Файл: Методические рекомендации к выполнению всех видов самостоятельных работ, рекомендованных для студентов всех направлений и специальностей заочной, очнозаочной форм обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Вид искусства

Автор

Произведения

Живопись

В. Сидур




В. Комар




А. Меламид




Литература

В. Дудинцев




А. Солженицын




Музыка

А. Шнитке




Э. Денисов




Н. Каретников




Скульптура

Э. Неизвестный




Кино

А. Герман




А. Сокуров




С. Параджанов




А. Тарковский




Театр

Г. Товстоногов




М. Захаров




Ю. Любимов







  1. Охарактеризуйте творчество представителей отечественной рок-культуры (А. Башлачева, В. Цоя, Д. Сухарева, Бутусова или др. – на выбор) по схеме: 1) генезис, 2) специфика, 3) идейная направленность,
    4) стили, 5) сквозные мотивы и образы в творчестве, 6) ключевые произведения.

  2. Составьте краткую творческую биографию поэтов Оттепели (на выбор): А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава.

  3. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (не менее
    12 слов).

  4. Вставьте в текст пропущенные понятия, даты, сведения.

Хрущёвская оттепель – неофициальное обозначение периода в истории СССР ­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________ годов.

Термин «оттепель» связан с одноимённой повестью _____________.

Период характеризовался во внутриполитической жизни СССР либерализацией режима, ослаблением _______________, появлением _______________, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.


Завершением «оттепели» считается ____________________ и окончательно закончилась в ______ г. после подавления "Пражской весны".

С 30-х по конец 80-х гг. XX в. официально поддерживаемым направлением искусства в Советском Союзе был исключительно _______________. Одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 19____ г., вошедшая в историю под названием __________ ____________ .

  1. Составьте летопись Лианозовского братства.

  2. Запишите пять текстов лирики бардов изучаемого периода, которые наиболее Вам близки.


Список литература:

  1. Дёготь, Е. Русское искусство ХХ века / Е. Дёготь. – М. : Тирилистник, 2000. – 224 с.

  2. Дунаев, М. Роковая музыка / М. Дунаев // Наш современник. – 1988. – № 1.

  3. Григорьева, Н. Классические символы Анастасия Зверева /
    Н. Григорьева // Дружба народов. – 1983. – № 11.

  4. Обухова, А. Е. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму: [Альбом] / А. Е. Обухова, М. В. Орлова. – М. : Галарт: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. –176 с. : ил.

  5. Русский рок: Малая энциклопедия. – М. : ЛЕАН-АНТАО, 2001. – 456 с.

  6. Степанян, Н. С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х /
    Н. С. Степанян. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 316 с.

  7. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. – СПб. : Алетейя, 2001. – 325 с.


3.3. Методические рекомендации по выполнению итогового


контрольного теста. Вопросы контрольного теста
Вопросы итогового контрольного теста сформулированы в соответствии с содержанием курса «Культурология» для студентов заочного отделения. При его выполнении можно воспользоваться материалом данного пособия.

Оформление и порядок сдачи теста. Итоговый контрольный тест выполняется студентом самостоятельно. Крайний срок сдачи теста – за
10 дней до начала сессии. Тест оформляется письменно на листах школьной тетради либо в печатном виде на листах формата А4. Страницы теста нумеруются, шрифт 14 Times New Roman, интервал – полуторный.

К тесту обязательно оформляется титульный лист. Затем прикрепляются листы с ответами на вопросы теста. Вопросы теста переписывать не надо. Студенту необходимо напротив номера вопроса предложить вариант ответа по образцу: 1) а; 2) б; 3) в и т.д.

Оценка теста. Тест оценивается преподавателем положительно («зачтено»), если правильно даны ответы не менее, чем на 70 % вопросов. Незачтенный тест возвращается студенту на доработку. Доработанный вариант теста необходимо оформить заново в соответствии с требованиями (не допускается сдача теста с исправлениями). Без зачтенного теста студенты не допускаются к сдаче экзамена или зачета по дисциплине.
Вопросы итогового контрольного теста
1. Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие …

  1. науки, исследующей способы удовлетворения потребностей человека, принятые в данном обществе;

  2. науки о процессах формирования социально значимых знаний в человеческих коллективах;

  3. науки о способах межпоколенной трансляции опыта;

  4. науки о технико-технологических процессах, происходящих в человеческих сообществах.

2. Термин «культурология» для обозначения особой дисциплины, изучающей культуру как «самостоятельную упорядоченность феноменом», предложил использовать …

  1. лауреат Нобелевской премии В. Освальд в начале ХХ в.;

  2. американский антрополог Л. Уайт в 1960-е гг.;

  3. автор книги «Первобытная культура» Э. Тайлор;

  4. отечественный исследователь 1980-х гг. Ю. Лотман.

3. Под культурологией понимают науку …

  1. на стыке этнологии и социологии, занимающуюся сравнительными исследованиями социальных проблем;

  2. на стыке этнологии и психологии, изучающую психологические и психические особенности этносов;

  3. изучающую культурно-бытовые и социальные отличия между народами;

  4. которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых и знаково-коммуника-ционных характеристик.


4. Целью культурологического исследования является(ются) …

  1. изучение процессов формирования и развития различных этнических групп;

  2. исследование больших социальных групп и их взаимодействия;

  3. теоретическое и историческое познание культуры;

  4. вопросы происхождения рас, их распределение по регионам и континентам.

5. Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является …

  1. исполнение нормативных актов;

  2. установление коммуникативных связей;

  3. социализация личности;

  4. приспособление личности к окружающей среде.

6. Функцией культуры, определяющей изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам, является функция ...

  1. познавательная;

  2. коммуникативная;

  3. социализации личности;

  4. адаптативная.

7. Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей, является функция ...

  1. интегративная;

  2. приспособления личности к окружающей среде;

  3. познавательная;

  4. межпоколенной трансляции опыта.

8. Появление слова «культура» в словарях русского языка и широкое его распространение относится …

  1. к 60-80-м гг. XIX в.;

  2. к концу XVIII – началу XIX в.;

  3. к концу XVII – началу XVIII в.;

  4. к 50-м гг. XX в.

9. Теория _____ построена на разделении понятий «цивилизация» и «культура».

  1. А. Тойнби;

  2. З. Фрейда;

  3. О. Шпенглера;

  4. Э. Тайлора.

10. Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени, – это …

  1. обряд;

  2. ритуал;

  3. обычай;

  4. традиция.

11. Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, определяются …

  1. законами;

  2. ритуалами;

  3. знаниями;

  4. нормами.

12. Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающая отношение человека к миру, – это …

  1. культурная система;

  2. идеология;

  3. картина мира;

  4. менталитет.

13. Совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом – это …


  1. национальный характер;

  2. мировоззрение;

  3. идентичность;

  4. менталитет.

14. Термин «культурогенез» означает …

  1. период упадка в процессе культурного развития;

  2. процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры;

  3. процесс возникновения, становления культуры;

  4. период стагнации культурного развития.

15. Зачатки религиозных представлений появились …

  1. с началом антропогенеза;

  2. у неандертальцев;

  3. у предшественников человека;

  4. с возникновением человека современного вида.

16. Укажите хронологическую правильную последовательность существовавших в истории форм этнических общностей.

  1. Род, племя, народность, нация.

  2. Народность, племя, род, нация.

  3. Нация, род, народность, племя.

  4. Племя, народность, нация, род.

17. Религиозное поклонение материальным предметам, которым предписывают сверхъестественные свойства, получило название …

  1. анимизма;

  2. тотемизма;

  3. фетишизма;

  4. теоцентризма.

18. Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и животными, называется …

  1. анимизмом;

  2. магией;

  3. фетишизмом;

  4. тотемизмом.

19. Система запретов, призванных резко разделить мир священного и обыденного, носит название …

  1. норм;

  2. традиций;

  3. санкций;

  4. табу.

20. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», является _________ культура.

  1. потребительская;

  2. массовая;

  3. коммерческая;

  4. популярная.

21. Культура, в основе которой лежат традиции предков, связанная с особенностями природной среды региона, характеризующаяся преемственностью, называется ...

  1. потребительской;

  2. массовой;

  3. этнической;

  4. древней.

22. Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется ...

  1. национальной;

  2. популярной;

  3. массовой;

  4. потребительской.

23. Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения, – это__________ культура.

  1. массовая;

  2. народная;

  3. элитарная;

  4. этническая.