказа Минре- гиона РФ от 30.12.2009 N 624, являются действительными.
ОБОСНОВАНИЕ:
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) ин- дивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капиталь- ного строительства, при наличии выданного саморегулируемой организа- цией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким работам.
До недавнего времени свидетельства выдавались в соответствии с Переч- нем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной

4 4
9 9
WWW.SIPKS.RU
документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным При- казом Минрегиона РФ от 09.12.2008 N 274 (далее – Приказ N 274).
Однако с 01.07.2010 действует новый перечень таких работ, утвержденный
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624). С этой же даты Перечень от 09.12.2008 утратил силу.
В соответствии с ч. 9 ст. 55 ГрК РФ СРО выдает свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства без ограничения срока и территории его действия. Следовательно, утрата силы Приказом N 274 не влияет на действительность свидетельств о допуске, выданных в соот- ветствии с данным Приказом.
В то же время Минрегион РФ письмом от 15.06.2010 N 24099-РП/08 дал следующие разъяснения порядка применения Приказа N 624. Организа- ции и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, ука- занные в свидетельстве, выданном на основании Приказа N 274, и прямо предусмотренные Приказом N 624. Однако с 01.07.2010 Минрегион РФ рекомендует лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитек-


5 5
0 0
WWW.SIPKS.RU
турно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, ка- питальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом N 624, только после внесения указанных видов работ в свидетельства о допусках, выдаваемые
СРО.
Минрегион объясняет это тем, что в Приказе N 624 виды работ сформули- рованы в большинстве случаев иначе, чем в Приказе N 274. Поэтому у раз- личных органов и организаций (государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов и др.) могут возникнуть трудности при сопоставлении видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с Приказом N 274, и видов работ, указанных в
Перечне, утвержденном Приказом N 624.
Поэтому, чтобы привести ранее выданные свидетельства о допуске в соот- ветствие с новым Перечнем работ, утвержденным Приказом N 624, СРО должны внести изменения в указанные свидетельства на основании заяв- лений своих членов.
О.И.Сингур
К.ю.н., вице-президент ОАО «НБКИ»

5 5
1 1
WWW.SIPKS.RU
ВОПРОС 5:
Правомерно ли привлекли к административной ответственности по
ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ организацию, осуществляющую функции за-
стройщика по договору об инвестиционной деятельности, если дого-
вором обязанность получить разрешение на строительство возложена
на соинвестора?
ОТВЕТ:
Да, правомерно, поскольку ответственность наступает для компании, осу- ществляющей строительство без разрешения (застройщик), а не для орга- низации, которая должна была такое разрешение получить.
ОБОСНОВАНИЕ:
Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объ- ектов капитального строительства без разрешения на строительство явля- ется правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если для ве- дения такой деятельности требуется получение данного разрешения.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ капитальное строитель- ство должно вестись только по разрешению на строительство, за исключени- ем предусмотренных законом случаев. Данное разрешение представляет

5 5
2 2
WWW.SIPKS.RU
собой документ, который подтверждает соответствие проектной докумен- тации требованиям градостроительного плана земельного участка и дает застройщику право выполнять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (ч. 1 ст. 51
Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуще- ствляющим строительство, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям ч. 2 ст. 52 Градострои- тельного кодекса РФ.
В ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только инди- видуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут вы- полняться любыми физическими или юридическими лицами.


5 5
3 3
WWW.SIPKS.RU
Однако передача полномочий по договору об инвестиционной деятельно- сти не изменяет правового статуса застройщика и не освобождает его от обязанности получить разрешение на строительство.
Таким образом, именно застройщик является субъектом административно- го правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Следовательно, организацию правомерно привлекли к административной ответственности по этой статье, поскольку такая ответственность наступа- ет для компании, осуществляющей строительство без разрешения (за- стройщик), а не для той, которая должна была такое разрешение получить
(привлеченное застройщиком физическое или юридическое лицо).
Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной прак- тики (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2008 по делу
N А56-44446/2007, от 07.04.2008 по делу N А56-29095/2007, ФАС Севе- ро-Кавказского округа от 30.09.2008 N Ф08-5663/2008, от 01.08.2007
N Ф08-4616/2007-1812А).
Л.В.Попова
Директор Департамента налогового консультирования
ООО «Центр консалтинга «Панацея»

5 5
4 4
WWW.SIPKS.RU
ВОПРОС 6:
ОАО (исполнитель) в течение 2009 г. заключило договоры, предме-
том которых является строительство, реконструкция и капитальный
ремонт объектов капитального строительства. Договоры являются
длящимися, выполнение работ предусмотрено в 2009-2011 гг. На пра-
во выполнения указанных работ ОАО в 2008 г. были получены лицен-
зии сроком на 5 лет. Достаточно ли будет наличия лицензии ОАО для
выполнения этих работ?
ОТВЕТ:
Нет, не достаточно. Указанные договоры с 01.01.2010 могут выполняться только при наличии членства исполнителя в саморегулируемой организа- ции и свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, ко- торые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строи- тельства.
ОБОСНОВАНИЕ:
С 01.01.2010 прекратилось лицензирование строительства зданий и со- оружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Это зафиксировано в Федеральном законе от 22.07.2008

5 5
5 5
WWW.SIPKS.RU
N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Россий- ской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федера- ции» (далее - Закон N 148-ФЗ).
Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельно- сти было прекращено с 01.01.2009 (пп. «б» п. 2 ст. 3 Закона N 148-ФЗ).
Таким образом, с 01.01.2010 наличие лицензии при выполнении строитель- ных работ, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капи- тального строительства не требуется.
Принятыми поправками система лицензирования в строительной деятель- ности заменена саморегулированием. Система саморегулирования введена
Законом N 148-ФЗ с 01.01.2009 и основана на положениях Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (да- лее - Закон N 315-ФЗ).
В соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 55.8 Градостроительного кодекса юридиче- ское лицо вправе выполнять работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегули- руемой организацией (далее – СРО) свидетельства о допуске к таким рабо- там. Это свидетельство выдается СРО при приеме юридического лица в ее