Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.4. Методические рекомендации по написанию реферата.

Темы рефератов
Реферат – это композиционно организованное, обобщённое изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования: создать текст о тексте. Обильное цитирование превращает реферат в конспект.

Темы рефератов содержатся в данном пособии, а также в учебно-методических рекомендациях по курсу «Культурология» для студентов заочной формы изучения. Студенту предлагается самостоятельно выбрать тему и согласовать её с преподавателем. Тема выбирается по последним цифрам шифра, указанного в зачётной книжке. Например, шифр 917. Можно писать работу по темам 7, 17, 27 и т.д.

Рефераты, полностью взятые из Интернета или скопированные с дисков, не зачитываются. Интернетом пользоваться можно при условии указания сайта в сносках и списке использованных источников. При написании работы нужно обязательно использовать не менее трёх источников или статей.

Без зачтенного реферата студенты не допускаются к сдаче экзамена или зачета по дисциплине.

Структура реферата. Реферат обязательно должен содержать следующие части.

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями. На титульном листе указываются: названия учебного заведения, учебной дисциплины, тема реферата; фамилия, имя, отчество студента; шифр студенческой зачетной книжки и домашний адрес; должность, фамилия преподавателя, город, год.

Содержание включает названия всех структурных частей работы с указанием страниц.

Во введении обосновывается выбор темы, формулируются задачи работы, обозначается структура работы.

Основная часть.В основной части последовательно раскрывается содержание темы, причём основная часть разделяется на разделы и подразделы, обусловленные темой реферата. Однако студент должен учитывать, что нецелесообразно делить основную часть реферата более чем на четыре раздела.

В заключении излагаются выводы по теме исследования.

Список использованных источников должен содержать не менее трех источников и быть оформленным в соответствии с правилами.


Оформление реферата должно соответствовать требованиям РД ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» 013-2012 «Текстовые студенческие работы. Правила оформления».

Объем реферата должен составлять 10-12 листов компьютерного текста с одной стороны, 14 шрифт, 1,5 интервал, лист формата А4. Листы должны быть пронумерованы, оставлены поля для замечаний рецензента. Допускается написание реферата от руки. В этом случае объем его будет составлять 12 листов обычной школьной тетради.

Работа должна быть сброшюрована. Сокращение слов не допускается, кроме общепринятых (например, годы – гг.; век – в. и т.д.).

Оценка реферата. Реферат оценивается преподавателем положительно («зачтено»), если содержание соответствует выбранной теме и соблюдены все структурные и формальные требования к тексту. Срок проверки реферата – две недели. Незачтенный реферат возвращается студенту для исправлений и доработок. В этом случае он выполняется заново в соответствии с указаниями и замечаниями преподавателя.
Темы рефератов


  1. Культурология как общая теория культуры.

  2. Историческое развитие представлений о культуре.

  3. Первые попытки системного описания культурно-исторического процесса в книге Дж. Вико «Новая наука» (либо по выбору студента: в творчестве одного из перечисленных мыслителей: Кондорсе, Тюрго, Вольтера, Дидро).

  4. Осмысление противоречий культуры и цивилизации в творчестве Ж.-Ж. Руссо.

  5. Проблемы культуры в философии русского Просвещения.

  6. Эволюционизм и неоэволюционизм как способ объяснения развития культур (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, М.Н. Миклухо-Маклай, Л. Уайт и др.).

  7. Диффузионизм как теория контакта и культурных заимствований (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер, Л.И. Мечников, Т. Хейердал).

  8. Психоанализ как культурологическое учение (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

  9. К.Г. Юнг об архетипических основаниях культуры.

  10. Э. Кассирер о культуре как «символической вселенной».

  11. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги (по работе «Homo ludens. В тени завтрашнего дня»).

  12. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры.

  13. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

  14. Евразийство как культурологическая концепция (Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский и др.).

  15. Символ и его функции в культуре.

  16. Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху.

  17. Пассионарность как фактор культурных изменений (Л.Н. Гумилев).

  18. Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности.

  19. Миф и его место в первобытной культуре.

  20. Генезис художественной деятельности и ее ранние формы в первобытной культуре.

  21. Античность как тип культуры.

  22. Проблема самобытности культуры Древнего Рима и ее основные черты и достижения.

  23. Византийская культура как наследница античных традиций.

  24. Традиции народной культуры в средневековой Руси.

  25. Храм как средоточие духовно-культурной жизни средневековой Руси.

  26. Роль средневековой арабо-мусульманской культуры в истории мировой культуры.

  27. Возрождение и его место в развитии западноевропейской культуры.

  28. Реформация как социокультурная предпосылка Нового времени.

  29. Отражение основных культурных тенденций эпохи Нового времени в экономике, политике, морали, быте, искусстве, религии.

  30. Эпоха петровских реформ и традиции русской культуры.

  31. Роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры.

  32. Понятие «серебряного века» как духовного ренессанса русской культуры.

  33. Антропогенез и начала культуры.

  34. Искусство и религия.

