Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 572
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
– отсутствие локализации философского знания.
б) Особенности философского знания:
– имеют схожую структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)
– носит предельно общий теоретический характер;
– содержит базовые основополагающие идеи и понятия, лежащие в основе всех наук;
– несет на себе отпечаток личности и мировоззрения философа, то есть философская мысль ограничена силой мышления самого философа (в отличие от науки);
– является совокупностью объективного знания и ценностей, нрав-ственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
– изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна-ния;
– находится в динамике (постоянно развивается и обновляется в со-ответствии с динамикой своего объекта – живой материей);
– неисчерпаемо по своей сути и опирается на предельно общие по-нятия и категории;
– ограничено познавательными способностями человека.
Вопрос второй. «Круг философских проблем».
2.1. Объект и предмет философии
а) Объект философии:
– это живая материя в единстве материального мира (физического мира как объективной реальности) и идеального ( нематериального) мира ( в субъективной реальности, психического пространства);
– объект философии и науки совпадает - живая материя, Космос, Вселенная, всё сущее, мироздание.
б) Предмет философии:
– в целом предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает;
– общая структура предмета философии (философского знания) составляет четыре основных раздела:
= онтология (учение о бытии);
= гносеология (учение о познании);
= проблема человека;
= проблема общества.
– В самом распространенном учебнике по философии А.Г. Спиркина предмет философии определяется через “человеческое измерение” [7, с.22-24]. А.Г. Спиркин считает, что “в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром” [7, с.22]. Автор определяет ряд критериев и мы позаимствуем их:
= во-первых, в философии человек – не объект (этим занимается психология), а субъект живой материи;
= во-вторых, “предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставлено и столь же универсальные категории объекта” [7, с.13];
= в-третьих, «философия направлена на то, чтобы освободить чело-веческое мышление от тех разнообразных (рациональных, формальных, интуитивных и пр. ловушек, которые гнездятся внутри этого мышления [7,с. 23], философия выполняет роль чистилища мышления.
= в-четвертых, “ философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру”, определить его место в универсуме бытия [7, с. 23];
= в-пятых, “философия должна ответить на так называемый “основной вопрос философии” - о первичности объективного или субъективного бытия” [7, с.23];
= в-шестых, “философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процессов познания вообще” [7, с.23].
Представленные критерии предмета философии А.Г. Спиркин обусловливает простой мыслью: по его мнению Вселенная «в самой своей природе “предполагала” появление жизни и, следовательно, человека, поэ-тому между существованием человека и фундаментальными свойствами Вселенной имеется непосредственная связь» [7, с.24]. Её раскрытие – зада-ча философии и науки.
2.2. Основной вопрос философии.
Несмотря на бесконечную множественность философской пробле-матики, философия все-таки выделяет так называемый “основной вопрос философии”.
а) Понятие (определение) основного вопроса философии:
Основной вопрос философии имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую:
– онтологическая сторона звучит так: “Что первично - материя или сознание?” (или бытие или мышление, природа или дух, материальное или идеальное, объективный (физический) мир или субъективный (психичес-кий) мир);
– гносеологическая его сторона: “Познаваем ли мир?”.
б) В зависимости от ответа на данный вопрос, все философы мира (начиная с античности) разделились пополам:
– те философы, которые считают, что материя (природа, физический мир) первична, а сознание (психика) вторично (и производно от материи) называются материалистами. Родоначальник этой мировоззренческой ли-нии - древнегреческий философ Демокрит;
–те философы, которые полагают, что идеальное (психическое, соз-нание) первично, а материя (природа) вторична называются идеалистами. Родоначальник идеализма – древнегреческий философ Платон.
в) “Основной вопрос философии” был сформулирован Ф. Энгель-сом (“Диалектика природы”) и составляет краеугольный камень любой философской концепции.
NB: все философские концепции начинаются и разрешаются
в рамках ответа на “основной вопрос философии”.
г) В медицинской сфере суть основного вопроса философии - материя или сознание (или: тело или психика) будет звучать так: что пер-вично в заболевании - тело (сома) или психика. Отсюда врач выясняет причину новообразования – “психосоматика” или “соматопсихика” в его содержательном ядре, а затем будет решать эту проблему в рамках своей профессиональной компетенции.
