Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
– Ф. Шеллинг: в основе болезни – «неуравновешенные жизненные
тенденции»;
г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо-
фии).
Их представления:
– болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи-
ческих видов);
– каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою
картину симптомов и порядок их развертывания во времени;
– болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор-
мальная жизнь;
д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо-
фии):
– основывается на концепции роаздражимости;
е) концепция Г.В. Гуфеланда:
– в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це-
лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение;
– симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной
медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера
– слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при-
держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес-
ком смысле).
4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины):
а) появляется концепция целостности организма:
– недостаточность натурфилософского объяснения болезни;
– узость односторонне соматического содержания болезни;
б) возникают модели болезни:
– психосоматические;
– антропологические;
– социокультурные.
Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур-
философских моделях болезни.
По Фрейду: болезнь – это всегда:
– телесное выражение (форма, образ) ду-
шевных расстройств;
– следствие неподвластных человеку пере-
живаний и конфликтов;
– их вытеснение в подсознание.
Пример: концепция В. Вайцзеккера:
– тело может противостоять желанием ду-
ши;
– но в случае их конфронтации возникает
болезнь (в ней локализуются тайные же-
лания души).
– увеличивается количество дуалистических концепций:
причины: – неудовлетворенность натурфилософски-
ми объяснениями соматики;
– их методологическая несостоятельность;
в) диалектико-материалистический монизм:
– его влияние на медицину:
= в построении ее теорий;
= в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания;
– современная новизна в развитии медицины:
= преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма;
= преодоление психосоматического дуализма и построение теоре-
тических конструкций на монистических, материалистических
основах;
= ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен-
тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании
болезней;
= расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео-
рию медицины социально-гуманитарного знания;
– в настоящее время:
– развивается более широкий подход к жизни организма и сущно-
сти его патологии;
– причины:
= рост нервно-психических расстройств;
= выявление психогенного механизма соматических болезней;
= зависимость терапии от личности больного и др.
– в результате:
= усиливается влияние философии (диалектического материа-
лизма) на теорию медицины;
= формируется синтез современных теорий медицины:
1) базис: естественно-научный и социально-гуманитарный;
2) медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.).
4.2. Функции философии
Одновременно функциями и методами философии являются:
– мировоззренческая;
– методологическая;
– концептуально-теоретическая;
– аксиологическая;
– онтологическая;
– гносеологическая;
– критическая;
– социальная;
– деятельностная;
– практическая (праксеологическая);
– воспитательно-гуманитарная;
– прогностическая.
Краткая характеристика функций
а) Общее понятие «функции философии:
Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения.
б) Содержание функций философии:
– мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци-
пов взаимодействия с окружающим миром;
– методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
– концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему;
– аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес-
кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное;
– онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи;
– гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания);
– критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос-
ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности);
– социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества;
– деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело-
века»);
– практическая (праксеологическая) функция: развивается практи-
ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем-
ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа-
алистический анализ и др.);
– прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира.
Выводы: Выучив данную лекцию, студент должен прийти к заключению:
– во-первых, философское знание имеет свою специфику и особен-
ности и тем отличается от науки;
– во-вторых, философия указывает на социокультурное происхож-
дение мозга и мышления в биоэволюции;
– в-третьих, объектом философии является живая материя, а пред-
метом – определенный круг вопросов;
– в-четвертых, основной вопрос философии – это «узел» всей фило-
софской и научной проблематики – современной и будущей;
– в-пятых, теоретико-методологическое наследие К. Маркса,
Ф. Энгельса и В.И. Ленина – это матрица научности всех видов
знания.
Введение
Материя – фундаментальна категория философии. В данной лекции представлено философское содержание материй.
Главное внимание студенты должны обратить на следующие вопросы:
- понять, что материя является единым объектом для философии и науки;
- разобраться в понятиях «бытие» и «материя»;
- необходимо выучить два принципа функционирования материи;
- разобраться в структуре и свойствах материи;
- увидеть различие идеального и материального миров;
- уметь представить биоорганизм, как форму живой материи.
В философии и науке материя – это наиболее общая, фундаментальная категория, в которой отображается материальное единство мира, его целостность. При этом жизнь – это форма существования материи, выраженная категорией «бытие».
1.1. Бытие
1) Мир философии – это три сферы бытия, их системная связь:
- мир природы (физическое, химическое, биологическое);
- мир человеческого (чувства, эмоции, мысли, отношения);
- мир символов (труд, язык, культура).
2) Бытие – универсальная система связей и отношений:
а) исходные структуры бытия:
- элемент (единица бытия);
- отношение (взаимоположение элементов);
- связь (внутреннее отношение элементов – дают внутреннее равновесие, симметрию).
3) Понятие «бытие» сходно, однопорядково, синонимично с такими понятиями, как «реальность», «действительность», «существование»:
- бытие – предпосылка становления (в виде самореализации и жизнедеятельности).
4) формы бытия:
- материальное бытие (природа, окружающий мир);
- идеальное бытие (индивидуализированное духовное бытие);
5) Диалектико - материалистическая квалификация бытия:
- материя – основа бытия;
- все иные бытийные формы (дух, человек) – порождение материи;
NB: материя первична и представляет собой наличное бытие.
6) Бытие – более общая категория:
- бытие охватывает и материальное и духовное;
тенденции»;
г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо-
фии).
Их представления:
– болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи-
ческих видов);
– каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою
картину симптомов и порядок их развертывания во времени;
– болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор-
мальная жизнь;
д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо-
фии):
– основывается на концепции роаздражимости;
е) концепция Г.В. Гуфеланда:
– в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це-
лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение;
– симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной
медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера
– слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при-
держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес-
ком смысле).
4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины):
а) появляется концепция целостности организма:
– недостаточность натурфилософского объяснения болезни;
– узость односторонне соматического содержания болезни;
б) возникают модели болезни:
– психосоматические;
– антропологические;
– социокультурные.
Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур-
философских моделях болезни.
По Фрейду: болезнь – это всегда:
– телесное выражение (форма, образ) ду-
шевных расстройств;
– следствие неподвластных человеку пере-
живаний и конфликтов;
– их вытеснение в подсознание.
Пример: концепция В. Вайцзеккера:
– тело может противостоять желанием ду-
ши;
– но в случае их конфронтации возникает
болезнь (в ней локализуются тайные же-
лания души).
– увеличивается количество дуалистических концепций:
причины: – неудовлетворенность натурфилософски-
ми объяснениями соматики;
– их методологическая несостоятельность;
в) диалектико-материалистический монизм:
– его влияние на медицину:
= в построении ее теорий;
= в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания;
– современная новизна в развитии медицины:
= преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма;
= преодоление психосоматического дуализма и построение теоре-
тических конструкций на монистических, материалистических
основах;
= ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен-
тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании
болезней;
= расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео-
рию медицины социально-гуманитарного знания;
– в настоящее время:
– развивается более широкий подход к жизни организма и сущно-
сти его патологии;
– причины:
= рост нервно-психических расстройств;
= выявление психогенного механизма соматических болезней;
= зависимость терапии от личности больного и др.
– в результате:
= усиливается влияние философии (диалектического материа-
лизма) на теорию медицины;
= формируется синтез современных теорий медицины:
1) базис: естественно-научный и социально-гуманитарный;
2) медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.).
4.2. Функции философии
Одновременно функциями и методами философии являются:
– мировоззренческая;
– методологическая;
– концептуально-теоретическая;
– аксиологическая;
– онтологическая;
– гносеологическая;
– критическая;
– социальная;
– деятельностная;
– практическая (праксеологическая);
– воспитательно-гуманитарная;
– прогностическая.
Краткая характеристика функций
а) Общее понятие «функции философии:
Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения.
б) Содержание функций философии:
– мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци-
пов взаимодействия с окружающим миром;
– методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
– концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему;
– аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес-
кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное;
– онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи;
– гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания);
– критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос-
ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности);
– социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества;
– деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело-
века»);
– практическая (праксеологическая) функция: развивается практи-
ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем-
ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа-
алистический анализ и др.);
– прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира.
Выводы: Выучив данную лекцию, студент должен прийти к заключению:
– во-первых, философское знание имеет свою специфику и особен-
ности и тем отличается от науки;
– во-вторых, философия указывает на социокультурное происхож-
дение мозга и мышления в биоэволюции;
– в-третьих, объектом философии является живая материя, а пред-
метом – определенный круг вопросов;
– в-четвертых, основной вопрос философии – это «узел» всей фило-
софской и научной проблематики – современной и будущей;
– в-пятых, теоретико-методологическое наследие К. Маркса,
Ф. Энгельса и В.И. Ленина – это матрица научности всех видов
знания.
Интерактивная лекция №2: «Фундаментальная философия: диалектико-материалистическое понимание материи»
Введение
Материя – фундаментальна категория философии. В данной лекции представлено философское содержание материй.
Главное внимание студенты должны обратить на следующие вопросы:
- понять, что материя является единым объектом для философии и науки;
- разобраться в понятиях «бытие» и «материя»;
- необходимо выучить два принципа функционирования материи;
- разобраться в структуре и свойствах материи;
- увидеть различие идеального и материального миров;
- уметь представить биоорганизм, как форму живой материи.
В философии и науке материя – это наиболее общая, фундаментальная категория, в которой отображается материальное единство мира, его целостность. При этом жизнь – это форма существования материи, выраженная категорией «бытие».
1.1. Бытие
1) Мир философии – это три сферы бытия, их системная связь:
- мир природы (физическое, химическое, биологическое);
- мир человеческого (чувства, эмоции, мысли, отношения);
- мир символов (труд, язык, культура).
2) Бытие – универсальная система связей и отношений:
а) исходные структуры бытия:
- элемент (единица бытия);
- отношение (взаимоположение элементов);
- связь (внутреннее отношение элементов – дают внутреннее равновесие, симметрию).
3) Понятие «бытие» сходно, однопорядково, синонимично с такими понятиями, как «реальность», «действительность», «существование»:
- бытие – предпосылка становления (в виде самореализации и жизнедеятельности).
4) формы бытия:
- материальное бытие (природа, окружающий мир);
- идеальное бытие (индивидуализированное духовное бытие);
5) Диалектико - материалистическая квалификация бытия:
- материя – основа бытия;
- все иные бытийные формы (дух, человек) – порождение материи;
NB: материя первична и представляет собой наличное бытие.
6) Бытие – более общая категория:
- бытие охватывает и материальное и духовное;