ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
165.6.2.6. Народные праздники (1–3 часа).
Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников
5
Виды деятельности обучающихся: знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации; разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре
6
; на выбор или факультативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника; посещение театра, театрализованного представления; участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка.
165.6.2.7. Первые артисты, народный театр (1–3 часа).
Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Виды деятельности обучающихся: чтение учебных, справочных текстов по теме; диалог с учителем; разучивание, исполнение скоморошин; на выбор или факультативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.
165.6.2.8. Фольклор народов России (2–8 часов).
Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской
Федерации
7
. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
5
По выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках
(Рождество,
Осенины,
Масленица,
Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах).
6
По выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.
7
В зависимости от выбранного варианта календарно-тематического планирования может быть представлена культура 2–3 регионов России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик
165.6.2.6. Народные праздники (1–3 часа).
Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников
5
Виды деятельности обучающихся: знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации; разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре
6
; на выбор или факультативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника; посещение театра, театрализованного представления; участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка.
165.6.2.7. Первые артисты, народный театр (1–3 часа).
Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Виды деятельности обучающихся: чтение учебных, справочных текстов по теме; диалог с учителем; разучивание, исполнение скоморошин; на выбор или факультативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.
165.6.2.8. Фольклор народов России (2–8 часов).
Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской
Федерации
7
. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
5
По выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках
(Рождество,
Осенины,
Масленица,
Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах).
6
По выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.
7
В зависимости от выбранного варианта календарно-тематического планирования может быть представлена культура 2–3 регионов России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской
Федерации; определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России.
165.6.2.9. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов (2–8 часов).
Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении фольклористики; чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора; слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций; определение приёмов обработки, развития народных мелодий; разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке; сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте; обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения; на выбор или факультативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи.
165.6.3. Модуль № 3 «Музыка народов мира».
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России».
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным.
Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора,
Поволжья, Сибири.
межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями – это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства – наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
165.6.3.1. Музыка наших соседей (2–6 часов).
Содержание: Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.2. Кавказские мелодии и ритмы
8
(2–6 часов).
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства – наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
165.6.3.1. Музыка наших соседей (2–6 часов).
Содержание: Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.2. Кавказские мелодии и ритмы
8
(2–6 часов).
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 25
8
Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
Содержание:
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана
9
. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.3. Музыка народов Европы (2–6 часов).
Содержание: Танцевальный и песенный фольклор европейских народов
10
. Канон.
Странствующие музыканты. Карнавал.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;
9
На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна,
А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К. Караева, Дж. Гаспаряна и другие.
10
По выбору учителя в данном блоке могут быть представлены итальянские, французские, немецкие, польские, норвежские народные песни и танцы. В календарно-тематическом планировании данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком 26.6.3.9 этого же модуля.
двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.4. Музыка Испании и Латинской Америки (2–6 часов).
Содержание: Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры
11
. Профессиональные композиторы и исполнители
12
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.5. Музыка США (2–6 часов).
11
На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие.
12
На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например:
Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис, П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос,
А. Пьяццолла.
165.6.3.4. Музыка Испании и Латинской Америки (2–6 часов).
Содержание: Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры
11
. Профессиональные композиторы и исполнители
12
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.5. Музыка США (2–6 часов).
11
На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие.
12
На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например:
Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис, П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос,
А. Пьяццолла.
Содержание: Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.6. Музыка Японии и Китая (2–6 часов).
Содержание: Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии.
Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);
на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.7. Музыка Средней Азии
13
(2–6 часов).
Содержание:
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.8. Певец своего народа (2–6 часов).
Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны
14
Виды деятельности обучающихся:
13
Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
14
Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком 26.6.2.9 модуля № 2 «Народная музыка
России». По аналогии с музыкой русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных композиторов: Э. Грига,
Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов, опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества своего народа.
165.6.3.7. Музыка Средней Азии
13
(2–6 часов).
Содержание:
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.
165.6.3.8. Певец своего народа (2–6 часов).
Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны
14
Виды деятельности обучающихся:
13
Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
14
Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком 26.6.2.9 модуля № 2 «Народная музыка
России». По аналогии с музыкой русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных композиторов: Э. Грига,
Ф. Шопена, Ф. Листа и других композиторов, опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества своего народа.
знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.
165.6.3.9. Диалог культур (2–6 часов).
Содержание: Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.
165.6.4. Модуль № 4 «Духовная музыка».
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями
– музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно- тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.
165.6.4.1. Звучание храма (1–3 часа).
Содержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
165.6.3.9. Диалог культур (2–6 часов).
Содержание: Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.
165.6.4. Модуль № 4 «Духовная музыка».
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями
– музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно- тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.
165.6.4.1. Звучание храма (1–3 часа).
Содержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Виды деятельности обучающихся: