Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
- конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью;
- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;
- практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;
- различают следующие формы практики:
= общественно-производственная ;
= социально-политическая;
= научно-экспериментальная;
= медицинская;
= семейно-бытовая;
- практика бывает (по содержанию и назначению):
=стандартизированная;
= поисковая;
- в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:
= индивидуальную;
= микрогрупповую;
= социальную;
= классовую;
= государственную;
= общественную;
- любая практика складывается из следующих элементов:
= субъект практики;
= объект практики;
= цель;
= средства;
= предметная деятельность субъекта;
= результат этой деятельности;
- главные функции практики в отношении познания:
= базисная;
= детерминирующая;
= критериальная;
= целеполагающая;
- практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;
= практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;
- практика не мыслима без «теоретического компонента»;
- практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей;
- теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.
Вопрос второй: Знание, отражение, информация.
2.1. Общая характеристика.
а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;
б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин;
в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии;
г) в последнее время пристальное
внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;
д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);
е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;
- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;
- с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:
= внутренняя интерпретируемость;
= структурированность;
= связность;
= семантическая метрика;
= активность;
- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;
ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;
- именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»;
- подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.
2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство.
а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные:
- «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»;
- чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;
- однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;
б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;
в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика;
- обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека;
- логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;
- так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;
- односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины:
= представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;
= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека;
= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;
= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;
- под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;
- с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.
Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.
2.3. Творчество и интуиция
а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;
- свойства интуиции:
= неожиданность решения задачи;
= неосознанность путей и средств ее решения;
= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;
- виды интуиции:
= техническая;
= научная;
= обыденная;
= врачебная и т.д.
- по характеру формирования и проявления интуиции:
= основательная профессиональная подготовка;
= поисковая ситуация;
= действие у субъекта поисковой доминанты;
= наличие «подсказки».
- В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»):
= эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;
= фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;
= они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;
- интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;
- такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;
- Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения».
б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека:
- творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
- творчество – выступает как единство рационального и иррационального;
- творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением;
- творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам;
- А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»;
- путь интуиции - это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям.
Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания.
Вопрос третий. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса
а) медицинская диагностика предусматривает собой упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели;
б) в медицине применяются основные философские понятия:
- врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;
-принцип единства формы и содержания применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного;
- метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой;
- учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных;
- во врачебной диагностике применяется общенаучный диалектический метод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др.
- прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения;
- медицинская диагностика имеет свою методологию – приходится решать познавательные задачи-проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать;
- при постановке диагноза необходимо определить:
= причину заболевания (этиологию) – I закон диалектики;
= сущность заболевания;
= характер протекания – II закон диалектики;
= схему лечения;
= прогнозирование – III закон диалектики;
= профилактику.
- методология врачебной диагностики определяется объектом познания – больным человеком;
- очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного».
- диагноз включает в себя следующие части:
= распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз);
= предварительный диагноз;
= клинический диагноз (достоверный);
= патологоанатомический (окончательный).
Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами познания и через основные философские категории вышли на методологию медицинского диагноза.
«Научное познание» (часть II)
1. Научное знание, его специфика.
2. Структура и уровни научного познания
3. Основные функции научного познания
4. Методология научного познания
5. Наука и общество
Вопрос первый: Научное знание, его специфика. Вопрос второй: Структура и уровни научного познания
а) Наука как форма познания возникла в Новое время в XVI-XVJI вв. в момент становления капиталистического способа производства.
- Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний