Файл: Документ Microsoft Word (2) - копия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2021

Просмотров: 572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны) легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)

Особенности:

1.Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

2.Конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».

3.Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.

6

Качественный состав акторов МО

1.Государства.-государство остается главным актором.

2.Международные организации. Выделяют:

Международные правительственные организации (МПО) членами, которых выступают национальные правительства и которые создаются посредством заключения договоров между государствами. МПО выполняют роль надгосударственных образований, т.к. их образуют государства на постоянной основе для реализаций общих целей согласно уставным документам. МПО в зависимости от целей и членства разделяются на универсальные (ООН), региональные (АСЕАН, МЕРКОСУР) и функциональные организации (МАГАТЕ). В настоящее время существует свыше 300 МПО. Члены МПО – государства, которые входят в них добровольно. Государства вступая в МПО стремятся активно участвовать и воздействовать на международные процессы.. МПО также позволяют государствам решать стоящие перед ними глобальные задачи: сохранение мира и предотвращение войн (ООН), мировое разделение труда и развитие сотрудничества (ВТО), координация сотрудничества в борьбе с глобальными проблемами (голод, экология, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.) (ООН, МАГАТЭ). В частности, МПО в международных отношениях становятся эффективными институтами для управления кризисными ситуациями и проведения миротворческих операций (ООН,ОБСЕ,НАТО,СНГ).

Международные неправительственные организации (МНПО). Членами НМПО являются отдельные лица или общественные группы. Они функционируют на основании своих учредительных документов. Они имеют статус наблюдателей при ООН. В настоящее время существуют более 30 тыс. Они делятся на глобальные (Гринпис) и региональные


3.ТНК. ТНК представляют собой бизнес структуры, деятельность которых охватывает несколько стран. (Дженерал Моторс, Кока-Кола, Нестле). В отличие от международных организаций, ТНК работают с целью извлечения прибыли. Транснациональные банки (ТНБ) осуществляют финансовые операции по всему миру, делают капитал очень мобильным, открывают возможности быстрого развития ТНК.Обладая такими финансовыми и людскими ресурсами, ТНК значительно влияют на происходящие политические процессы.

4.Международные преступные группы, связанные с наркоторговлей, незаконной продажей оружия и другими нелегальными операциями, а также с терроризмом, выделяются некоторыми исследователями как акторы СМО.

Террористические группы, будучи тесно связанными с организованной преступностью, - одна из основных угроз в мире. Сверхприбыли от наркоторговли, прозрачность границ в современном мире позволяет им выступать в качестве самостоятельных акторов на мировой сцене,

6.Религиозные, национальные движения. Например, исламские движения в современном мире все больше влияют на тенденции в СМО. Римская католическая церковь, Папа Римский - высший авторитет для 800 млн. католиков живущих на Земле. (Например, Римская католическая церковь посредничала в территориальном конфликте между Чили и Аргентиной в 1978 году).

7-8

ВЕСТФАЛЬСКАЯ СИСТЕМА МО

Первой, хотя и весьма несовершенной моделью системы международных отношений, считается Вестфальская, оформление которой связано с завершением Тридцатилетней войны и заключением в 1648 г. Вестфальского мира. Ее итогом стало формирование в Западной Европе ряда крупных, национальных государств. Вокруг них группировались более слабые государства, и таким образом в Европе возникли первые сравнительно устойчивые центры силы, противоборство между которыми определяло общую динамику международной жизни. Вестфальский мир 1648 года подвел следующие итоги Тридцатилетней войны:

1)две основные силы того времени – папство и Империя – были сокрушены2)был создан Швейцарский союз;3)Испания утратила доминирующие позиции в Европе, уступив их Франции, которая превратилась на полтора столетия в региональную сверхдержаву;4)Другие страны, такие как Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Италия и Нидерланды, сложились в национальные государства.


Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнера по коалиции стала не таким уж редким явлением.
Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

1)приоритет национального интереса2)принцип баланса сил3)приоритет государств — наций
4)принцип государственного суверенитета: право требовать невмешательства в свои дела, равенство прав европейских государств,
Принципы Вестфальского мира, которые базировались на суверенитете государств и рассматривали нарушение международных границ международными структурами как агрессию, - уходят в прошлое


С Вестфальского мира система международных отношений окончательно оформилась как государство-центристская система. Главным субъектом международных отношений с этого периода становится суверенное государство. Каждое из государств обладало полным внутренним суверенитетом, самостоятельно определяя собственную форму правления, принципы внутренней организации, отношения с религиозными конфессиями и т.д. и не признавало над собой никакой иной верховной власти. Постепенно принцип суверенного равенства государств стал общепринятым в системе международных отношений, регулируя поведение государств в отношениях друг с другом вне зависимости от господствующих в каждом из них форм правления и преобладания тех или иных конфессий. 

9.

ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разгромив Наполеоновскую Францию, лидеры европейских держав решили обсудить вопросы послевоенного устройства на Венском конгрессе.

