Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный университет»
Кафедра «Философия и культурология»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очно-заочной форм обучения

Комсомольск-на-Амуре

2017
1. Планы практических занятий
Занятие 1. Культурология в системе социально-гуманитарного

знания
Вопросы для обсуждения:

  1. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

  2. Предмет и задачи культурологии.

  3. Многогранность понятия «культура», её основные функции.

  4. Развитие взглядов на культуру в европейском гуманитарном знании.


Задания:

  1. Дайте определение следующим терминам и понятиям: культура, цивилизация, культурология, социология культуры, семиотика культуры, антропология.

  2. Приведите примеры, иллюстрирующие функции культуры.


Литература:

  1. Безклубная, С. А. Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества / С. А. Безклубная // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 5.

  2. Бобако, В. А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А. Бобако, С. И. Лезикова. – М. : Аспект-пресс, 2000. – 392 с.

  3. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2002. – 496 с.

  4. Культурология. ХХ век: Словарь-справочник : в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 2 т.

  5. Флиер, А. Я. Современная культурология: Объект, предмет, структура / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2.

Занятие 2. Строение (морфология) культуры
Вопросы для обсуждения:

  1. Идеалы, нормы и ценности в структуре культуры.

  2. Материальная культура, её строение.

  3. Духовная культура как составная часть культуры общества.

  4. Общечеловеческие ценности как приоритеты культуры.



Задания:

  1. Дайте определение следующим терминам и понятиям: материальная культура, духовная культура, ценности, нормы, законы, нравы, обычаи, идеалы, мода.

  2. Расположите понятия в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания за их нарушения: табу, привычка, традиция, нравы, законы, обычаи.

  3. Мотивированно ответьте на вопросы:

  • Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего культура является ущербной)? Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип ценностной ориентации.

  • Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей. Как происходит смена норм в жизни общества?


Литература:

  1. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2002. – 496 с.

  2. Культурология. ХХ век: словарь-справочник : в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 2 т.

  3. Культурология : учеб. / под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М. : Высш. шк., 1999. – 326 с.

  4. Мамонтов, С. А. Основы культурологи / С. А. Мамонтов. – М. : Изд-во РОУ, 1996. – 342 с.


Занятие 3. Типология культуры
Вопросы для обсуждения:

          1. Критерии типологизации культур. Социальные типы культуры (элитарная, массовая, маргинальная и др.).

          2. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры.

          3. Понятия «базовая» культура и субкультура. Их взаимоотношения.

          4. Типы субкультур:

  • традиционалистские и инновационно-авангардные;

  • субкультуры основных этапов жизненного цикла.

5. Маргинальные культуры. Причины и условия появления. Отличительные черты.

6. Специфика молодежной субкультуры.

7. Типологическая характеристика контркультуры.
Задания:

              1. Дайте определение следующим терминам и понятиям: массовая культура, элитарная культура, маргинальная культура, субкультура, контркультура, национальная культура, социокультурная стратификация, этноцентризм, культурный релятивизм.

2. Охарактеризуйте одну из молодёжных субкультур современности: внешний вид, образ жизни, символика, язык.

3. Проанализируйте конкретное явление массовой культуры (реклама, телепроект, ток-шоу, сериал и др.), выявите механизмы воздействия на потребителя.
Литература:

  1. Кармин, А. С. Основы культурологии: морфология культуры /
    А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 1997. – 264 с.

  2. Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. – 575 с.

  3. Культурология. ХХ век: словарь-справочник : в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 2 т.

  4. Мамонтов, С. П. Основы культурологии / С. П. Мамонтов. – М. : Изд-во РОУ, 1996.

  5. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. – М. : Изд-во политической литературы, 1991. – 366 с.

  6. Щепаньская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры / Т. Б. Щепаньская. – СПб. : Владос, 1993. – 437 с.



Занятие 4. Первобытная культура человечества
Вопросы для обсуждения:

  1. Первобыт как первый исторический тип культуры.

  2. Условия и способы изучения первобытной культуры. Проблема интерпритаций артефактов эпохи первобыта.

  3. Основные периоды развития первобытной культуры и их характеристика.

  4. Ключевое положение верхнего палеолита в первобытной культуре (появление человека современного типа, введение экзогамии, возникновение рода и семьи, формирование основных архетипов).

  5. Возникновение духовной культуры (магия, первобытное искуство, речь).

  6. Особенности «естественной религии» первобытного общества (тотемизм, анимизм, фетишизм).

  7. Неолитическая революция и ее значение.


Литература:

  1. Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М. : Академкнига, 1999.

  2. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1995.

  3. Культурология : учеб. пособие / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб. : Северо-Балтийское из-во, 1996.

  4. Мириманов, В. Б. Искусство и миф / В. Б. Мириманов. – М. : Согласие, 1997.

  5. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев. – М. : Наука. 1974.

  6. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. – М. : Политиздат, 1976. – 575 с.


Занятие 5. Культура древних славян
Вопросы для обсуждения:

  1. Представления древних славян о строении мира (горизонтальное, вертикальное членение мира).

  2. Ритуалы, обряды древних славян, связанные с жизненным циклом.

  3. Представление славян о душе, смерти. Погребальные обряды.

