Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сопровождается списком использованных источников, на основании которого выполняются задания контрольной работы. При ее написании можно воспользоваться учебной и справочной литературой, указанной в библиографическом списке. Помимо этого, при ответе на некоторые вопросы, студенту можно воспользоваться Интернет-ресурсами, указав их в соответствии с правилами оформления в списке использованных источников.

Главная задача студента – дать исчерпывающие ответы на вопросы контрольной работы.

Структура контрольной работы. Контрольная работа должна обязательно содержать следующие структурные части:

  • титульный лист;

  • тему контрольной работы (с указанием номера темы);

  • ответы на вопросы контрольной работы (с обязательным указанием формулировки вопроса);

  • список использованных источников, который должен содержать не менее трех источников.

Оформление и порядок сдачи контрольной работы. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям РД ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» 013-2016 «Текстовые студенческие работы. Правила оформления».

Контрольная работа выполняется письменно в печатном виде на листах формата А4. Страницы работы нумеруются, шрифт 14 Times New Roman, полуторный интервал. В контрольной работе не допускаются пропуски вопросов, сокращения и исправления. Работа должна быть сдана не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. Контрольная работа сдается преподавателю на проверку в электронном виде через систему личного кабинета.

Оценка контрольной работы. Контрольная работа оценивается преподавателем положительно («зачтено»), если выполнено правильно не менее 70 % заданий. Если работа не соответствует предъявляемым к ней требованиям, оформлена не по стандарту, попущены задания, отсутствует оформленный список использованных источников, а также если большинство заданий выполнено неправильно, то контрольная работа возвращается студенту на доработку. При ее доработке необходимо учитывать все замечания, изложенные преподавателем в рецензии. Время проверки контрольной работы преподавателем – две недели. Без зачтенной контрольной работы студенты не допускаются к экзамену (зачету) по дисциплине.

Темы контрольной работы
Тема 1. Культурология как наука
1. Назовите причины и определите условия формирования культурологии в качестве самостоятельной науки.

2. Что является предметом изучения культурологии?

3. Продолжите определение: «Культурология есть система научных знаний о культуре как…».

4. Дайте определение следующим терминам: культурология, антропология, культура, цивилизация, типология культуры, морфология культуры, динамика культуры.

5. Культурология – это интегративная наука, которая включает в себя знание других наук гуманитарного цикла. Охарактеризуйте, какой области культуры посвящены исследования следующих наук:

  • история культуры;

  • антропология;

  • семиотика культуры;

  • этнография;

  • философия культуры.

6. Перечислите задачи культурологии как науки.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 2. Понятие культуры
1. Дайте несколько определений понятию культура:

  • Культура – это комплекс…

  • Культура – это специфически человеческий способ деятельности…

2. Впишите в таблицу те аспекты изучения культуры, которые характерны для перечисленных областей знания:


Психология культуры




Искусствоведение




Этнология




Социология




Философия




Герменевтика





3. Соотнесите исторические определения термина «культура» с эпохой. Каким образом менялось содержание понятия «культура» со временем? Почему в XXI в. не выработано единое определение термина «культура»?

4. Что вкладывается авторами в понятие «культура» в следующих цитатах?

  • «Культура это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться, и не может, по-видимому, не кончиться» (П.А. Флоренский).

  • «Культура как организованная борьба с природой наделяет человека могуществом, каким некогда были наделены боги; но богоподобие делает человека неудовлетворенным неудовлетворенным в цивилизации» (Поль Рикер).

  • «Умирая, культура превращается в цивилизацию» (Освальд Шпенглер).

  • «Когда почему-либо образуется дефицит культуры, когда отбрасываются современные культурные нормы и улетучиваются современные культурные связи, из этого вакуума к нам выскакивает дикарь» (Л.С.Клейн).


5. Определите взаимосвязь таких универсумов, как «природа» – «культура» – «цивилизация». Приведите примеры антагонистического воздействия в парах «природа – культура» и «культура – цивилизация».

6. Соотнесите каждое определение культуры с культурологической школой:

  • «Культура – это результат сублимации полового инстинкта человека, строится на принуждении и запрете влечений. Культура выступает в качестве системы норм и запретов, сдерживающих естественные инстинкты человека».

