ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки.
Ритмическая партитура.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика) попевок, остинатных формул, состоящих из различных длительностей.
165.6.1.6. Размер (0,5–2 часа).
Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Виды деятельности обучающихся: ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах); определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4; исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере.
165.6.1.7. Музыкальный язык (1–4 часа).
Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи; определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений;
наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка
(как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов); исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря.
165.6.1.8. Высота звуков (1–2 часа).
Содержание:
Регистры.
Ноты певческого диапазона.
Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Виды деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»; определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.
165.6.1.9. Мелодия (1–2 часа).
Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками; исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков; на выбор или факультативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
165.6.1.10. Сопровождение (1–2 часа).
(как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов); исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря.
165.6.1.8. Высота звуков (1–2 часа).
Содержание:
Регистры.
Ноты певческого диапазона.
Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Виды деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»; определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.
165.6.1.9. Мелодия (1–2 часа).
Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками; исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков; на выбор или факультативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
165.6.1.10. Сопровождение (1–2 часа).
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 25
Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения; различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения; показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента; различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш; составление наглядной графической схемы; импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах); на выбор или факультативно: импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах); исполнение простейшего сопровождения
(бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах.
165.6.1.11. Песня (1–2 часа).
Содержание: Куплетная форма. Запев, припев.
Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением куплетной формы; составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы; исполнение песен, написанных в куплетной форме; различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений; на выбор или факультативно: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне.
165.6.1.12. Лад (1–2 часа).
Содержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух ладового наклонения музыки; игра «Солнышко – туча»; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада; распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора; исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской; на выбор или факультативно:
импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о нотах и музыкальных ладах.
165.6.1.13. Пентатоника (1–2 часа).
Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов.
Виды деятельности обучающихся: слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике; импровизация на чёрных клавишах фортепиано; на выбор или факультативно: импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съёмными пластинами).
165.6.1.14. Ноты в разных октавах (1–2 часа).
Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с нотной записью во второй и малой октаве; прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах; определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент; на выбор или факультативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
165.6.1.15. Дополнительные обозначения в нотах (0,5–1 час).
Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с дополнительными элементами нотной записи; исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы.
165.6.1.16. Ритмические рисунки в размере 6/8 (1–3 часа).
Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком,
165.6.1.13. Пентатоника (1–2 часа).
Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов.
Виды деятельности обучающихся: слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике; импровизация на чёрных клавишах фортепиано; на выбор или факультативно: импровизация в пентатонном ладу на других музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съёмными пластинами).
165.6.1.14. Ноты в разных октавах (1–2 часа).
Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с нотной записью во второй и малой октаве; прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах; определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент; на выбор или факультативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
165.6.1.15. Дополнительные обозначения в нотах (0,5–1 час).
Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Виды деятельности обучающихся: знакомство с дополнительными элементами нотной записи; исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы.
165.6.1.16. Ритмические рисунки в размере 6/8 (1–3 часа).
Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком,
воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8.
165.6.1.17. Тональность. Гамма (2–6 часов).
Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–
3 знаков при ключе).
Виды деятельности обучающихся: определение на слух устойчивых звуков; игра «устой – неустой»; пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам; освоение понятия «тоника»; упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу»; на выбор или факультативно: импровизация в заданной тональности.
165.6.1.18. Интервалы (1–3 часа).
Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.
Виды деятельности обучающихся: освоение понятия «интервал»; анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон); различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту; подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов; разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении; элементы двухголосия; на выбор или факультативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами.
165.6.1.19. Гармония (1–3 часа).
Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Виды деятельности обучающихся:
165.6.1.17. Тональность. Гамма (2–6 часов).
Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–
3 знаков при ключе).
Виды деятельности обучающихся: определение на слух устойчивых звуков; игра «устой – неустой»; пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам; освоение понятия «тоника»; упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу»; на выбор или факультативно: импровизация в заданной тональности.
165.6.1.18. Интервалы (1–3 часа).
Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.
Виды деятельности обучающихся: освоение понятия «интервал»; анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон); различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту; подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов; разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении; элементы двухголосия; на выбор или факультативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами.
165.6.1.19. Гармония (1–3 часа).
Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Виды деятельности обучающихся:
различение на слух интервалов и аккордов; различение на слух мажорных и минорных аккордов; разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов; вокальные упражнения с элементами трёхголосия; определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений; на выбор или факультативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни.
165.6.1.20. Музыкальная форма (1–3 часа).
Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения.
Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо; слушание произведений: определение формы их строения на слух; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме; на выбор или факультативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы.
165.6.1.21. Вариации (1–3 часа).
Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Виды деятельности обучающихся: слушание произведений, сочинённых в форме вариаций; наблюдение за развитием, изменением основной темы; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций; на выбор или факультативно: коллективная импровизация в форме вариаций.
165.6.2. Модуль № 2 «Народная музыка России».
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от
165.6.1.20. Музыкальная форма (1–3 часа).
Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения.
Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо; слушание произведений: определение формы их строения на слух; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме; на выбор или факультативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы.
165.6.1.21. Вариации (1–3 часа).
Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Виды деятельности обучающихся: слушание произведений, сочинённых в форме вариаций; наблюдение за развитием, изменением основной темы; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций; на выбор или факультативно: коллективная импровизация в форме вариаций.
165.6.2. Модуль № 2 «Народная музыка России».
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от
материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.
165.6.2.1. Край, в котором ты живёшь (1–2 часа).
Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков; диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края; на выбор или факультативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта.
165.6.2.2. Русский фольклор (1–3 часа).
Содержание: Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные). Детский фольклор
(игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров; участие в коллективной традиционной музыкальной игре
3
; сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
165.6.2.3. Русские народные музыкальные инструменты (1–3 часа).
Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; определение на слух тембров инструментов;
3
По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.
165.6.2.1. Край, в котором ты живёшь (1–2 часа).
Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков; диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края; на выбор или факультативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта.
165.6.2.2. Русский фольклор (1–3 часа).
Содержание: Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные). Детский фольклор
(игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров; участие в коллективной традиционной музыкальной игре
3
; сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням; на выбор или факультативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
165.6.2.3. Русские народные музыкальные инструменты (1–3 часа).
Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; определение на слух тембров инструментов;
3
По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие. Важным результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.
классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов; на выбор или факультативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках.
165.6.2.4. Сказки, мифы и легенды (1–3 часа).
Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России
4
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой сказывания нараспев; слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев; в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям; на выбор или факультативно: просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины.
165.6.2.5. Жанры музыкального фольклора (2–4 часа).
Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся: различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей; определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов
Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на
4
По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского
Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса.
165.6.2.4. Сказки, мифы и легенды (1–3 часа).
Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России
4
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой сказывания нараспев; слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев; в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям; на выбор или факультативно: просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины.
165.6.2.5. Жанры музыкального фольклора (2–4 часа).
Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся: различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей; определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов
Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на
4
По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского
Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса.