Файл: Документ Microsoft Word (2) - копия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2021

Просмотров: 573

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем биполярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, СССР и США не могли контролировать все субъекты и международной жизни. В 50-е гг. деколонизация способствовала формированию .

США вступили в послевоенный мир с неоспоримым преобладанием в экономике и финансовой сфере. По ее окончании на долю США приходилось примерно половина мирового промышленного производства, около трети мирового экспорта товаров, более половины всего золотого запаса.США провели успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа сбросили первые атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Таким образом, США стали обладателем ядерного оружия, они приобрели ядерную монополию, заметно усилившую их м/ународные позиции. Именно США стали инициаторами создания Организации Объединенных Наций.

Советский Союз вступил в послевоенный мир в ореоле основного победителя нацизма, важной силы в антигитлеровской коалиции. Героические усилия Красной Армии и советского народа вызывали уваж-е и восхищ-е, порою опас-я. Советские войска к концу войны находились на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Они приняли участие в освобожд-и Югославии, Албании и небольшой пограничной территории Норвегии. Красная Армия оккупировала Восточную Грм. и восточную часть Австрии. На Дальнем Востоке силы Красной Армии заняли южную часть Сахалина и Курильские острова, отходившие по реш-ям "большой тройки" к СССР; они находились в Северо-Восточном Китае и в северной части Кореи.Оно даже добилось некоторых новых территориальных приобрет-й: К-гсберг с прилегающей территорией (ныне Калининград), район Петсамо на северном участке границы с Финляндией, Закарпатская, Южный Сахалин, Курилы. СССР заключил договоры о союзе (или дружбе) и послевоенном сотрудничестве и взаимопомощи с UK, Фр., Чехословакией, Югославией, Польшей, Кит.. СССР стал одним из учредителей ООН и постоянным членом ее Совета Безопасности.

Процесс формирования политической карты мира характеризовался значительными территориальными изменениями на политической карте мира: на месте бывшей Германии образовались два суверенных государства — ФРГ и ГДР, появилась группа социалистических государств в Восточной Европе, в Азии и даже в Латинской Америке (Куба). Война положила начало распаду колониальной системы. В течение нескольких лет завоевали независимость такие крупнейшие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан, Цейлон, Египет. Всего за послевоенное десятилетие получили независимость 25 государств.

Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам.


14.

Качественный состав акторов международных отношений в период Ялтинско-Потсдамской системы.

США и СССР-акторы МО в период Ялтинско-Постдамской системы.

Соединенные Штаты Америки обладали громадным международным влиянием. Они внесли неоспоримый вклад в достижение победы над блоком агрессоров и военными, и экономическими усилиями (программа ленд-лиза). Президенты Ф.Д. Рузвельт и Г. Трумэн играли важную роль в «большой тройке». США могли опираться на прочный военно-политический союз с Великобританией. Именно США стали инициаторами создания Организации Объединенных Наций, получили место постоянного члена Совета Безопасности ООН, смогли опираться на большинство голосов на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

Советские войска к концу войны находились на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Они приняли участие в освобождении Югославии и Албании, небольшой пограничной территории Норвегии. Красная армия оккупировала Восточную Германию и восточную часть Австрии. Советские представители выполняли контрольные функции в Финляндии. Советские войска находились в северной части Ирана, куда они вступили в августе 1941 г., чтобы пресечь деятельность прогерманских кругов в этой стране. На Дальнем Востоке силы Красной армии заняли южную часть Сахалина и Курильские острова, отходившие по решениям «большой тройки» к СССР; они находились в Северо-Восточном Китае и в северной части Кореи.

15

Национализм как фактор развития и трансформации Венской системы



Национализм и его влияние на складывание политической карты. Этап Венской системы международных отношений

 

С началом Великой Французской революции начинается и период становления национализма как метаидеологии. Этот этап можно охарактеризовать как ранний этап складывания национальных государств в Европе. Принцип образования государств по национальной принадлежности даёт начало объединению Италии и Германии, образованию балканских государств, возрождению польского и чешского национальных движений. Незадолго до этой революции происходит образование США.

В течение XIX века национальные движения постепенно начинают теснить наднациональные империи и даже представлять им угрозу в новом, XX веке. Германия и Италия сумели объединиться только благодаря военным конфликтам и поддержке со стороны некоторых великих держав. Дружественные отношения с Россией и Австро-Венгрией при нейтралитете Великобритании позволили объединиться Германии. Поддержка Франции позволила избавить Северную Италию от австрийского владычества. В то же время сама Франция не смогла закрепиться в Италии, потерпев поражение в войне с Германией.

