Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
- Свойство избирательности может выступать как генетическая предпосылка оценочной функции сознания при развитии информационного отражения в формах психики и сознания.
- Системы, использующие информационное отражение, всегда предваряют результаты событий. Соответственно, они и ведут себя, ориентируясь на эти результаты.
в) Выделяют следующие типы отражения:
- отражение в неживой природе;
- отражение в живой природе;
- в неживой природе существует простейшее отражение, связанное с материальными взаимодействиями. А в живой природе оно является предпосылкой видов отражения более высоких уровней.
г) В информационном отражении выделяют следующие виды:
- раздражимость простейших одноклеточных животных и растений;
- возбудимость нервных тканей;
- психическое отражение.
4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных.
а) Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.
- Раздражимость - способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определённых раздражителей. (Например, амёба сжимается при воздействии на неё укола). Реакция организма на раздражение происходит за счет энергии самого организма. В раздражимости присутствует признак информационных воздействий.
- Вторым фактором, характеризующим развитие форм отражения, является чувствительность - способность к ощущению. Чувствительность присуща только животному миру. Она есть способность реагировать как биологически значимые факторы, так и на биологически нейтральные. (Например, если питательные вещества находятся в освещённой части бассейна, то амёба будет двигаться именно туда. Свет - это сигнал, несущий информацию о пище, он является ощущением).
- Важное значение ощущения для организма заключается в мобилизации его возможностей для осуществления адекватного действия.
Таким образом, в механизме отражения возрастает роль отражения внутренней работы организма, и отражение связывается с формирование структуры, ответственной за него - нервной ткани. Отражение на основе нервной системы получило название
нейрофизиологического и является дальнейшим этапом развития информационного отражения.
- Активность на уровне раздражимости обеспечивает активность организма, направленную на поиск пищи, а нейрофизиологическое отражение дает возможность осуществлять сложные схемы, предусматривающие дифференциацию последовательности действий.
- Исходя из научных концепций в процессе взаимодействия с внешней средой организм активно реализует внутреннюю программу. В её основе нейрофизиологические структуры, хранящие «видовой опыт» данного организма.
- Нейрофизиологические исследования показывают, что наличие нервной системы позволяет организму строить поведение и осуществлять его с помощью установок, вытекающих из жизненного опыта.
- Процесс отражения у существ с нервной системой заключается в активной внутренней работе по формированию схемы повеления.
- Отражение есть диалектическое единство противоположностей - воздействие внешней среды и реализация внутренних целей при построении адекватной системы поведения.
Такая диалектика находит полное проявление на стадии психического отражения, которая присуща только развитым живым существам со сложной нервной системой. То есть, психика есть только там, где есть нервная система.
б) Процесс отражения у живых организмов с нервной системой осуществляется в ситуациях двух различных типов:
- у живого организма ресурсы отражения внешней действительности достаточны для решения задач; в этом случае отражение заключается в мобилизации уже существующих программ действий;
- у живого организма ресурсы отражения внешней действительности недостаточны для решения задач; эта ситуация встречается гораздо чаще первой; в ней субъект задерживает автоматическое реагирование и переходит к обследованию реальной ситуации:
= она активно мобилизует все имеющиеся ресурсы отражения;
= эта внутренняя работа направляется обследованием ситуаций, предполагающих ориентировку. Такая ориентировка является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.
в) Каждый субъект в процессе осуществления ориентировочной деятельности всегда опирается на прошлые навыки, автоматизмы, но для построения психического образа необходимо реальное ориентировочное движение в действительности.
г) Субъект устанавливает, прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями и строит образ, как результат психического отражения действительности. Следовательно, психический образ нельзя сводить к нейродинамической модели, являющейся физиологической основой этого образа.
Итак, образ есть способность живого существа как субъекта поведения, и эта способность является отличием между живым существом, выработавшим данный образ, и живым существом, не имеющим его. Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.
Вопрос третий. Труд, общение и язык – социальные детерминанты сознания
а) Универсальной, всеохватывающей материальной формой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты.
- Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства.
- Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя.
- История материального производства – это история развития сознания в вещественной форме.
б) Процесс развития сознания как социокультурного явления тесно связан с развитием языка. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для нас самих действительное сознание».
- Однако вместе с разговорным языком сознание может выражаться в материальных явлениях иного рода, которые так же приобретают знаковую функцию.
- Материальное явление выполняет знаковую функцию в случае выражения некоторого содержания сознания, становится носителем социальной информации. В этом случае данное явление приобретает смысл.
- Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культуры будет восприниматься как обычный.
- Различной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, на в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.
- При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающей определенное содержание сознания, носит идеальный характер.
- Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в этой области и воплотить в реальность.
- Идеальность образов имеет специфическое значение, выражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.
Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей есть необходимое условие ее организации и воспроизводства.
Вопрос четвертый. Общественно-историческая сущность сознания
1. Общая характеристика.
На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.
- Этим способом бытия является практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия и средства производства, что и является содержанием общественной природы сознания.
- Процесс возникновения сознания связан с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.
- Основания общественной природы человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.
- При социальном развитии человечества внутренней основой этого развития выступает исторически создавшееся и развивающееся содержание сознания.
Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно есть процесс социальный.
2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядом, интересов, эмоциональных и психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности.
б) Индивидуальное сознание включает