Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 596
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства.
Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511).
В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») – сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм эволюции начавшегося процесса развития.
Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития.
В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283).
Примеры: Биологические противоречия
1) Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех
диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.
– патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух
противоположностей представляет собой основное внутреннее
противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую
силу» (стр. 44).
– диалектически противоречивое развитие - это универсальный (от слова
«универсум», т. е. всеобщий для всего живого) закон действия, также и
для биоорганизма.
2) Пример из биологии и физиологии клетки:
– в клетке идут два диалектически разнонаправленные процесса –
деструктивные изменения и их восстановительные функции;
– логическое основание собственного врачебного мышления Д.С. Сарки-
сов закладывает диалектическое противоречие и делает два научно-
обоснованных вывода:
= во-первых, клеточная деструкция - это равнодействующая от
диалектического единства между процессами деструкции и
регенерации;
= во-вторых, клиническая картина болезни - это «всегда есть сумма
двух слагаемых деструкции тканей и степени её компенсации
(Саркисов стр. 56);
– если I закон диалектики - это универсальный (всеобщий, для всех) закон
противоречия, то на молекулярном уровне действие разрушения и
созидания выступает тоже универсально - как фундаментальный закон
жизни.
3) Пример: противоречивый процесс дистрофии:
– если клетка находится в норме, эти процессы не видны; если же клетка
находится в патологическом состоянии, она становится ярко
выраженной и видимой. Естественно, и противоречие между
разрушением и созиданием в клетке протекает в «чистом виде»
(Саркисов стр. 45);
– однако теоретики общей патологии обращают внимание на то, что врачи
к изучению дистрофии подходят весьма односторонне – вырывают из
противоречивого единства именно разрушительный фактор и на этом
основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех
учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия
– повреждениями, разрушениями и т.п.;
– теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его
односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости
дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь-
ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо-
речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле-
дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про-
цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов,
стр. 45).
Вопрос четвертый. Система категорий диалектики в медико-биологическом исследовании
В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).
В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность», «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).
1. Явление и сущность
2. Форма и содержание.
Все объекты живой материи имеют форму и содержание, которые: неразрывны, их связь неоднозначна, а их развитие оптимально
Пример: замысел, сюжет, композиция нуждаются в определенном
материале, определенных способах воплощении, в результате
получается внешняя форма — объективное бытие
художественного образа.
3. Причина и следствие.
Теоретическая справка: физики (М.Планк и др.) всегда считали, что в основе всех событий естественного и духовного мира лежат закономерные связи, именно они именуются причинностью (в организме нейронные связи и др.) То есть, источник причинности — это взаимосвязь и взаимодействие противоположности внутри данной системы. В диалектике причина — это активное и первичное по отношению к следствию.
Причина и следствие имеют ряд свойств.
Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511).
В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») – сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм эволюции начавшегося процесса развития.
Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития.
В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283).
Примеры: Биологические противоречия
1) Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех
диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.
Закон противоречия в диалектике (I закон диалектики): | Закон противоречия в биологии (идёт конкретизация I закона диалектики): |
- основной закон всего живого: всё живое в материальном мире рождается и существует на основе двух противоположностей - созидания и разрушения | - основной закон жизни биоорганизма: любые реакции и процессы биоорганизма складываются из двух главных противоположностей созидания и разрушения (гипо- и гипертонуса и т.п.) |
– патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух
противоположностей представляет собой основное внутреннее
противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую
силу» (стр. 44).
– диалектически противоречивое развитие - это универсальный (от слова
«универсум», т. е. всеобщий для всего живого) закон действия, также и
для биоорганизма.