  • «Культура – это символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Это мир символический, основными составляющими которого являются язык, миф, религия, искусство, наука и т.д.».

  • «Культура – это результат игровой деятельности человека, она выросла из игры и является результатом игровой деятельности человека»

  • «Культура – это результат стремления человека особым образом обозначить среду своего обитания».

Школы: структурализм, психологическая школа, игровая концепция культуры, символическая концепция культуры.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].

Тема 3. Функции культуры
1. Функции культуры – это…

2. Что означает тезис о том, что культура в сущности своей полифункциональна?

3. Дайте определение следующим терминам: интеграция, коммуникация, социализация, адаптация, гносеология, релаксация, сигнификация.

4. К каким функциям культуры имеют отношения следующие ситуации, процессы и явления?

  • просмотр новостей;

  • следование этикету за столом;

  • выращивание овощей на огороде;

  • полет человека в космос;

  • чтение художественной литературы;

  • пошив одежды;

  • празднование Нового года;

  • выступление с докладом на конференции.

5. Некоторые полагают, что культура, помимо созидательных, выполняет и деструктивные функции. Приведите примеры как положительного, так и деструктивного, разрушительного воздействия культуры в целом на человека и природу. Впишите результаты в таблицу:


Функции

Пример положительного результата

Пример отрицательного результата

Адаптационная







Нормативная







Коммуникативная







Гносеологическая








6. В чем разница:

  • между социализацией и инкультурацией?

  • образованием и воспитанием?

7. Какие из функций культура в современном мире выполняет недостаточно эффективно? Почему?

8. Какие элементы культуры выполняют коммуникативную функцию?

9. Согласны ли вы с утверждением: «парадокс современной культуры заключается в том, что при самых разнообразных средствах общения человек никогда еще не был так одинок»?

10. Одна из важнейших функций культуры – функция трансляции социального и культурного опыта, сохранение накопленного и передача его будущим поколениям. С какими из определений традиций вы согласны (обоснуйте свой выбор)?

  • в традициях нет ничего нового, их воспроизведение тормозит развитие общества, введение инноваций;

  • со временем все культуры объединятся в единую глобальную цивилизацию и, следовательно, отпадет потребность в сохранении национальных традиций;

  • народ без традиций обречен на вымирание;

  • традиции сохранились только в быту, на уровне государственном они не играют большой роли;

  • государству необходимы традиции, так как это сплачивает нацию воедино.



Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 4. Морфология культуры. Нормативно-ценностная система

культуры
1. Продолжите определение: «Морфология культуры – это…».

2. Заполните таблицу:


Вид культуры

Характеристика

Примеры

Материальная культура







Духовная культура








3. Что такое артефакты? Приведите примеры.

4. Дайте определение и приведите примеры следующих ценностей:

  • общечеловеческие;

  • национальные;

  • сословно-классовые;

  • локально-групповые;

  • семейные;

  • индивидуально-личностные.

Приведите пример, когда одни ценности переходили в разряд других.

5. Составляющие нормативной системы культуры следующие: обычаи, законы, этикет, кодекс, мораль. Расположите их в порядке нарастания обязательности их выполнения и ужесточения наказания за нарушения.

6. В чем разница между такими понятиями, как «идеал» и «идол»? Приведите примеры.

7. В чем выражаются такие качества ценностей, как «относительность» и «подвижность»?

8. Как характеризует нормативно-ценностную систему древнеримской культуры постоянно провозглашаемый лозунг «Хлеба и зрелищ!»? Можно ли говорить о том, что этот лозунг актуален для современной культуры? Мотивируйте свой ответ.

9. Постройте иерархию ценностей (витальные, религиозные, социальные, моральные, эстетические) и обоснуйте, какие ценности в современной культуре можно считать первичными, а какие – вторичными. Почему?

10. Согласны ли с мнением современных социологов о том, что такой важный институт культуры, как семья, утратил многие из своих функций?
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 5. Типология культуры
1. Продолжите определение: «Типология культуры – это …».

2. Завершите логический ряд:

  • Первобытная культура – культура древневосточных цивилизаций – античная культура – ….

  • Каменный век – медный век – …

  • Первобытнообщинная формация – рабовладельческая формация – феодализм – …