Были сформированы принципы, из которых европейские державы должны были исходить принимая решения:

  1. Необходимо было создать барьер вокруг Франции, который позволил бы изолировать ее в случае необходимости.

  2. Необходимо было сохранить баланс сил, который сложился в Европе после разгрома Наполеона.

  3. Страны-участники антифранцузской коалиции должны были получить компенсацию.

  4. В основу МО был положен принцип легитимизма.

Венский конгресс длился с сентября 1814 г. - июнь 1815 г. (все европейские гос-ва).

Основные задачи: восстановление дореволюционных порядков, династий, т. е. в утверждении принципов легитимизма. Принцип легитимизма был использован как идейное оружие, им обосновывалось уничтожение политических и территориальных изменений, происшедших во время революций.

Территориальные изменения:

Франция лишалась всех завоеванных территорий и возвращалась к границам 1790 г. (до наполеоновских войн). Восстанавливалась династия Бурбонов. Австрия возвращала Ломбардию и получала Венецию.К Пруссии присоединилась Рейнская обл., сев. Саксония, Померания.

Англия расширила свой владения за счет Капской обл., Тринидад, Тобаго и Цейлона.

В состав Голландии была включена Бельгия,К Дании отходили Шлезвиг и Голштиния

Дипломатические вопросы:

В 1815 г. - подписано положение о рангах дип. представителей. 3 уровня рангов:

1. посол, папский легат, нунций2. посланник3. поверенный в делах

После окончания конгресса, 26 сентября 1815 г., Россия, Австрия и Пруссия подписали в Париже акт об образовании Священного союза. Первоначально он предполагал договор о взаимопомощи России, Пруссии и Австрии, но был открыт и для других стран. Не присоединились только Турция и Англия.

Сложилась Венская система МО. Основные решения принимались 5-ю европейскими державами, это:Англия, Франция, Россия, Пруссия, Австрия.

14 сентября 1815 г. в Париже был заключен Священный союз монархов России, Австрии и Пруссии. Цель: подавление европейской революции. Главы гос-в обещали друг другу помощь и поддержку. Полное поражение наполеоновских войск в 1815 г. заставило Наполеона отречься от престола. После этих событий, в 1815 года, был заключен договор России с Францией, Англией, Австрией и Пруссией - Второй Парижский мир.


10.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ АКТОРОВ В ПЕРИОД ВЕНСКОЙ СИСТЕМЫ

Система Европейского концерта держалась на балансе сил России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению Венской системы.

Элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств.

Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене.

Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне пределов Венской системы остался Китай, который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония, которая во второй половине XIX века начала «открываться» для мира, также не была приобщена к Венской системе. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую.

На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Одной из главных причин Первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных империй.

Особенности Венской системы заключались не только в общей заинтересованности сохранения статус-кво, но и в разнице цивилизационного и модернизационного уровня его участников. Великобритания и Франция уже вступили в процесс научно-технического прогресса; Австрия и Пруссия в этой сфере значительно отставали. Особенностью геополитической реальности того времени стало то, что Россию, ведущее государство Венского конгресса, гаранта мира и стабильности в Европе, технический прогресс вообще еще почти не коснулся.

Интересы практически всех великих европейских держав (кроме Великобритании и России) были сосредоточены в Европе. Одновременно в мире активно происходила колонизация.

11Версальско-Вашингтонская система МО

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 19141918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными наВашингтонской конференции 19211922.

  1. Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония),


Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений.

Особенности

  • Закрепление лидерства США, В

  • ликобритании и Франции в новой системе.

  • Образование ряда новых суверенных субъектов и МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.

  • Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

12 Качественный состав акторов МО а период Версальско-Вашингтонской системы.

Конференция открылась в Вашингтоне 12 ноября 1921 г. В ее работе приняли участие 14 стран - США, Британская империя (Великобритания и доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай, а также европейские страны, имевшие традиционные интересы в АТР - Бельгия, Голландия и Португалия. Делегацию США возглавлял государственный секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный председателем конференции, во главе британской стоял Артур Бальфур, французской - премьер-министр Аристид Бриан, а японской - Томосабуро Като.

13.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.

Систему МО, сложившуюся после второй мировой войны стали называть Ялтинско-Потсдамской. Конференции "большой тройки" (лидеров СССР, США и UK) в Ялте (4–11 февраля 1945) и в Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945) наметили общие контуры послевоенного устройства, приняли конкретные реш-я. Ялтинско-Потсдамская система МО базировалась на новом соотнош-и сил, сложившемся в результате второй мировой войны. Наиболее характерным было усил-е м/ународных позиций США и СССР. Герм. была разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Яп. капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия. была побеждена и утратила свое международное влияние. Фр. переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, которую она играла до второй мировой войны. Даже UK, как это вскоре выявилось, вышла из войны ослабленной в финансовом и экономическом отношении, с утратившей прочность и устойчивость империей. Позднее СССР и США стали называть двумя сверхдержавами послевоенного мира. Они являлись гарантами новой системы международных отношений.