Вопрос третий. “Соотношение философии и науки”.
3.1. “Критерии философского и научного знания”.
а) философское знание:
– отсутствие локуса философского знания;
– его пределы - сила мысли (мышления) самого философа.
б) научное знание:
– научное знание, имеет свой предел;
– его пределом является результат научного эксперимента.
3.2. Классическое определение научной истины.
– Научный эксперимент устанавливает истинность или неистин-ность идеи, концепции, теории.
– Классическое определение научной истины сформулировано В.И. Лениным и выражено в двух его цитатах:
= «Практика – критерий истины» (т.е. эксперимент);
= «Истина всегда конкретна».
Вопрос четвертый. «Структура и функции философии».
4.1. Структура философии:
4.1.1. Общая философия (основы):
– философия – теоретическая основа мировоззрения;
– философия как общая методология;
– история философии.
– Бытие и сознание:
= материя: единство и многообразие форм проявления;
= сознание: сущность и происхождение.
4.1.2. Научно-теоретическая (фундаментальная) философия:
– связь и развитие – основные принципы диалектики;
– основные законы диалектики;
– основные категории диалектики;
– теория сознания, мышления, познания.
4.1.3. Прикладная философия:
– социальная философия;
– природа и общество (экология);
– философия экономической сферы общества;
– политическая сфера общества;
– философия управления;
– философское понимание человека;
– духовная сфера жизни общества;
– исторический прогресс и глобальные проблемы современности;
– философия науки и др.
4.1.4. Вненаучная философия: историческое формирование врачебного мировоззрения и мышления:
а) философия экзотеризма и оккультизма, нумерология, астрология и т.п.;
б) исторические типы мировоззрения (картины мира) и четыре основных варианта «моделей болезни»:
– мифологическая (магико-анимистическая);
– религиозная (мистико-религиозная);
– философская (натурфилософская);
– научная (естественнонаучная).
Очень кратко отметим историческую связь этих моделей болезни с картинами мира (развивающимся мировоззрением врача).
1. Мифологическая картина мира (или мировоззрение) связана с магико-анимистическими представлениями о болезни.
а) болезнь – это не естественное явление, а как бы проявление чуж-
дых человеку сверхъестественных (мистических, идеальных) сил;
б) болезнь – это следствие греха, вины, знак наказания и поощре-
ния;
в) болезнь – это истечение злого духа, следствие колдовства.
NB: Техника врачевания (в давние времена):
– изгнание или умиротворение злого духа путем прине-
сения жертвы, молитвы, стремление перехитрить его;
– эта терапия противоречива: здравому смыслу; закону
сохранения энергии; каузальному принципу (принципу
причинности); научным взглядам;
– эти техники врачевания были оправданы только в пределах
мифологической картины мира (мифологического миро-
воззрения).
Мистико-религиозная (дуалистическая) картина (или мировоззре-ние):
а) концепции болезни умозрительные и базируются на представлениях:
– мистико-религиозных;
– натурфилософских;
б) конкретизация вопроса:
2. Мистико-религиозные концепции болезни:
– болезни властвуют над человеком;
– болезнь – это персонифицированная сила.
3. Натурфилософские концепции болезни:
а) выводились из аналогии природы человека (микрокосмоса) и при-
роды мира (макрокосмоса);
б) принципы истинности в них – не соответствие фактам, а логичес-
кая связь и правдоподобие (в пределах определенной мировоз-
зренческой системы);
NB-1: аристотелевская философия дольше всего в истории
влияла на концепции болезни;
NB-2: на развитие медицины влияла философия Эпикура,
стоиков, неоплатоников (повлиявших на Парацельса
– мага и целителя);
NB-3: «Солидарная патология» – берет свое начало в древ-
негреческой философии (Демокрит, Эпикур) и толь-
ко в XVII веке приобрела эмпирическую аргумента-
цию (П. Гассенди, Р. Бойль, М. Мальпиги). Здесь уже
теряется философский характер болезни;
в) гуморальная патология:
– центральная идея – учение об элементах и качествах (ее начало в
теории философии);
– броуновское движение о раздражимости как основе болезни;