Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 591

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                              биологические, климатические и социокультурные факторы;

                           - факторы психических заболеваний бывают внутренние и

                              внешние (факторы эмоционального стресса, нарушения

                              межличностных отношений и социально-психологического

                              климата;

                           - особо исследуются такие факторы как:

                                 = генетические                                     = нейрофизиологические

                                 = биохимические                   = структурно-

                                                                                               морфологические

                                 = иммунологические              = социально-

                                                                                               психологические

6)      свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне

диалектики «общего»:

                                     клинические проявления начальной депрессии:

                                   - потеря интересов;

                                   - потеря способности радоваться или получать удовлетворение;

                                   - утрата эмоциональной реактивности;

                                   - нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность

                                     заснуть вечером, пробуждение ночью);

                                   - понижение настроения по утрам.

 

          10. Категории «целое и часть»

          1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно.

                                                     NB: любой единичный предмет может быть понят

                                                                 только в единстве с целым.

                                             NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и

                                                     выяснять характер связи между ними, уяснить

                                                     природу частей.

           2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей.

           3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям.

           4) Категории целого и части – это соотносительные категории:

                       - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть

                          другого целого (молекулы);

                       - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого

                           (организма) и т.д.;

                       - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей

                           мысли.

5) Виды систем (целостностей):

                       - простые – одноклеточные, водоросли и т.п.

                       - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-

 

                          сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная

                          система, нервная система, иммунная система и др.)

6) единство и дифференциация целого:

                       - целое не есть сумма его частей;

                       - целое устойчивее его частей;

                       - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно

                          также находится в движении и изменении (вследствие действия

                          всеобщего принципа развития);

                      - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его

                         интегративное качество;

                      - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические,

                          политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени

                          целостности;

                      - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его

                          частей (т.е. это киберсистема)

                                             NB: Напомним, киберсистемами называются такие

                                                     системы, которые имеют хотя бы первых три

                                                     своих механизма: саморегуляцию,

                                                                               самоорганизацию и самовоспроизводство;

           - высшей формой целостности является общество;

           - в системном целом действует обратная связь:

                       = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с

                           внешним окружением);

                      = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство

                           и сплочение всех элементов в единое целое);

           7) Регресс целого: противоречивый процесс:

                       - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и

                           наоборот.

                                  Пример:

                                                 - прогрессивное развитие биологических форм в целом

                                                     сопровождается деградацией отдельных видов;

                                                  = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы.

           

 


 

           

Выводы:

          В любом научном исследовании категории диалектики  выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).

Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»



Вопрос первый: Проблема сознания в философии и науке


- Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии.

Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности.

Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско -мировоззренческую основу.

Серьёзный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.

Однако центральный вопрос философии -  это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.

Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условиям его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга).

Сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения.

                Сознание отражает и творит мир:

=  оно является общественным продуктом; возникает и развивается только в совместной деятельности людей;

=  участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определённые нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской и составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.

Вопрос второй: Общеприродные и биологические предпосылки возникновения сознания


1. Общая характеристика.

 - В изучении вопроса о осознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические , психологические процессы у высших животных и человека).

Необходимые биологические предпосылки возникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.

Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга ( И. М. Сеченов, И. П. Павлов).

Учёные биологи дали научное объяснение химической природе нервного возбуждения. Были открыты ДНК и РНК и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.

Благодаря созданию новых направлений в биологии таких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т. д. учёные пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являются свойствами лишь части живой материи - общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.

-Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т. д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени. Таким образом, живой природе существуют лишь предпосылки сознания. А переход предпосылок к самому сознанию – это переход от биологической формы отражения к социальной.

 

2. Отражение как атрибут материи.

 

а) В основе фундамента всей материи лежит свойство всеобщности отражения, которое определяется универсальностью материального взаимодействия:

все объекты, явления, процессы объективно существуют в материальном мире и постоянно взаимодействуют между собой; в результате этого взаимодействия они изменяются;

каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на другие, вызывает в них определённые изменения и оставляет "долю воздействия" в том объекте, на который он влияет и таким образом запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, способность материальных явлений, систем воспроизводить в этих свойствах особенности других явлений и есть всеобщее свойство материи - 
отражение. Отражение присутствует в любом процессе взаимодействия, а следовательно и всякое взаимодействие включает в себя момент отражения.

б)  Отражение является одной из сторон взаимодействия. Оно является фундаментальным свойством самой материи.

Любые формы и виды отражения сознания возникают в рамках взаимодействия материальных образований и систем разных уровней развития.

- Отражение в гносеологическом смысле есть способность получения адекватных действительности образов. Это способность зарождается у животных и достигает наивысшего проявления у человека. Таким образом, для исследования отражения необходим генетический и исторический подход. Если рассматривать понятие отражения как эффекта материальных взаимодействий, то необходимо обращать внимание на развитие конкретных форм и видов отражения, их совершенствование. Из всеобщего понятия отражения можно вывести конкретные формы отражения материи.

 

3.  Отражение и информация.

 

а)  Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий называется информационным. Результаты внешних воздействий несут определённую информацию об окружающей среде.

Информацию можно рассматривать, как свойство явлений быть побудителем известных действий в окружающем мире.

Для возникновения информационного отображения необходимо существование материальных систем, активно строящих своё движение во внешнем мире:

возможностью построения движения обладают лишь некоторые виды материальных систем;

эти системы обладают способностью активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения.

В процессе информационного отражения внешнее воздействие оказывает влияние на состояние системы косвенно, в результате приведения в активное состояние программы построения движения, заложенной в материальной системе.

Способность отражающей системы использовать внешние воздействие для ориентации системы определяет информационно - сигнальный характер внешнего воздействия.

б)  Материальные системы, способные к информационному отражению, обладают избирательностью и опережающим характером. Такая система относится к миру избирательно в плане активного построения своих отношений с внешней средой, используя факторы, служащие для её самосохранения и развития, и отталкивая дестабилизирующие факторы: