Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 592

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания

 

       1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа

- Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления

- «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века.

                                       NB: название «материализм» часто употребляют при этом в

                                               смысле реализма (реальности, независимой от мышления и

                                               существующей вне сознания).

            - Диамату характерна:

                        = строгая объективность рассмотрения любых явлений;

                        = многосторонность рассмотрения изучаемого предмета;

                        = гибкость понятий;

                        = внутренняя связь научных представлений об объекте исследования;

                         - с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а

                            диалектика материалистической;

                         - диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая

                            естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что

                            мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел

                            философии).

            - Диалектика – это:

            = учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии;

            = всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод).

Предмет диалектики:

            = различные виды связей;

            = всеобщие законы развития природы, общества, мышления;

            = универсальное (от слова «универсум») взаимодействие.

Требования диалектики:

            = объективность подхода;

            = всеобщность анализа (всесторонность);

            = соблюдение принципов всеобщей связи и развития;

            = конкретность (историчность) анализа.


Диалектика:

= рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи;

= понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений;

= рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания;

= видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.

- Диалектический материализм (диамат):

Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля;

цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство:

                        = диалектики (учения о развитии);

                        = логики (учения о мышлении);
                                    = теории познания.

Сильная сторона диамата:

            = ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира)

            = Dfпознаваемость мира – это:

                        = понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи;

= диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии).

                                       NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально

                                               существующее независимо от мышления и сознания)

                                   = объективность (т.е. их естественную природу)

                                       рассмотрения (видения) любого явления материи;

                                                  = многосторонность рассмотрения (видения) любого

                                                      явления материи;

                                                  = гибкость понятий;

                                     = диамат методом основа для науки: при столкновении

                                         науки со сложными (еще нерешенными) вопросами

                                         диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует

                                         на:



                                                                = поиск естественных законов развития;

                                                                = поиск и обнаружение непознанных связей;

                                                                = ищет внутренние (естественные) причины.

1.2.2Квалификация диалектики в классической и учебной литературе

           1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321).

           2) Диалектика – это:

           - единство теории и метода;

           - отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира;

- она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321).

           3) Все принципы и законы диалектики:

           - отражают объективную реальность (природу, общество, сознание);

           - учат правильно мыслить о соответствующей области действительности;

           - диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания;

           - диалектика – это методология знания.

           4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84).

           5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что:

           - во-первых, «мир диалектичен»;

           - во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого;

           - в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это:

                        = уровень развития общественной практики;

                        = степень познания диалектики бытия;

                        = разумная ориентация человека в мире;

                        = преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37)


           6) По А.Г.Спиркину диалектика – это «противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию» - это, во-первых;

          - во-вторых, диалектика – всегда там, где происходит «столкновение противоположностей, борьба идей»;

           - впоследствии диалектика стала означать наличие в объективном мире «противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед» (А.Г.Спиркин, с.37).

           7) По В.И. Ленину диалектика – это учение о вечном движении, развитии и безостановочно развивающейся реальности. В этом «вечном движении и развитии» В.И. Ленин говорил о диалектических возможностях человеческого познания – «об относительности человеческого знания» (А.Г.Спиркин, с.37).

           8) К.Маркс: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (К.Маркс, т.21, с.276)

           9) А.Г.Спиркин: в диалектике «неудовлетворенность достигнутым – ее стихия, революционная активность – ее суть» (Спиркин, с.39).

           10) Единственное противоядие против метафизики (догматизма как ее разновидности) есть диалектика с ее механизмом «гибкого мышления», «нетерпимости застоя».

           11) Ф.Энгельс дал общее понимание диалектики: это наука о наиболее общих законах всякого движения и развития природы, общества и мышления о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причина и следствия постоянно меняются местами (т.20, «Диалектика природы»).

Вопрос второй. Принципы диалектики в философии и науке

Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят: принцип развития, принцип всеобщей связи и взаимодействия, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принципы восхождения об абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Рассмотрим некоторые из них.


           а) Принципы движения и развития

                      Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

           1) В «философском энциклопедическом словаре» движение – это:

- объективный способ существования материи;

- без движения (развития), материя не может существовать;

- движение – абсолютно, покой – относителен (т.к. является движением в равновесии);

- движение в широком смысле – всякое изменение;

- движение в узком смысле – изменение тела в пространстве.

           2) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: на разных уровнях системной организации материи выделил несколько форм движения материи:

            - физическая форма: электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц (подвижность ионов и электронов); физическая динамика, кинетика и др.;

            - химическая форма: изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул (молекулярно-кинетическая теория), химическая кинетика, химическая термодинамика;

            - биологическая форма: охватывает все жизненные процессы – движение (биология); в медико – фармацевтическом аспекте – фамакокинетика;

            -географическая форма: пространственное перемещение.

            - общественная форма: процессы общественной жизни, развитие личности, культурные процессы;

            - психическое движение: интеллектуальное развитие, движение мысли, развитие разума, формирование смыслов, психо-эмоциональное движение и т.п.

           3) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение по этому так же несотворимо, как сама материя» (т.20,с.59).

           4) Принцип единства материи и движения подтвержден открытиями в естествознании XIX-XXвв.