Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 576

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
           – Ф. Шеллинг: в основе болезни – «неуравновешенные жизненные

              тенденции»;

           г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо-

               фии).

Их представления:

           – болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи-

              ческих видов);

           – каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою

              картину симптомов и порядок их развертывания во времени;

           – болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор-

              мальная жизнь;

           д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо-

                фии):

           – основывается на концепции роаздражимости;

           е) концепция Г.В. Гуфеланда:

           – в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це-

              лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение;

           – симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной

              медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера

           – слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при-

              держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес-

              ком смысле).

           4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины):

           а) появляется концепция целостности организма:

           – недостаточность натурфилософского объяснения болезни;

           – узость односторонне соматического содержания болезни;

           б) возникают модели болезни:

           – психосоматические;

           – антропологические;

           – социокультурные.

                                 Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур-

                                                философских моделях болезни.

                                                По Фрейду: болезнь – это всегда:

                                                       – телесное выражение (форма, образ) ду-

                                                          шевных расстройств;

                                                       – следствие неподвластных человеку пере-


                                                          живаний и конфликтов;

                                                       – их вытеснение в подсознание.

                                Пример: концепция В. Вайцзеккера:

                                                       – тело может противостоять желанием ду-

                                                          ши;

                                                       – но в случае их конфронтации возникает

                                                          болезнь (в ней локализуются тайные же-

                                                          лания души).

           – увеличивается количество дуалистических концепций:

                                   причины:    – неудовлетворенность натурфилософски-

                                                          ми объяснениями соматики;

                                                       – их методологическая несостоятельность;

           в) диалектико-материалистический монизм:

           – его влияние на медицину:

              = в построении ее теорий;

              = в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания;

           – современная новизна в развитии медицины:

              = преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма;

              = преодоление психосоматического дуализма и построение теоре-

                 тических конструкций на монистических, материалистических

                 основах;

              = ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен-

                 тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании

                 болезней;

              = расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео-

                 рию медицины социально-гуманитарного знания;

           – в настоящее время:

              – развивается более широкий подход к жизни организма и сущно-

                 сти его патологии;

              – причины:

                 = рост нервно-психических расстройств;

                 = выявление психогенного механизма соматических болезней;

                 = зависимость терапии от личности больного и др.

           – в результате:

                 = усиливается влияние философии (диалектического материа-



                    лизма) на теорию медицины;

                 = формируется синтез современных теорий медицины:

1)    базис: естественно-научный и социально-гуманитарный;

2)    медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.).

 

           4.2. Функции философии

           Одновременно функциями и методами философии являются:

                 – мировоззренческая;

                 – методологическая;

                 – концептуально-теоретическая;

                 – аксиологическая;

                 – онтологическая;

                 – гносеологическая;

                 – критическая;

                 – социальная;

                 – деятельностная;

                 – практическая (праксеологическая);

                 – воспитательно-гуманитарная;

                 – прогностическая.

 

Краткая характеристика функций

           а) Общее понятие «функции философии:

           Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения.

           б) Содержание функций философии:

           – мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци-

пов взаимодействия с окружающим миром;

           – методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

           – концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему;

           – аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес-

кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное;

           – онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи;

           – гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания);


           – критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос-

ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности);

           – социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества;

           – деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело-

века»);

           – практическая (праксеологическая) функция: развивается практи-

ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем-

ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа-

алистический анализ и др.);

           – прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира.

Выводы: Выучив данную лекцию, студент должен прийти к заключению:

           – во-первых, философское знание имеет свою специфику и особен-

              ности и тем отличается от науки;

           – во-вторых, философия указывает на социокультурное происхож-

              дение мозга и мышления в биоэволюции;

           – в-третьих, объектом философии является живая материя, а пред-

              метом – определенный круг вопросов;

           – в-четвертых, основной вопрос философии – это «узел» всей фило-

              софской и научной проблематики – современной и будущей;

           – в-пятых, теоретико-методологическое наследие К. Маркса,

              Ф. Энгельса и В.И. Ленина – это матрица научности всех видов

              знания.

 

Интерактивная лекция №2: «Фундаментальная философия: диалектико-материалистическое понимание материи»


Введение

 

           Материя – фундаментальна категория философии. В данной лекции представлено философское содержание материй.

           Главное внимание студенты должны обратить на следующие вопросы:

- понять, что материя является единым объектом для философии и науки;

- разобраться в понятиях «бытие» и «материя»;

- необходимо выучить два принципа функционирования материи;

- разобраться в структуре и свойствах материи;

- увидеть различие идеального и материального миров;

- уметь представить биоорганизм, как форму живой материи.

В философии и науке материя – это наиболее общая, фундаментальная категория, в которой отображается материальное единство мира, его целостность. При этом жизнь – это форма существования материи, выраженная категорией «бытие».

 

1.1.         Бытие

 

1)  Мир философии – это три сферы бытия, их системная связь:

- мир природы (физическое, химическое, биологическое);

- мир человеческого (чувства, эмоции, мысли, отношения);

- мир символов (труд, язык, культура).

2)   Бытие – универсальная система связей и отношений:

                   а) исходные структуры бытия:

                   - элемент (единица бытия);

                   - отношение (взаимоположение элементов);

       - связь (внутреннее отношение элементов – дают внутреннее равновесие, симметрию).

3) Понятие «бытие» сходно, однопорядково, синонимично с такими понятиями, как «реальность», «действительность», «существование»:

                    - бытие – предпосылка становления (в виде самореализации и жизнедеятельности).

4) формы бытия:

        - материальное бытие (природа, окружающий мир);

        - идеальное бытие (индивидуализированное духовное бытие);

5) Диалектико - материалистическая квалификация бытия:

                     - материя – основа бытия;

                     - все иные бытийные формы (дух, человек) – порождение материи;

                        NB: материя первична и представляет собой наличное бытие.

6) Бытие – более общая категория:

            - бытие охватывает и материальное и духовное;