Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
самосознание – процесс осознания человеком самого себя.
в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.
- Главным объектом отражения общественного сознания является общественное бытие людей.
- Общественное сознание заключает в себе различные формы:
= мораль;
= искусство;
= философию;
= религию;
= науки.
NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.
г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:
- общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;
- в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;
- общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;
- общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;
- индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.
Вопрос первый: Индивидуальное сознание, его структура
1. Общая характеристика
а) Сознание – это высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидением их результатов.
- Сознание (по А.Г.Спиркину) – способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.
- Сознание проявляется в эмоциональной оценке действительности.
- Сознание – не только образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.
2. Сознательное и бессознательное.
а) Сознательное – сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.
- Сознательное включает:
= знание;
= мировоззрение;
= нравственность;
Схема «поля» сознания.
= политико-правовые взгляды;
= эстетические взгляды;
= социально-коммуникативные потребности;
= цели и интересы;
= эмоции и чувства.
б) Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю сознания.
- Бессознательное включает:
= сновидения;
= гипнотические состояния;
= сомнабулизм;
= состояния невменяемости.
- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида.
в) В генезе психики человека бессознательное является первым этапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.
- Бессознательное и сознательное – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.
- Между бессознательным и сознательным часто возникают конфликты, но эти две стороны психики взаимосвязаны.
3. Самосознание, его предметность и рефлексивность.
а) Самосознание – системообразующая основа духовного мира личности, субъективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы, витальные переживания и волю.
- Самосознание объединяет и перерабатывает части социального знания через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.
- Самосознание является структурой индивидуального сознания.
- Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка (А.Г.Спиркин).
- Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания.
- В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и определяет свое отношение к нему.
- В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субъект практической деятельности.
- Благодаря самосознанию субъект делает объектом самого себя, а объектом анализа – собственные представления, мысли и чувства.
- Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.
4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания.
- Решающим моментом в самосознании являются витальные переживания (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.)
- Витальные переживания приводят к формированию основных психологических установок и мотивов поведения личности.
- Витальные переживания определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).
- Скрытыми мотивами поведения личности являются: стремление к славе, власти, богатству.
- Самосознание строит свое «Я» и разрушение этого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.
1. Общая характеристика
а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией.
- Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовным и материальным творчеством.
- В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.
- Психологи изучают мировоззренческий и гносеологический аспекты творческой деятельности.
- В социальном смысле в творчестве главной является диалектика предметной и духовной деятельности.
- Для всестороннего развития творческой деятельности человека необходима гармония с природой.
- Противопоставление целей человека естественному ходу вещей – есть второй аспект социального рассмотрения творчества.
2. Виды творчества.
а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества – субстанционально-атрибутивного, относящегося к объективному бытию основания творчества.
- Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:
= общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;
= социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.
б) Также встречаются следующие виды творчества:
- производственно – технические;
- изобретательские;
- научные;
- политические;
- организаторские и т.д.
1. Общая характеристика
а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.
- Идеальное – главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.
в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.
- Главным объектом отражения общественного сознания является общественное бытие людей.
- Общественное сознание заключает в себе различные формы:
= мораль;
= искусство;
= философию;
= религию;
= науки.
NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.
г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:
- общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;
- в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;
- общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;
- общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;
- индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.
Вопрос первый: Индивидуальное сознание, его структура
1. Общая характеристика
а) Сознание – это высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидением их результатов.
- Сознание (по А.Г.Спиркину) – способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.
- Сознание проявляется в эмоциональной оценке действительности.
- Сознание – не только образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.
2. Сознательное и бессознательное.
а) Сознательное – сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.
- Сознательное включает:
= знание;
= мировоззрение;
= нравственность;
Сознание | |
Общественное | Индивидуальное |
-Общечеловеческое; -Национальное; -Групповое. | -Знание; -Личный жизненный опыт; -Мышление и разум; -Интересы и духовные; -Ценности и убеждения. |
Ценностно-мотивационная компонента - фантазии; - продуктивное воображение; - интуиция. IV | Логико-понятийная - общие понятия; - аналитико-синтетические мыслительные операции; - логические доказательства. II |
III Эмоциональная компонента сознания -инстинктивно-аффектные состояния; -эмоции; -чувства. | I Телесно-перцептивные способности -ощущения; -восприятия; -представления. |
Схема «поля» сознания.
Структура сознания | ||
Бессознательное | Сознательное | Самосознание |
= политико-правовые взгляды;
= эстетические взгляды;
= социально-коммуникативные потребности;
= цели и интересы;
= эмоции и чувства.
б) Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю сознания.
- Бессознательное включает:
= сновидения;
= гипнотические состояния;
= сомнабулизм;
= состояния невменяемости.
Бессознательное | |
Индивидуальное | Коллективное |
- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида.
в) В генезе психики человека бессознательное является первым этапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.
- Бессознательное и сознательное – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.
- Между бессознательным и сознательным часто возникают конфликты, но эти две стороны психики взаимосвязаны.
3. Самосознание, его предметность и рефлексивность.
а) Самосознание – системообразующая основа духовного мира личности, субъективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы, витальные переживания и волю.
- Самосознание объединяет и перерабатывает части социального знания через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.
- Самосознание является структурой индивидуального сознания.
- Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка (А.Г.Спиркин).
- Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания.
- В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и определяет свое отношение к нему.
- В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субъект практической деятельности.
- Благодаря самосознанию субъект делает объектом самого себя, а объектом анализа – собственные представления, мысли и чувства.
- Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.
4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания.
- Решающим моментом в самосознании являются витальные переживания (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.)
- Витальные переживания приводят к формированию основных психологических установок и мотивов поведения личности.
- Витальные переживания определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).
- Скрытыми мотивами поведения личности являются: стремление к славе, власти, богатству.
- Самосознание строит свое «Я» и разрушение этого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.
Вопрос второй: Творческая активность сознания
1. Общая характеристика
а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией.
- Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовным и материальным творчеством.
- В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.
- Психологи изучают мировоззренческий и гносеологический аспекты творческой деятельности.
- В социальном смысле в творчестве главной является диалектика предметной и духовной деятельности.
- Для всестороннего развития творческой деятельности человека необходима гармония с природой.
- Противопоставление целей человека естественному ходу вещей – есть второй аспект социального рассмотрения творчества.
2. Виды творчества.
а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества – субстанционально-атрибутивного, относящегося к объективному бытию основания творчества.
- Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:
= общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;
= социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.
б) Также встречаются следующие виды творчества:
- производственно – технические;
- изобретательские;
- научные;
- политические;
- организаторские и т.д.
Вопрос третий. Идеальное и материальное
1. Общая характеристика
а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.
- Идеальное – главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.