Файл: Дипломная работа Студентки 40 группы Специальности 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах Ермековой Карины Сагнешевны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 88593

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"

К защите допускаю

Заместитель директора

По учебной работе

__________________ О.В. Близнюк

"____" _________________ 2022 г.

Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений с учебной мотивацией младших школьников.

Дипломная работа

Студентки 40 группы

Специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Ермековой Карины Сагнешевны

Научный руководитель:_______________________ Е.Э. Буканова

Рецензент: ____________________________ Саяпин Н.В.

Дата защиты: 20.06.2022 год.

Оценка:________________________

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..………3

Глава 1. Роль детско-родительских отношений в формировании учебной мотивации.............................................................................................................6

1.1. Влияние родительских отношений на развитие личности ребенка …6

1.2. . Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии …………………………………………………13

1.3. Сущность понятия учебная мотивация ………………………………24

1.4. Тип детско-родительских отношений как фактор влияния на учебную мотивацию ……………………………………………………………………28

Выводы к главе 1 ……………………………………………………………32

Глава 2. Эмпирическое исследование школьной мотивации младших школьников. …………………………………………………………………..34

2.1 Организация и методы исследования …………………………………34

2.2. Анализ результатов исследования ……………………………………38

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации взаимоотношений детей и родителей, с целью повышения школьной мотивации, учебных навыков и умений младших школьников ………….40

Выводы к главе 2 ……………………………………………………………41

Заключение ………………………………………………………………….43

Список используемой литературы………………………………………….45

Терминологический словарь ………………………………………………47

Приложения ………………………………………………………………….49

Введение
Роль семьи в обществе несравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. За последние годы появились мощные факторы дестабилизации семейных отношений, такие как снижение жизненного уровня семьи, моральная дестабилизация, потеря нравственных ориентиров и др.


Совсем недавно функцию направленного влияния на семейное воспитание выполняла общеобразовательная школа, однако в силу многочисленных причин в настоящее время она оказалась неспособной полностью реализовать возложенную на нее функцию социализации ребенка. Школа остается одним из важных социальных институтов, координирующих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Проблема воспитания, как в семье, так и в школе, с утратой прежних социальных ценностей и ориентиров явно обострилась. С исчезновением былых идеологических настроек, обществом во многом утрачен и опыт направленного психолого-педагогического просвещения родителей. Современная ситуация в сфере воспитания молодежи требует создания новой более эффективной системы психолого-педагогической подготовки родителей, построения новых отношений между институтом семьи и образовательным учреждением.

В настоящее время общество беспокоит вопрос о влиянии детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьника. Мотивация главный компонент регуляции учебной деятельности. Ее изучением занимаются различные ученые  с древнейших времен по наши дни.

На сегодняшний день учителя часто отмечают отсутствие у школьников, а также учащихся средних учебных заведений интереса к учебе. Тенденция отрицательной динамики мотивации учения, которую можно рассматривать как проявление школьной дезадаптации, прослеживается во всех классах школы, что доказывают различные исследования в этом направлении

Актуальность данной темы обусловлена тем, что тесное переплетение социальных и познавательных мотивов, в совокупности составляющих учебную мотивацию ребенка являются, в первую очередь, результатом социального влияния семьи, в которой он воспитывается. Следовательно, встает необходимость решения проблемы социального влияния семейного воспитания на учебную мотивацию младших школьников. Социальное влияние на личность ребенка, а в результате и на его учебную мотивацию, осуществляется разными путями и происходит в основном в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации.

Все это обусловило возникновение вопроса о факторах, влияющих на учебную мотивацию. Одним из возможных факторов влияния являются детско-родительские отношения. Но тема их взаимовлияния недостаточно разработана в педагогической научной литературе, а потому она стала темой данной исследовательской работы.



Цель данной работы – определить роль детско-родительских отношений в формировании учебной мотивации школьников.

Объект данной работы – детско-родительские отношения.

Предмет работы – особенности влияние типов детско-родительских отношений на учебную мотивацию ребенка.

Гипотеза: Состоит в предположении о том, что стили детско-родительского отношения влияют на учебную мотивацию младших школьников.

Задачи:

  • Изучить роль семьи в развитии личности ребенка;

  • Рассмотреть классификацию родительских стилей воспитания у отечественных и зарубежных ученых;

  • Проанализировать понятие учебной мотивации;

  • Рассмотреть тип детско-родительских отношений в качестве фактора влияния на уровень учебной мотивации;

  • родительских отношений на учебную мотивацию ребенка.

Методы работы:

Метод анализа и синтеза научных данных

Сравнительный метод

Эмпирический метод

Структура дипломной работы: введение, 2 главы (1 теоретическая и 1 практическая), заключение, список использованных источников.

 

Глава 1. Роль детско-родительских отношений в формировании учебной мотивации

1.1 Влияние родительских отношений на развитие личности ребенка

В нашем мире определение понятия «семья» в жизни каждого человека является неоднозначным. Существует большое множество интерпретаций данного термина. По словарю Ожегова С.И., это группа проживающих рядом родственников. Также это небольшая социальная группа, связанная между собой совместным ведением хозяйства, близостью эмоционального плана, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. На положительные и отрицательные изменения, которые происходят в обществе, реагирует и данная группа людей, так как является его неотъемлемой частью, она меняется и развивается одновременно с ним. Естественно, что, в свою очередь, может оказывать свое влияние на его развитие и каждая отдельно взятая семья [4]

Определение семьи как ячейки общества является приоритетным. Ее влияние на происходящие в нем процессы многократно увеличивается. А функции семьи, определение которых сводится к таким, как демографическая, экономическая, социальная и, конечно, культурная, неотделимы от социума. Все они делают эту связь более монументальной То, какие права имеют члены семьи, определение их обязанностей регламентируется соответствующим законом. В благополучном существовании заинтересовано как общество, так и государство. Кроме этого, можно отметить, что они друг на друга оказывают влияние, которое является взаимным. Семья обладает правом на отдельное существование со своими обычаями и ценностями Большой потенциал,
который воздействует на все процессы развития, заключен именно в ней.

Современная семья - это содружество равных партнеров. Оно имеет отличия от традиционного понятия прошлых времен и заключается в изменении эмоционально-психологической функции. Взаимоотношения детей и их родителей трансформировались, и для многих людей дети являются главным смыслом жизни. Это усложняет семейную жизнь, и на то есть свои причины.

Структура семьи. Власть может быть построена на основе экономического или морального авторитета, и, если рассматривать структуру в традиционном представлении, необходимо выделить два типа семейных отношений: авторитарный, когда все функции сосредоточены в руках только одного члена семьи; демократический, когда супруги обладают равными правами при принятии решений.

На сегодняшний день преобладающим является второй тип, то есть равенство. Исходя из того, как сложилось в России, женщина, как правило, ведет домашнее хозяйство, особенно если имеются дети маленького возраста. Это допустимо, особенно в традиционной семье, где роли распределяются следующим образом: мужчина работает, а женщина занимается хозяйством и воспитывает ребенка.

От того, какая роль в семье отведена мужчине, зачастую зависит то, какой ролью в будущем будет обладать сын.

Семейные родительские отношения – это теплые чувства к родителям и другим родственникам. У них общие воспоминания, традиции. Отношения строятся на поддержке, помощи в трудных ситуациях.

Всего психологи выделяют пять групп семей:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Отражение атмосферы в семье – в поведении ребенка, его настроении, рисунках.

Такая атмосфера благоприятна для всех членов семьи. Родители имеют возможность оказывать влияние на разные стороны жизни сына или дочери. Старшие прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды, увлечений. А дети ценят мнение родителей о взаимоотношениях с разными людьми, об иных важных житейских вопросах.

Формирование личности, социализация личности в такой семье проходит нормально. Те, кому посчастливилось воспитываться в таких семьях, как правило, становятся активными, креативными, дружелюбными и независимыми людьми.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера, но есть некая дистанция между взрослыми и детьми.


Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу своего развития и возможностей. В этих семьях бывают конфликты, однако они открыты и обычно разрешаются сразу. Родителям верят, им доверяют. Однако между взрослыми и детьми существует определенная дистанция, которая иной раз подчеркивается обращением к старшим в семье на «Вы».

В таких семьях дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Однако они редко заявляют о своей независимости, обычно не умеют или боятся «креативить».

3. Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются.

Обычно у ребят из таких семей есть все необходимое для жизни: одежда, аудио и видеотехника, в старшем возрасте может быть даже мотоцикл или машина. В доме им отведена отдельная комната с дорогой мебелью, расставленной по указке родителей. Как правило, старшие строго следят за удовлетворением всех материальных потребностей чада, а также за порядком и чистотой.

В результате, дети в таких семьях материально обеспечены лучше, чем их сверстники. Однако часто при этом родители пренебрегают увлечениями и интересами детей, игнорируют их духовные запросы, зато навязывают свои желания. Такое поведение мешает нормальному формированию личности, равно, как и ее социализации.

4. Семьи, где ребенку не доверяют, зачастую – корректируют его поведение через рукоприкладство.

В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он носит скрытый характер и только периодически прорывается наружу. А бывает, конфликт перерастает в открытый и постоянный.

Если маленькие дети вынуждены терпеть такое отношение к себе, то у подростков из таких семей постепенно появляется стойкая враждебность к родителям, недоверие ко взрослым вообще. Возникают и трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать агрессивным и неуправляемым.

5. Семьи, где царит антисоциальная атмосфера.

Дети, которые проживают в таких семьях, – самые несчастные. Разнузданность, грубость, злость воспитывают неокрепшую душу, ребенку не хватает необходимых материальных вещей, не реализуются его духовные запросы. Для развития и социализации личности влияние такой семьи очень пагубно: оно является причиной многих преступлений подростков, а потом и взрослых людей.

И, так можно отметить, что семья - один из самых консервативных институтов общества, но все-таки со временем меняется и она. Если раньше понятие семья было незыблемым, все роли внутри него были, казалось, раз и навсегда были распределены, то сегодня исследователи уже говорят о том, что в обществе и в сознании людей появилось несколько основных типов семьи, семейных укладов.