  35. Ф. Кафка и сюрреализм.

  36. Концепция массовой культуры и массового сознания Х. Ортеги-и-Гассета.

  37. Мифы и обряды в древних культурах.

  38. Постмодернизм как стиль культуры ХХ в.

  39. Проблема русского менталитета и русского характера в работах Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Булгакова.

  40. Символика цвета в различных культурах.

  41. Феномен массовой культуры.

  42. Менталитет и картина мира. Типология культуры. Религия как форма культуры.

  43. Наука как культурообразующий фактор.

  44. Техника и цивилизационный процесс.

  45. Искусство в контексте культуры.

  46. Проблемы глобального виртуального культурного пространства.

  47. Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации.

  48. Контркультура и агрессия.

  49. Дионисийское и аполлоническое начала в культурах.

  50. Игра как культурная универсалия.

  51. Генезис и сущность массовой культуры.

  52. Индо-буддийский тип культуры.

  53. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

  54. Неомифологизм в культуре ХХ столетия.

  55. Семантика геометрических фигур в истории культуры.

  56. Отношение к смерти в разных культурных эпохах.

  57. Языческая символика как система мировосприятия древних
    славян.





    1. Контрольные вопросы по курсу




    1. Семантика термина «культурология». Культурология как наука.

    2. Объект и предмет культурологии.

    3. Цели и задачи культурологии.

    4. Понятие «культура» и его историческая динамика.

    5. Функции культуры.

    6. Структура культуры.

    7. Материальная культура.

    8. Базисные элементы духовной культуры.

    9. Основные критерии типологии культуры.

    10. Историческая типология культуры.

    11. Культура социально-этнических общностей.

    12. Профессиональная и народная культура.

    13. Элитарная и массовая культура.

    14. Доминирующая культура, субкультура, контркультура.

    15. Сущность художественной культуры. Понятие искусства.

    16. Знаково-символическая функция искусства.

    17. Первобытная культура. Основные черты.

    18. Ритуал и обычай в первобытной культуре.

    19. Магия как способ познания и освоения мира.

    20. Миф как основная форма архаического сознания.

    21. Культура Древнего мира. Общая характеристика.

    22. Социокультурные доминанты эпохи Средневековья.

    23. Специфика культуры эпохи Возрождения.

    24. Общая характеристика культуры Нового времени.

    25. Культура ХХ в.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список основной учебной и учебно-методической литературы


  1. Гуревич, П. С. Культурология: учебник для средних профессиональных учебных заведений / П. С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 327 с.

  2. Доброхотов, А. Л. Культурология : учеб. пособие / А. Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 480 с.

  3. Культурология. Конспект лекций / Г. В. Драч, А. Н. Ерыгин,
    М. В. Заковоротная, В. К. Королев, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 160 с.

  4. История культурологии : учеб. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. д-ра филос. наук, проф.
    А. П. Огурцова. – М. : Гардарики, 2006. – 383 с.

  5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.

  6. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2010. – 288 с.

  7. Культурология / под ред Н. Г. Багдасарьян. – Новосибирск : Высшее образование, 2008. – 495 с.

  8. Культурология : учеб. / под ред. Ю. Н.Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2007. – 566 с.

  9. Культурология. История мировой культуры : учеб. для вузов / под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., доп. и пер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 600 с.

  10. Основы культурологии : учеб. пособие / отв. ред. И. М. Быховская. – М. : Едиториал УРСС, 2007. – 496 с.

  11. Руднев, В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века / В. П. Руднев. – М. : Аграф, 2009. – 543 с.



Справочники и справочные издания


  1. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М. : ООО Изд-во «Вече», ООО Изд-во АСТ, 2003. – 608 с.

  2. Кравченко, А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко. – М. : Академический Проект, 2000.

  3. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1 / под ред. С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга; Алетейя, 2007. – 447 с.

  4. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2 / под ред. С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга; Алетейя, 2007. – 370 с.

  5. Современный словарь по культурологии / под ред. В. В. Юрчук. – Минск : Современное слово, 2004. – 216 с.

  6. Хоруженко, К. М. Культурология: Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 640 с.

  7. Ширяев, Л. А. Словарь культурологических терминов / Л. А. Ширяев, С. В. Коровина. – Уфа : Изд-во Башкирского ун-та, 2009. – 540 с.

  8. Энциклопедический словарь по культурологии / под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 2003. – 477 с.



Учебное издание

Балахнина Валерия Юрьевна, Тимофеева Ирина Юрьевна

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех специальностей заочной формы обучения


Научный редактор – доктор культурологии,
профессор Н. Ю. Костюрина

Редактор Ю. Н. Осинцева

Подписано в печать 25.01.2013.

Формат 60 ´ 84 1/16. Бумага 65 г/м2. Ризограф EZ570e.

Усл. печ. л. 6,97. Уч.-изд. л. 6,74. Тираж 100 экз. Заказ 25219.
Редакционно-издательский отдел

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.
Полиграфическая лаборатория

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»


681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27.