Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации порядок составления и анализ ее основных показателей (на примере мку Отдела образования Ворошиловского района города РостованаДону).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, наибольшую долю в структуре расходов занимают безвозмездные перечисления подведомственным организациям образования, при этом их доля выросла на 0,25% в 2017г. и составила 95,32%, и на 0,01% в 2018г. до 95,33%. На втором месте по значимости находятся расходы на приобретение работ и услуг, доля которых выросла в 2017г. на 0,02% и составила 1,15%, а в 2018г. имела тенденцию к снижению на 0,01% до 1,14%. Большую долю в структуре расходов на работы и услуги занимают на протяжении всего анализируемого периода расходы на прочие работы и услуги, что также диктует необходимость контроля их обоснованности.
На третьем месте находятся расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, при этом их доля в 2017г. снизилась на 0,10% составив 0,96%, а в 2018г. выросла на 0,03% до 0,99%. Остальные виды расходов занимают незначительную часть в структуре, однако это не означает, что вопросам контроля за их формированием не должно уделяться повышенное внимание.
-
Рекомендации по улучшению деятельности отдела образования Ворошиловского района города Ростова–на–Дону
По результатам исследования выявлена необходимость постоянного контроля за целевым расходованием бюджетных средств, обеспечением их достаточности и экономии. В связи с этим можно сделать вывод о необходимости формирования эффективной системы внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств как самим МКУ «Отдел образования Ворошиловского района города Ростова–на–Дону», так и подведомственными ему учреждениям образования.
Внутренний контроль не является организационной единицей, а является системой, обеспечивающей планирование, анализ, распределение,
использование и контроль за финансовыми ресурсами с целью эффективного и результативного достижения поставленных перед учреждением целей.
Во внедрении и реализации этой системы принимают участие не только руководители учреждений, но и все сотрудники. Учитывая указанное, считаем, что создание отдельного структурного подразделения или отдела в бюджетном учреждении не имеет необходимости.
Считаем более целесообразным распределение функций и полномочий между работниками всех подразделений учреждения. Такое распределение функций даст возможность:
-
осуществлять оперативный контроль за всеми фактами деятельности учреждения; -
оперативного принятия управленческого решения на основе анализа и обобщения накопленных данных, информации каждого структурного подразделения учреждения (информационного обеспечения); -
своевременного и объективного предоставления информации о состоянии хозяйственной деятельности учреждения заинтересованным лицам.
Реализацию внедрения внутреннего контроля в бюджетном учреждении нужно начать с разработки таких документов, как Положение об отделе внутреннего контроля (в случае принятия решения все же создание отдела) и Положения о порядке осуществления внутреннего контроля. Этот этап внедрения внутреннего контроля является весьма важным, поскольку от него зависят правильная организация контроля, его рациональность и эффективность.
Указанные документы должны определять объект и субъект внутреннего контроля, цели, методы и принципы внутреннего контроля, порядок планирования и проведения внутреннего контроля, источники информации и график документооборота, определение обязанностей, функций и ответственности работников, которые будут ответственны за
внутренний контроль, а также реализацию результатов внутреннего контроля.
Таким образом, внутреннему контролю отведена значимая роль в системе государственного финансового контроля. Благодаря ему выявляются нарушения в использовании бюджетных средств, а также раскрываются слабые стороны со стороны организации и управления финансово– хозяйственной деятельности учреждения.
За то, что контролерами являются сами сотрудники бюджетного учреждения, информация для контроля является более подробной и открытой. Нет сомнений, что в таком контроле, прежде всего, заинтересован сам руководитель учреждения и подчиненный ему руководитель бухгалтерской службы, потому что именно эти лица несут наибольшую ответственность за исполнение бюджетного законодательства по использованию бюджетных средств. Кроме этого, в таком контроле достаточно заинтересованы и контролирующие органы, такие как Счетная палата РФ при проверке эффективности организации внутреннего контроля и аудита в бюджетном учреждении и Министерство финансов РФ во время осуществления контроля за выполнением целей бюджетной программы.
Итак, суммируя вышесказанное, можно сказать, что внутренний контроль играет важную роль в процессе эффективного использования бюджетных средств. Благодаря внедрению внутреннего контроля можно своевременно выявлять ошибки и злоупотребления, а также принимать необходимые меры по предупреждению возможных потерь бюджетного учреждения. Функционирование системы внутреннего контроля бюджетного учреждения является залогом недопущения в будущем необоснованных и незаконных действий сотрудников бюджетного учреждения, неправильных и нерациональных управленческих решений. Система внутреннего контроля бюджетного учреждения обеспечивает реализацию миссии и цели создания бюджетного учреждения, сохранность
собственности, существенно влияет на выявление и мобилизацию имеющихся резервов, способствует повышению
эффективности и качества работы бюджетного учреждения, усилению экономии, выявлению причин и условий, которые способствовали возникновению мошенничества, недостач и совершению краж.
Следовательно, возникает необходимость разработки алгоритма действий относительно внедрения внутреннего контроля в бюджетном учреждении.
Построить систему внутреннего контроля можно с помощью семи этапов, которые представлены на Рисунке 12.
Рисунок 12 — Этапы построения системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении
Рассмотрим более детально каждый этап построения системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении.
Этап 1 (организация внутреннего контроля) заключается в выборе руководителем бюджетного учреждения структуры организации внутреннего контроля, то есть это будет отдельная организационная единица (структурное подразделение, отдел) или возложении функциональных обязанностей по
осуществлению внутреннего контроля на работающих сотрудников учреждения.
Этап 2 (разработка соответствующих документов) направлен на разработку внутренней документации, а именно Положение об отделе внутреннего контроля и Положения о порядке осуществления внутреннего контроля, график документооборота.
Для каждого сотрудника, который будет ответственным за проведение внутреннего контроля, необходимо разработать должностные инструкции, указав в них обязанности, функции и ответственность во время проведения контроля.
Этап 3 (определение круга вопросов, подлежащих внутреннему контролю) включает планирование контроля эффективности использования бюджетных средств с определением приоритетов для выполнения стратегических целей бюджетного учреждения. В случае необходимости разрабатываются внеплановые контрольные мероприятия.
Этап 4 (реализация контрольных мероприятий) предусматривает:
-
проверку результатов деятельности бюджетного учреждения, а именно выполнение сметы по доходам и расходам и выявление дополнительных резервов и улучшение результативных показателей деятельности бюджетного учреждения; -
обработка информации работниками бюджетного учреждения; -
инвентаризацию, экспертизу, контрольный замер, арифметический и бухгалтерский контроль (эти методы еще называют физическим контролем наличия); -
разграничение обязанностей работников бюджетного учреждения (это мероприятие позволяет проверить правильность распределения функциональных обязанностей работников бюджетного учреждения во избежание некачественного или несвоевременного выполнения собственных обязанностей из–за чрезмерной загруженности, злоупотребления во время выполнения одним лицом нескольких несовместимых обязанностей).
Этап 5 (подведение итогов контрольной деятельности) включает составление отчетных документов, контроль за соблюдением и реализацией рекомендаций, направленных на устранение недостатков и нарушений.
Этап 6 (предоставление информации внутренним пользователям) предусматривает, что все пользователи, которые заинтересованы в этой информации, имеют право получить ее в любое время.
Этап 7 (принятия управленческих решений по эффективному использованию бюджетных ресурсов). Благодаря системе внутреннего контроля у руководителя есть возможность достичь поставленных перед учреждением целей, найти эффективные пути использования производственных и человеческих ресурсов, определить риски, вероятность наступления которых может привести к невыполнению поставленных целей, а также минимизировать влияние таких рисков в случае их наступления.
Следовательно, внедрение внутреннего контроля в бюджетном учреждении по указанным этапам позволит вовремя проводить замеры деятельности, реагировать на изменения окружающей среды, принимать вовремя управленческие решения относительно форс–мажорных обстоятельств, возникающих в процессе деятельности учреждения, а также вовремя вводить эффективные методы, с помощью которых можно повысить эффективность использования бюджетных средств.
Заключение
Составление бухгалтерской отчетности — это окончательный этап процесса ведения бухгалтерского учета, который может стать для руководителя любой организации серьезным основанием для принятия важных управленческих решений. В связи с этим значимым является формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством, т.к. финансирование может прерваться, если учреждения будут отступать от утвержденных норм и правил ее составления.
Объектами анализа годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений выступают формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н.
Результатом проведенного анализа годовой бухгалтерской отчетности является установление важнейших характеристик, подтверждающих стабильность деятельности бюджетного (автономного) учреждения.
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Ворошиловского района города Ростова–на–Дону», является некоммерческой организацией.
Учредителем отдела является муниципальное образование «Город Ростов–на–Дону». Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования города Ростова–на–Дону (далее — Управление образования).
Предметом деятельности отдела является управление сетью образовательных учреждений, в соответствии с переданными полномочиями в отношении следующих образовательных учреждений, расположенных на территории Ворошиловского района:
-
дошкольных; -
учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; -
учреждений дополнительного образования детей и прочие. Функциями и полномочиями отдела образования является: -
Осуществление в пределах своей компетенции контроля исполнения законодательства в сфере образования; -
Осуществление в пределах своей компетенции руководства образовательными учреждениями Ворошиловского района, координация, контроль и анализ их деятельности; -
Контроль в пределах своей компетенции за формированием нормативной правовой базы функционирования и развития образовательных учреждений района; -
Сбор аналитической и статистической информации от подведомственных учреждений района; -
Сбор и сведение бухгалтерской отчетности в разрезе автономных и бюджетных учреждений; -
Финансирование образовательных учреждений; -
Утверждение и составление бюджетной сметы на планируемый период, исходя из объема лимитов бюджетных ассигнований и плана развития по подведомственным образовательным учреждениям; -
Мониторинг и контроль муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и многое другое.