Однако при всей привлекательности принципа самоопределения он не был окончательно принят ведущими державами в XIX веке. Активно развернувшийся в Африке процесс колонизации «варварских народов» накладывал ограничения на него. «Варварские народы» не могли самоопределяться, пока не обретут под европейским владычеством статуса «цивилизованного» народа.


Венский конгресс 1814 г. пытался сдержать революционные порывы национализма. Однако в течение последующего столетия эти силы все более разрастались и распространялись на все новые территории..

После второй мировой войны позиции национализма на Западе очень ослабели. Стала быстро развиваться тенденция к международному сотрудничеству. Союз западноевропейских стран и Атлантическое сообщество выглядели более перспективными для укрепления мира и расширения свобод личности, чем национализм. Национализм с его претензиями решить все проблемы, с нетерпеливым стремлением к действию и склонностью к насилию оказался восприимчивым к влиянию коммунизма.

Народы, требовавшие освобождения от гнета, нередко сами становились угнетателями. Некоторые новые и увеличившие свою территорию национальные государства — Польша, Чехословакия, Италия, Югославия и Румыния — включили в свой состав недовольные этим меньшинства. Даже основные национальности в некоторых новых государствах - чехи и словаки в Чехословакии, сербы и хорваты вЮгославии — испытывали враждебные чувства друг к другу несмотря на расовую и лингвистическую близость.

16.

Национализм и территориальные противоречия как факторы развития и разрушения Версальско-Вашингтонской системы

Непрочность Версальско-Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин. Державы Антанты не были великодушными победителями. Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы. Не было принято во внимание и то, что эти народы уже свергли политические режимы, которые участвовали в развязывании войны. Устанавливая репарации, победители так и не приняли в расчет реальные возможности побежденных, действуя по принципу «побежденный платит за все» . Волна национализма, поднятая первой мировой войной, не спала. Теперь ее сила поддерживалась чувствами национального унижения. Вне Версальско-Вашингтонской системы оказалась и Советская Россия. Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений и складывание границ в Европе

 Новый этап формирования современной политической карты мира связан с крушением старой (Венской или Парижской) системы международных отношений и образованием новой, Версальско-Вашингтонской.

Первая Мировая война явилась выражением кризиса старой системы международных отношений.Ключевым фактором для эволюции политической карты стало признание принципа права наций на самоопределение.

Территориальные изменения в Европе было бы целесообразно рассмотреть сквозь призму потерь проигравших государств.

1. Германия. На западе Германия вынуждена была уступить ряд земель Франции, Бельгии, Дании. Германия потеряла отторгнутые от Франции в 1871 году территории Эльзаса и Лотарингии. Германия уступила в пользу Бельгии и Дании. На востоке Германия отдала довольно существенные территории Польше и Чехословакии.


2. Австро-Венгрия. В договорах союзных держав Антанты с побежденными странами был закреплен распад Австро-Венгерской империи на Австрию, Венгрию, Чехословакию и Словено-Хорвато-Сербию.

Населенные южными славянами (словенцами, хорватами и сербами) австрийские владения на Балканах - большая часть Крайны, Далмация - были объединены с Сербией и образовали единое Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС), которое с октября 1929 г. стало называться Королевством Югославия

3. Болгария. По условиям Договора страна лишилась всех своих завоеваний в ходе Первой мировой войны и даже части довоенной территории.

4. Османская империя. Владения Османской империи были разделены по мандатной системе. В результате Турция потеряла территории Палестины, Трансиордании и Месопотамии. Эти территории были разделены между Британией и Францией.

5. Наибольший урон от Первой Мировой войны потерпела Россия. Помимо потери Царства Польского и Финляндии, Советская Россия лишилась части современной западной Белоруссии и западной Украины. Кроме того, были уступлены небольшие пограничные территории Эстонии, Латвии, Литве. На Дальнем Востоке были утрачены сферы влияния в Китае – так называемая зона КВЖД (Желтороссия).

Подспудно идея самоопределения, отчасти реализованная в европейской подсистеме международных отношений, стала способствовать складыванию предпосылок для деколонизации и образования новых государств в иных, периферийных подсистемах.

17. Национализм как фактор развития МО в 21 веке.

Национали́зм  идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.