  4. Мифология древних славян:

  • источники изучения восточнославянской мифологии;

  • общая структура славянского пантеона;

  • уровни мифологической иерархии.


Задания

  1. Дайте определение следующим терминам и понятиям: культ, обряд, ритуал, магия, святилище, капище, идол, тризна.

  2. Назовите обряды древних славян, связанные с жизнью и деятельностью, перечислите обрядовые действия, укажите их сакральный смысл.

  3. Дайте мифологическое объяснение смыслу образных выражений: «три – четыре»; «плясать от печки»; «до первых петухов».

  4. Составьте схему славянского пантеона, распределив богов и мифологических персонажей согласно установленной иерархии.



Литература:

  1. Белов, А. Поклонение Перуну / А. Белов // Наука и религия. – 1992. – № 2. – С. 16-17.

  2. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. – М. : Просвещение, 1980. – 542 с.

  3. Мифы древних славян. Велесова книга / сост. А. И. Баженова,
    В. И. Вардугин. – Сара­тов : Надежда, 1993. – 320 с.

  4. Криничная, Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора /
    Н. А. Криничная. – М. : Академический проект; Гаудеамус. 2004. – 1008 с.

  5. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков – М. : Наука, 1988. –782 с.

  6. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М. : Эллис-Лак, 1995. – 416 с.


Занятие 6. Русская культура средневековья
Вопросы для обсуждения:

  1. Социокультурное значение крещения Руси.

  2. Возникновение двоеверия Древней Руси и формы его проявления в культуре.

  3. Трансформация византийского канона в русской архитектуре и живописи:

  • роль и значение храма в православной культуре;

  • иконопись в православной культуре. Роль и значение иконы в жизни русичей. Символика иконы;

  • храмовое служение как синтез слова, музыки, красок, действа.


Задания:

  1. Дайте определение следующим терминам и понятиям: храм, церковь, собор, нефы, алтарь, крест, иконостас, икона, фреска, купол.

  2. Проанализируйте содержание православной иконы (на выбор: Владимирская богоматерь, Великая Панагия, Спас Нерукотворный).


Литература:

  1. Барская, Н. А. Сюжеты и образы русской живописи / Н. А. Барская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.

  2. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учеб. для студ. высш. уч. заведений : в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова – СПб. : Лань, 2002. – 672 с.

  4. Кондаков, И. В. Культура России / И. В. Кондаков. – Русская культура: краткий очерк истории и теории : учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – 360 с.

  5. Лазарев, В. Н. Русская иконопись: От истоков до начала XVI века / В. Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1983. – 263 с.


Занятие 7. Культура русского Просвещения
Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание петровских реформ, их культурно-историческое значение.

  2. Формирование идеологии Просвещения.

  3. Дихотомия русской культуры XVIII в.

  4. Славянофильство и западничество в русской культуре XVIII в.



Задания:

  1. Дайте определение следующим терминам и понятиям: просвещение, парсуна, портрет парадный, портрет интимный, барокко, классицизм, секуляризация.

  2. Перечислите основные жанры в искусстве Петровской эпохи. Чем обусловлено их развитие?


Литература:

  1. Калязина, Н. В. Русское искусство Петровской эпохи / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова. – Л. : Художник РСФСР, 1990. – 272 с. : ил.

  2. Кондаков, И. В. Культура России / И. В. Кондаков. – Русская культура: краткий очерк истории и теории : учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – 360.

  3. Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры V века / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1987. – 319 с. : ил.

  4. Овсянников, Ю. М. Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников. – М. : АСИ-Пресс, 2001. – 240 с.


Занятие 8. Культура ХХ в.
Вопросы для обсуждения:

  1. Основные тенденции в развитии современной культуры. Техницизм и гуманизм как основа существования «двух культур», их противоборство.

  2. Многообразие художественной жизни ХХ в. Сосуществование множества художественных методов и творческих манер.

  3. Модернизм как специфический путь художественного выражения проблем ХХ в. Авангард и традиция.

  4. Постмодернизм как изменение стиля и правил культурной практики конца ХХ в.


Задание:

Дайте определение следующим терминам и понятиям: сциентизм, тоталитаризм, модерн, модернизм, постмодернизм, авангард, символизм, акмеизм, футуризм, орфизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм, фовизм, примитивизм, поп-арт, оп-арт, боди-арт, кич, гиперреалирм, концептуальное искусство.
Литература:

  1. Берг, Л. Н. Элементарные средства выражения разных видов искусства / Л. Н. Берг // Человек. – № 6. – 2001.

  2. Полевой, В. М. Малая история искусств: Искусство ХХ века 1901-1945 / В. М. Полевой. – М. : Искусство, 1991. – 304 с.

  3. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.

  4. Якимович, А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-1960-х годов на Западе и в России: альбом / А. К. Якимович. – М. : ОЛМА-ПРЕСС: Галарт, 2001. – 176 с.


2. Методические рекомендации по выполнению

контрольной работы. Темы контрольных работ
Как правило, студенту заочного отделения по курсу «Культурология» необходимо выполнить одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы студент выбирает по последней цифре в зачетной книжке. При этом у него будет выбор между двух тем – из области теории культурологии и истории культуры. Каждая тема работы должна