Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
= понятия;
= суждения;
= умозаключения.
Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений.
По самому существу своему и, как показывает само слово “по-н-ятие”, — это не есть что-либо состоящее или пребывающее, непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражает общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями.
Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта.
В отличие от ощущения, восприятии и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие — дерево вообще. Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде наглядного образа. Человек может представить, например, доброго человека, но он не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия и процессы, как доброта, зло, красота, закон, скорость света, мысль, причина, стоимость и т.п. Аналогичное утверждение справедливо в отношении всех понятий любой науки. Их объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы наглядности. Понятие схватывает и сохраняет лишь существенное: понятие есть
мысленный образ сущности. Вот почему сравнительно немногие понятия обнимают бесчисленное множество вещей, свойств и отношений.
Культура подлинно научного мышления полагает себе за правило не пропускать ни одного понятия без точного определения. Еще великий Сократ говорил, что точное логическое определение понятий — главнейшее условие истинного знания.
Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить — значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.
Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, а также нечто предположительное.
Если бы в нашем сознании мелькали только одни представления, наличествовали сами по себе понятия и не было бы их логического “сцепления”, то не могло быть и процесса мышления. Известно, что жизнь слова реальна лишь в речи, в предложении. Подобно этому и понятия “живут” лишь в контексте суждений. Изолированное понятие — это искусственный “препарат”, как, например, клеточка организма, изъятая из своего целого. Мыслить — значит судить о чем-либо. При этом понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не имеет для нас логического смысла.
Можно сказать, что суждение (или суждения) — это развернутое понятие, а само понятие — это свернутое суждение (или суждения). И все споры о том, что выше — понятие или суждение — это схоластическое, а потому бесплодное занятие.
Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.
Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое — Вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выродится заключение, суть посылки.
Таким образом, умозаключение как логическая операция есть факт сознания, но его логическая форма не осознается: она укореняется в сфере неосознанного, как и языковые структуры, которыми мы оперируем, не ведая как. Вместе с тем и то и другое в мгновение ока может осветиться лучами сознания, если в этом появляется потребность. Когда, например, человек утром в зимнюю пору видит причудливые снежные узоры на окнах и это приводит его к выводу, что ночью был сильный мороз, то он тем самым производит умозаключение.
Поскольку любое знание носит ограниченный характер как исторически, так и по содержанию, постольку в каждый данный период существует необходимость в предположительном знании, в гипотезах.
Гипотеза — это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений.
Гипотеза — это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, это своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как сказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.
В силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.
Теория — это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.
Например, теория атомного строения материи была долгое время гипотезой; подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание — в теорию атомного строения материи.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки связано с открытием все новых и новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром изменяется объемом и глубиной знания его законов.
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Вопрос первый: Познавательное отношение человека к миру. Уровни и формы познания.
1.1. Общая характеристика
а) ступенями познания являются:
- эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»:
- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;
- живое созерцание – результат реализации познавательных способностей;
- познавательные способности связаны с органами чувств.
б) различают следующие формы познания:
- ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;
- восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;
- представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;
- роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;
- понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;
- суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;
- умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);
- гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах.
1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.
а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;
- субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;
- субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество;
- в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;
- общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;
б) объект – это то, что противостоит субъекту
, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта;
- объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления;
- сознание индивида является объектом для психолога;
- каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли;
в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»;
г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные.
1.3. Активность субъекта познания.
а) субъект является активной стороной в познавательном процессе;
б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;
в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом;
г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта;
д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом;
е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;
ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.
1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
а) Познавательное и практическое
- важнейшими чертами практики как гносеологии являются:
= целенаправленность;
= предметно-чувственный характер;
= преобразование материальных систем;
- практика – активное взаимодействие человека с материальными системами;
- практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;
- практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности;
- практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;
- практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);