2) Пример из биологии и физиологии клетки:
– в клетке идут два диалектически разнонаправленные процесса –
деструктивные изменения и их восстановительные функции;
– логическое основание собственного врачебного мышления Д.С. Сарки-
сов закладывает диалектическое противоречие и делает два научно-
обоснованных вывода:
= во-первых, клеточная деструкция - это равнодействующая от
диалектического единства между процессами деструкции и
регенерации;
= во-вторых, клиническая картина болезни - это «всегда есть сумма
двух слагаемых деструкции тканей и степени её компенсации
(Саркисов стр. 56);
– если I закон диалектики - это универсальный (всеобщий, для всех) закон
противоречия, то на молекулярном уровне действие разрушения и
созидания выступает тоже универсально - как фундаментальный закон
жизни.
3) Пример: противоречивый процесс дистрофии:
– если клетка находится в норме, эти процессы не видны; если же клетка
находится в патологическом состоянии, она становится ярко
выраженной и видимой. Естественно, и противоречие между
разрушением и созиданием в клетке протекает в «чистом виде»
(Саркисов стр. 45);
– однако теоретики общей патологии обращают внимание на то, что врачи
к изучению дистрофии подходят весьма односторонне – вырывают из
противоречивого единства именно разрушительный фактор и на этом
основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех
учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия
– повреждениями, разрушениями и т.п.;
– теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его
односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости
дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь-
ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо-
речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле-
дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про-
цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов,
стр. 45).
Вопрос четвертый. Система категорий диалектики в медико-биологическом исследовании
В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).
В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность», «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).
1. Явление и сущность
Явление (симптом) | Сущность (болезнь) |
— наглядность — текучесть — изменчивость — временность | — относительная устойчивость — абстрактность — динамичность — конкретность |
2. Форма и содержание.
Все объекты живой материи имеют форму и содержание, которые: неразрывны, их связь неоднозначна, а их развитие оптимально
Форма | Содержание |
— внутренняя форма: = упорядочивает содержание в упорядоченность формы; = это структура для содержания, его скрепа (осуществляет поиск внешней формы); = внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле (в виде контура, будущего образа); = любой объект имеет только присущую ему форму; = внутренняя форма — это связующее звено между внешней формой и содержанием объекта; = внутренняя форма есть содержание по отношению к внешней форме объекта; — внешняя форма: = это средство воплощения содержания объекта, его внутренней формы; | — то, что составляет сущность объекта (внутренние связи, процессы, тенденции и противоречия, структура), все, что содержится в объекте. — ведущая сторона; — изменения начинаются с содержания; — содержание облекается в разные формы. NB: при исследовании фрагмента содержания употребляют слово «компонент» ( но не «часть» или «элемент»); NB: старая форма тормозит развитие содержания: наступает внутренний конфликт между формой и содержанием — ломается старая форма и возни- кает новая (соответствующая новому содержанию) |
Пример: замысел, сюжет, композиция нуждаются в определенном
материале, определенных способах воплощении, в результате
получается внешняя форма — объективное бытие
художественного образа.
3. Причина и следствие.
Теоретическая справка: физики (М.Планк и др.) всегда считали, что в основе всех событий естественного и духовного мира лежат закономерные связи, именно они именуются причинностью (в организме нейронные связи и др.) То есть, источник причинности — это взаимосвязь и взаимодействие противоположности внутри данной системы. В диалектике причина — это активное и первичное по отношению к следствию.
Причина и следствие имеют ряд свойств.
Причина: | Следствие: |
— однонаправленность (причина наступает раньше следствия); — всеобщность (причинные отношения всеобщие, универсальные, т.к. в живой материи нет явлений без причин). — объективность: причина — это всеобщий закон связи — последовательность: причина со своим следствием связана однозначно, т.к. порождает строго определенные следствия; — определенность и однозначность: определенная причина производит определенное следствие, хотя одно и то же явление может быть результатом действия разных причин (принцип множественности причин); — закономерность: характер причины и следствия зависит от условий их действия, носят закономерно – необходимый характер. | — следствие не может вызывать причину, но взаимодействие с нею может влиять на носителя причины; — следствие может стать причиной нового явления; — следствие не пассивно по отношению к причине, оно оказывает обратное влияние на причину — следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно – следственные цепи (сети). |