Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 46
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников были предложены следующие варианты интерактивных игр.
Таблица 2
Комплекс заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД младших школьников в парной работе на уроках математики
Тип задания | Инструкция для детей | Формируемые УУД |
Графический диктант (диагностическая методика «Дорога к дому») | Нарисуйте путь к дому под диктовку своего напарника. Сначала один диктует, другой рисует, потом роли в паре меняются. Общее время выполнения задания – 10 мин. | Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; умение слушать и слышать друг друга |
Решение текстовых задач с составлением графической схемы* | Составьте каждый графическую схему полученной задачи. Поменяйтесь тетрадями. Решите задачи по схеме. Текст задачи используйте только для проверки правильности решения. | Обмен информацией с партнером; умение представлять информацию в письменной форме; способность действовать с учетом целей и интересов другого |
Решение текстовых задач с составлением краткой записи** | Получи задачу. Найди на своем ряду свою пару (ученика с краткой записью полученной тобой задачи). Вместе решите задачу. | Готовность спрашивать, умение вступать в диалог; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме |
В таблице 3 представлен комплекс заданий для групповой работы:
Таблица 3
Комплекс заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД младших школьников в групповой работе на уроках математики
Тип задания | Инструкция для детей | Формируемые УУД |
«Цепочки вычислений» | Решите группой 5 примеров за 5 мин. Выложите полученные ответы по порядку (смотрите числа на цветных карточках). Сначала продумайте, как рациональнее распределить работу в группе | Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Расшифровка | Работая в группе, выполните вычисления по алгоритму и расставьте результаты в порядке возрастания. Переместите буквы в соответствии с полученными числами. Получите слово. Впишите его на карточку. | Обмен информацией с партнером; умение представлять информацию в письменной форме; планирование общих способов работы; уважительное отношение к партнерам; |
Числовые закономерности | Получите «Числовойкруг» (или «Числовую таблицу»). Определите закономерность расстановки цифр. Впишите недостающие цифры. | Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). |
Решение логических задач, задач повышенной сложности | Работая в группе:
| Взаимодействие с партнерами по совместной деятельности; уважительное отношение к партнерам; адекватное межличностное восприятие; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
«Шифровальщики» | Домашнее задание: Работая в группе: 1) Придумайте «код шифра»; 2) Придумайте и зашифруйте послание. На уроке: 3) Сдайте послание и код для расшифровки учителю; 4) Получите послание другой группы и код для расшифровки; 5) Проверьте правильность кода; 6) Если код не подходит, обменивайтесь кодами с другими группами, пока не найдете нужный вам код; 7) Расшифруйте послание | Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности и обмену информацией; готовность спрашивать, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
Решение задач с недостающими данными | Получите задачу для группы и карточку с недостающими данными для другой задачи. Найдите группу, у которой есть недостающие для решения вашей задачи данные. Обменяйтесь с ними имеющейся у вас информацией. Решите задачу | Умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать |
Составление задач по числовым данным | Получите карточку с числовым выражением. Составьте задачу по числовым данным. Обменяйтесь составленной задачей с соседней группой. Запишите полученную задачу числовым выражением. Проверьте правильность составленного выражения (у соседней группы). Решите задачу. | Организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение вступать в диалог, обмениваться информацией; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). |
Игра «Морской бой» | В группе распределите роли: «стратег», «аналитик», «стрелок», «секретарь». Играйте в «Морской бой» с соседней группой по обычным правилам в соответствии с распределенными ролями | Определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). |
Математические диктанты | Получите карточку с заданием и пустую карточку «Ответы». Распределите задания между участниками группы. Решите все задания карточки до сигнала (звон колокольчика), то есть за 10 минут. Заполните карточку «Ответы». | Организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Проект «Великие математики» | Подготовьте групповую презентацию об одном из великих математиков прошлого. За помощью и материалами при подготовке презентации можно обращаться к учителю | Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия |
С целью изучения уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников нами было проведено повторное диагностическое исследование.
Результаты повторной диагностики показали, что 7 человек (25%) из общего количества обучающихся находятся на высоком уровне, получили максимальное количество баллов. Такие дети знают, как вступить в коммуникацию, владеют формулами речевого этикета, имеют достаточно богатый словарный запас. 15 человек (50%) показали средний уровень. Такие дети принимали участие в дискуссии, но в то же время были замечены трудности в развитии и поддержании беседы, а также аргументации своей позиции, редко употребляют формулы речевого этикета. У 5 человек (25%) определён низкий уровень. Эти дети избегают ведения коммуникации, у них возникают сложности при восприятии информации выступающего, не владеют формулами этикета, не могут аргументировать свою позицию.
Результаты диагностики показали, что только у 7 человек (25%) эти умения развиты на достаточном уровне. Такие дети понимают, что помимо их мнения может существовать иное, умеют обосновать свой вариант, не реагируют на агрессию со стороны других. 15 человек (50%) владеют умением конструктивно решать конфликты на среднем уровне, он допускает существование другого мнения, но в таком случае не может обосновать свое. 5 человек (25%) не принимают во внимание существование иного мнения, не могут договориться между собой.
Таким образом, используя среднеарифметические вычисления результатов, полученных по проведённым методикам, мы получили следующие данные по уровням сформированности коммуникативных умений обучающихся младшего школьного возраста (Таблица 4).
Таблица 4
Данные по уровням сформированности коммуникативных умений обучающихся младшего школьного возраста
N п/ п | 1 методика | (кол-во обуч-ся/%) | 2 методика | (кол-во обуч-ся/%) | 3 методика | (кол-во обуч-ся/%) | Средний показатель уровня развития коммуникативных умений в % (по 3 методикам) |
1 | Высокий | 25 | Высокий | 5 | Высокий | 5 | 25 |
2 | Средний | 50 | Средний | 10 | Средний | 10 | 50 |
3 | Низкий | 25 | Низкий | 5 | Низкий | 5 | 25 |
Таким образом, из представленной таблицы 4 видно, что 25% испытуемых показали высокий уровень формирования коммуникативных умений, 50% - средний уровень и 25% имеют низкий уровень.
В процессе повторного проведённого исследования мы выяснили, что:
-
Не все дети способны поддержать разговор, некоторые из них не используют формулы речевого этикета, но их количество уменьшилось; -
Возникают сложности в формулировании и высказывании своих мыслей как в устном, так и в письменной речи, но их количество уменьшилось; -
Обучающиеся не умеют аргументированно доказывать свою точку зрения. но их количество уменьшилось; -
Не все обучающиеся допускают и принимают наличие иной точки зрения, но их количество уменьшилось; -
Возникают сложности анализа прочитанного текста, но количество данных испытуемых уменьшилось.
Сравнительный анализ развития коммуникативных качеств представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительный анализ изменения коммуникативных качеств испытуемых
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при проведении повторного исследования по вышеуказанным методикам диагностики наблюдается повышение уровня коммуникативных качеств.
В процессе исследования мы подтвердили нашу гипотезу, что развитие коммуникативных умений школьников младших классов на уроках математики будет происходить более эффективно при условии создания учителем коммуникативных ситуаций с использованием интерактивных игр.
Таким образом, исследовательская работа, направленная на преодоление трудностей у детей в сфере коммуникации, проведена успешно. Процесс формирования коммуникативных умений обучающихся младших классов на уроках математики будет проходить более эффективно, если на уроках создаются коммуникативные ситуации с использованием разнообразных приемов для организации монологической и диалогической речи учащихся. В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что при проведении повторного исследования по вышеуказанным методикам диагностики наблюдается повышение уровня коммуникативных качеств младших школьников.
Список использованной литературы
-
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2018 г.) / Н. И. Аксенова. СПб.: Реноме, 2018. С. 140-142. -
Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 448 с. -
Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2016. № 4. С. 3-13. -
Антонова JI. Г. Письменные жанры речи учителя Текст: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики» / JI. Г. Антонова. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2018. 114 с. -
Ахтырская Е. Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. Науч.-практ. Конф. № 12(57). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 22-26. -
Безрукова В. С. Основы духовной культуры. Екатеринбург, 2016. 120 с. -
Богин Г. И. Филологическая герменевтика: учеб. пособие / Г. И. Богин. Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 2018. 86 с. -
Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. / Л. И. Божович. М.: Академия педагогических и социальных наук, 2017. 352 с. -
Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 2016. 139 с. -
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2016. 368 с. -
Воющина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. Т. Г. Рамзаева. СПб, 2017. С. 40-85. -
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2019. Т. 2. 352 с. -
Гальперин И. Я. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 2017. 132 с. -
Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. М.: КноРус, 2019. 152 с. -
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт. Т. 2. М.: Русский язык, 2019. 785 с. -
Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А. К. Дусавицкий [и др.]. 4-е изд. М.: Вита-пресс, 2017. 288 с. -
Запорожец А. В. Детская психология. М.: Педагогика, 2017. 278 с. -
Жинкин Н. И. Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: избр. тр. М.: Лабиринт, 2018. 366 с. -
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. 432 с. -
Исламшин Р. А. Развитие коммуникативной культуры в школе / Р. А. Исламшин, В. Ф. Габдулхаков // Изд. АПСН. 2017. №5. С. 71-82. -
Исламшин Р. А. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе / Р. А. Исламшин, В. Ф. Габдулхаков // Педагогика. 2017. № 6. С. 18-24. -
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова, 3-е изд. М.: Просвещение, 2017. 152 с. -
Кочеткова А. В. Комплексные методы работы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. 2018. №9. С. 64-68. -
Курмелева Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н. А. Курмелева, Е. Н. Ахтырская, М. А. Мазалова // Начальная школа. 2016. № 11. С. 55-59. -
Лавлинский С. П. Технология литературного образования: коммуникативно-деятельностный подход/ С. П. Лавлинский. М.: Процесс-Традиция, 2017. С. 27-28. -
Лето Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я. В. Лето // Молодой ученый. 2016. №12. С. 770-772. -
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 2016. 144 с. -
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2019. 320 с. -
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2017. 384 с. -
Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. Москва : ИСМО РАО; Новокузнецк : КузГПА, 2016. 141 с. -
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 2016. 450 с. -
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2017. 287 с. -
Мали Л. Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе // НШ+ до и после. 2018. №8. С. 76-80. -
Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения /Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. 3-е изд. М.: Вита-пресс, 2018. 176 с. -
Мишанова О. Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников/ О. Г. Мишанова. М.: МАНПО, 2018. 145 с. -
Мозговая Н. А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Мозговая. Московский пед. гос. ун-т. Москва, 2019. 274 с. -
Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие / А. В. Мудрик. М.: Пед. об-во России, 2017. 319 с. -
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 2016. 896 с. -
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2019 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.12.2018) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2017. № 12. -
Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2016. 494 с. -
Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. М.: Речь, 2018. 208 с. -
Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 2. / под ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 2019. 800 с. -
Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / О. В. Сосновская; Московский пед. гос. ун-т. Москва, 2016. 465 c. -
Тихонова Т. Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Тихонова ; Сочинский государственный университет. Сочи, 2017. 23 с. -
Ушинский К. Д. Родное слово // Собрание сочинений в 11 т. М., Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. Т.2. 655 с. -
Хузеева Г. Р., Быковская Е. В., Трошина А. А. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г. Р. Хузеева, Е. В. Быковская, А. А. Трошина. М.: ВЛАДОС, 2016. 80 с. -
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как результат личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2017. №2. С. 58-64.