Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сопровождается списком использованных источников, на основании которого выполняются задания контрольной работы. При ее написании можно воспользоваться учебной и справочной литературой, указанной в библиографическом списке. Помимо этого, при ответе на некоторые вопросы, студенту можно воспользоваться Интернет-ресурсами, указав их в соответствии с правилами оформления в списке использованных источников.
Главная задача студента – дать исчерпывающие ответы на вопросы контрольной работы.
Структура контрольной работы. Контрольная работа должна обязательно содержать следующие структурные части:
Оформление и порядок сдачи контрольной работы. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям РД ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» 013-2016 «Текстовые студенческие работы. Правила оформления».
Контрольная работа выполняется письменно в печатном виде на листах формата А4. Страницы работы нумеруются, шрифт 14 Times New Roman, полуторный интервал. В контрольной работе не допускаются пропуски вопросов, сокращения и исправления. Работа должна быть сдана не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. Контрольная работа сдается преподавателю на проверку в электронном виде через систему личного кабинета.
Оценка контрольной работы. Контрольная работа оценивается преподавателем положительно («зачтено»), если выполнено правильно не менее 70 % заданий. Если работа не соответствует предъявляемым к ней требованиям, оформлена не по стандарту, попущены задания, отсутствует оформленный список использованных источников, а также если большинство заданий выполнено неправильно, то контрольная работа возвращается студенту на доработку. При ее доработке необходимо учитывать все замечания, изложенные преподавателем в рецензии. Время проверки контрольной работы преподавателем – две недели. Без зачтенной контрольной работы студенты не допускаются к экзамену (зачету) по дисциплине.
Темы контрольной работы
Тема 1. Культурология как наука
1. Назовите причины и определите условия формирования культурологии в качестве самостоятельной науки.
2. Что является предметом изучения культурологии?
3. Продолжите определение: «Культурология есть система научных знаний о культуре как…».
4. Дайте определение следующим терминам: культурология, антропология, культура, цивилизация, типология культуры, морфология культуры, динамика культуры.
5. Культурология – это интегративная наука, которая включает в себя знание других наук гуманитарного цикла. Охарактеризуйте, какой области культуры посвящены исследования следующих наук:
6. Перечислите задачи культурологии как науки.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 2. Понятие культуры
1. Дайте несколько определений понятию культура:
2. Впишите в таблицу те аспекты изучения культуры, которые характерны для перечисленных областей знания:
3. Соотнесите исторические определения термина «культура» с эпохой. Каким образом менялось содержание понятия «культура» со временем? Почему в XXI в. не выработано единое определение термина «культура»?
4. Что вкладывается авторами в понятие «культура» в следующих цитатах?
5. Определите взаимосвязь таких универсумов, как «природа» – «культура» – «цивилизация». Приведите примеры антагонистического воздействия в парах «природа – культура» и «культура – цивилизация».
6. Соотнесите каждое определение культуры с культурологической школой:
Школы: структурализм, психологическая школа, игровая концепция культуры, символическая концепция культуры.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 3. Функции культуры
1. Функции культуры – это…
2. Что означает тезис о том, что культура в сущности своей полифункциональна?
3. Дайте определение следующим терминам: интеграция, коммуникация, социализация, адаптация, гносеология, релаксация, сигнификация.
4. К каким функциям культуры имеют отношения следующие ситуации, процессы и явления?
5. Некоторые полагают, что культура, помимо созидательных, выполняет и деструктивные функции. Приведите примеры как положительного, так и деструктивного, разрушительного воздействия культуры в целом на человека и природу. Впишите результаты в таблицу:
6. В чем разница:
7. Какие из функций культура в современном мире выполняет недостаточно эффективно? Почему?
8. Какие элементы культуры выполняют коммуникативную функцию?
9. Согласны ли вы с утверждением: «парадокс современной культуры заключается в том, что при самых разнообразных средствах общения человек никогда еще не был так одинок»?
10. Одна из важнейших функций культуры – функция трансляции социального и культурного опыта, сохранение накопленного и передача его будущим поколениям. С какими из определений традиций вы согласны (обоснуйте свой выбор)?
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 4. Морфология культуры. Нормативно-ценностная система
культуры
1. Продолжите определение: «Морфология культуры – это…».
2. Заполните таблицу:
3. Что такое артефакты? Приведите примеры.
4. Дайте определение и приведите примеры следующих ценностей:
Приведите пример, когда одни ценности переходили в разряд других.
5. Составляющие нормативной системы культуры следующие: обычаи, законы, этикет, кодекс, мораль. Расположите их в порядке нарастания обязательности их выполнения и ужесточения наказания за нарушения.
6. В чем разница между такими понятиями, как «идеал» и «идол»? Приведите примеры.
7. В чем выражаются такие качества ценностей, как «относительность» и «подвижность»?
8. Как характеризует нормативно-ценностную систему древнеримской культуры постоянно провозглашаемый лозунг «Хлеба и зрелищ!»? Можно ли говорить о том, что этот лозунг актуален для современной культуры? Мотивируйте свой ответ.
9. Постройте иерархию ценностей (витальные, религиозные, социальные, моральные, эстетические) и обоснуйте, какие ценности в современной культуре можно считать первичными, а какие – вторичными. Почему?
10. Согласны ли с мнением современных социологов о том, что такой важный институт культуры, как семья, утратил многие из своих функций?
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 5. Типология культуры
1. Продолжите определение: «Типология культуры – это …».
2. Завершите логический ряд:
Главная задача студента – дать исчерпывающие ответы на вопросы контрольной работы.
Структура контрольной работы. Контрольная работа должна обязательно содержать следующие структурные части:
-
титульный лист; -
тему контрольной работы (с указанием номера темы); -
ответы на вопросы контрольной работы (с обязательным указанием формулировки вопроса); -
список использованных источников, который должен содержать не менее трех источников.
Оформление и порядок сдачи контрольной работы. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям РД ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» 013-2016 «Текстовые студенческие работы. Правила оформления».
Контрольная работа выполняется письменно в печатном виде на листах формата А4. Страницы работы нумеруются, шрифт 14 Times New Roman, полуторный интервал. В контрольной работе не допускаются пропуски вопросов, сокращения и исправления. Работа должна быть сдана не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. Контрольная работа сдается преподавателю на проверку в электронном виде через систему личного кабинета.
Оценка контрольной работы. Контрольная работа оценивается преподавателем положительно («зачтено»), если выполнено правильно не менее 70 % заданий. Если работа не соответствует предъявляемым к ней требованиям, оформлена не по стандарту, попущены задания, отсутствует оформленный список использованных источников, а также если большинство заданий выполнено неправильно, то контрольная работа возвращается студенту на доработку. При ее доработке необходимо учитывать все замечания, изложенные преподавателем в рецензии. Время проверки контрольной работы преподавателем – две недели. Без зачтенной контрольной работы студенты не допускаются к экзамену (зачету) по дисциплине.
Темы контрольной работы
Тема 1. Культурология как наука
1. Назовите причины и определите условия формирования культурологии в качестве самостоятельной науки.
2. Что является предметом изучения культурологии?
3. Продолжите определение: «Культурология есть система научных знаний о культуре как…».
4. Дайте определение следующим терминам: культурология, антропология, культура, цивилизация, типология культуры, морфология культуры, динамика культуры.
5. Культурология – это интегративная наука, которая включает в себя знание других наук гуманитарного цикла. Охарактеризуйте, какой области культуры посвящены исследования следующих наук:
-
история культуры; -
антропология; -
семиотика культуры; -
этнография; -
философия культуры.
6. Перечислите задачи культурологии как науки.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 2. Понятие культуры
1. Дайте несколько определений понятию культура:
-
Культура – это комплекс… -
Культура – это специфически человеческий способ деятельности…
2. Впишите в таблицу те аспекты изучения культуры, которые характерны для перечисленных областей знания:
Психология культуры | |
Искусствоведение | |
Этнология | |
Социология | |
Философия | |
Герменевтика | |
3. Соотнесите исторические определения термина «культура» с эпохой. Каким образом менялось содержание понятия «культура» со временем? Почему в XXI в. не выработано единое определение термина «культура»?
4. Что вкладывается авторами в понятие «культура» в следующих цитатах?
-
«Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость – растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться, и не может, по-видимому, не кончиться» (П.А. Флоренский). -
«Культура как организованная борьба с природой наделяет человека могуществом, каким некогда были наделены боги; но богоподобие делает человека неудовлетворенным – неудовлетворенным в цивилизации» (Поль Рикер). -
«Умирая, культура превращается в цивилизацию» (Освальд Шпенглер). -
«Когда почему-либо образуется дефицит культуры, когда отбрасываются современные культурные нормы и улетучиваются современные культурные связи, из этого вакуума к нам выскакивает дикарь» (Л.С.Клейн).
5. Определите взаимосвязь таких универсумов, как «природа» – «культура» – «цивилизация». Приведите примеры антагонистического воздействия в парах «природа – культура» и «культура – цивилизация».
6. Соотнесите каждое определение культуры с культурологической школой:
-
«Культура – это результат сублимации полового инстинкта человека, строится на принуждении и запрете влечений. Культура выступает в качестве системы норм и запретов, сдерживающих естественные инстинкты человека». -
«Культура – это символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Это мир символический, основными составляющими которого являются язык, миф, религия, искусство, наука и т.д.». -
«Культура – это результат игровой деятельности человека, она выросла из игры и является результатом игровой деятельности человека» -
«Культура – это результат стремления человека особым образом обозначить среду своего обитания».
Школы: структурализм, психологическая школа, игровая концепция культуры, символическая концепция культуры.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 3. Функции культуры
1. Функции культуры – это…
2. Что означает тезис о том, что культура в сущности своей полифункциональна?
3. Дайте определение следующим терминам: интеграция, коммуникация, социализация, адаптация, гносеология, релаксация, сигнификация.
4. К каким функциям культуры имеют отношения следующие ситуации, процессы и явления?
-
просмотр новостей; -
следование этикету за столом; -
выращивание овощей на огороде; -
полет человека в космос; -
чтение художественной литературы; -
пошив одежды; -
празднование Нового года; -
выступление с докладом на конференции.
5. Некоторые полагают, что культура, помимо созидательных, выполняет и деструктивные функции. Приведите примеры как положительного, так и деструктивного, разрушительного воздействия культуры в целом на человека и природу. Впишите результаты в таблицу:
Функции | Пример положительного результата | Пример отрицательного результата |
Адаптационная | | |
Нормативная | | |
Коммуникативная | | |
Гносеологическая | | |
6. В чем разница:
-
между социализацией и инкультурацией? -
образованием и воспитанием?
7. Какие из функций культура в современном мире выполняет недостаточно эффективно? Почему?
8. Какие элементы культуры выполняют коммуникативную функцию?
9. Согласны ли вы с утверждением: «парадокс современной культуры заключается в том, что при самых разнообразных средствах общения человек никогда еще не был так одинок»?
10. Одна из важнейших функций культуры – функция трансляции социального и культурного опыта, сохранение накопленного и передача его будущим поколениям. С какими из определений традиций вы согласны (обоснуйте свой выбор)?
-
в традициях нет ничего нового, их воспроизведение тормозит развитие общества, введение инноваций; -
со временем все культуры объединятся в единую глобальную цивилизацию и, следовательно, отпадет потребность в сохранении национальных традиций; -
народ без традиций обречен на вымирание; -
традиции сохранились только в быту, на уровне государственном они не играют большой роли; -
государству необходимы традиции, так как это сплачивает нацию воедино.
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 4. Морфология культуры. Нормативно-ценностная система
культуры
1. Продолжите определение: «Морфология культуры – это…».
2. Заполните таблицу:
Вид культуры | Характеристика | Примеры |
Материальная культура | | |
Духовная культура | | |
3. Что такое артефакты? Приведите примеры.
4. Дайте определение и приведите примеры следующих ценностей:
-
общечеловеческие; -
национальные; -
сословно-классовые; -
локально-групповые; -
семейные; -
индивидуально-личностные.
Приведите пример, когда одни ценности переходили в разряд других.
5. Составляющие нормативной системы культуры следующие: обычаи, законы, этикет, кодекс, мораль. Расположите их в порядке нарастания обязательности их выполнения и ужесточения наказания за нарушения.
6. В чем разница между такими понятиями, как «идеал» и «идол»? Приведите примеры.
7. В чем выражаются такие качества ценностей, как «относительность» и «подвижность»?
8. Как характеризует нормативно-ценностную систему древнеримской культуры постоянно провозглашаемый лозунг «Хлеба и зрелищ!»? Можно ли говорить о том, что этот лозунг актуален для современной культуры? Мотивируйте свой ответ.
9. Постройте иерархию ценностей (витальные, религиозные, социальные, моральные, эстетические) и обоснуйте, какие ценности в современной культуре можно считать первичными, а какие – вторичными. Почему?
10. Согласны ли с мнением современных социологов о том, что такой важный институт культуры, как семья, утратил многие из своих функций?
Список литературы: [1, 3, 5, 6, 7, 11, 14, 15].
Тема 5. Типология культуры
1. Продолжите определение: «Типология культуры – это …».
2. Завершите логический ряд:
-
Первобытная культура – культура древневосточных цивилизаций – античная культура – …. -
Каменный век – медный век – … -
Первобытнообщинная формация – рабовладельческая формация – феодализм – …