При исследовании самих международных отношений и внешней политики государства больше делается упор на их виды: политические, экономические, правовые, военные и т. д. Но в современных условиях этого явно недостаточно, поскольку исчезает суть международных отношений — межнациональность. Глобализация как объективный процесс обострила проблему не отношений между государствами, а отношений людей, принадлежащих к разным нациям и этносам. Большинство локальных вооруженных конфликтов в 90-е гг. XX — начала XXI в. приобрели форму межнациональных войн с использованием этнических чисток при одновременной пропаганде национальной и конфессиональной исключительности. Феномен национализма имеет историческую природу и постоянно присутствовал в международных отношениях, но их сводили в основном к межгосударственным.. Если добавить к этому религиозные компоненты, которые стали сейчас доминирующими, то процесс примирения затянется надолго.. При этом различия в вероисповедании рассматриваются в качестве факторов, осложняющих протекание этнических конфликтов. Примеры двустороннего исторического национального противостояния, оказывающего влияние на сегодняшние отношения между народами, можно продолжить: Китай — Япония, Япония — Корея, Вьетнам — Франция, Вьетнам — США, Россия — Япония, Индия — Пакистан, Турция — Армения, Чили — Боливия, Аргентина — Великобритания, Куба — США, Италия — Эфиопия, Греция — Турция, Ирландия — Англия, Украина — Польша и др.


В XXI в. выделяется крайняя форма политического национализма — тоталитарный национализм, делающий акцент на превосходстве одного государства, всецело отражающего интересы своего этноса над другим. Возьмем, к примеру, квебекцев, которые много веков ценили и хранили свой язык и культуру. Убедившись, что 25 млн англоговорящих канадцев подавляют культуру 5,7 млн говорящих по-французски, последние периодически стараются отделиться от Канады. На французский язык переведено все делопроизводство; с указателей на улицах и товарных ярлыков;, единственным языком общения является французский . Раскольническое движение на севере Италии «Тосканская лига» служит показателем напряженности между Югом и Севером страны. В ряде исторических областей некоторых стран (Шотландия, Уэльс в Великобритании, Каталония в Испании, Фландрия в Бельгии) сепаратистские движения с момента их основания борются за достижение своих целей легитимными методами. Усиливается движение за развитие «Европы регионов». Многие сепаратистские движения взяли на вооружение доктрину раздела некоторых государств Союза, оставляя незыблемыми внешние границы ЕС (Шотландская национальная партия, Лига Севера, Фламандский блок). Неравномерность экономического развития отдельных регионов западноевропейских стран служит благодатной почвой для создания «клуба» процветающих регионов, не желающих кормить «бедные» провинции своих стран (Фландрия в Бельгии, Падония на Севере Италии, Шотландия в Великобритании, Страна Басков в Испании). Возрос интерес к изучению местных (региональных) языков и диалектов, самобытной культуре отдельных провинций и регионов. Европейским союзом принята специальная Хартия о языках, согласно которой государства, подписавшие ее, должны обеспечить употребление региональных языков в судебных инстанциях и органах власти.

Одна из причин сепаратизма— страх потерять самобытность. Надо отметить, что Евросоюз — это объединение прежде всего государств. Но государственные границы, сложившиеся после Второй мировой войны, не совпадают с этническими. Например, Страна Басков разделена между Испанией и Францией, Ирландия — между Великобританией и Ирландией, Тироль — между Италией и Австрией.

В последнее время возникла новая волна сепаратизма — экономическая. Но в чистом виде этот фактор встречается только в Италии. Индустриальный Север, желая пересмотреть свои отношения с отсталым Югом, создал «кельтскую» идеологию. Лидеры политических партий немецкоязычного меньшинства в итальянской области Трентино—Альто—Адидже занимаются экономическим рэкетом, добиваясь от Рима новых льгот и уступок, угрожая присоединением к австрийской земле Тироль. Недовольны своим экономическим положением и Каталония, на долю которой приходится четверть экспорта Испании, и Фландрия, обеспечивающая 60 % валового внутреннего продукта Бельгии. Очень сильное влияние на международные отношения и проблему национализма оказал «феномен Косово» (и не только на Балканские государства). В идеологиях национальных движений в Европе и за ее пределами нация трактуется прежде всего как этническая общность, а ее самоопределение рассматривается как создание своего независимого этнического государства в максимально возможных границах . События, происходящие в разных районах мира, подтверждают точку зрения английского исследователя Дж. Бэртона о том, что «этнические и конфессиональные конфликты, в которых центральные власти не в состоянии контролировать события, всегда затрагивают проблемы безопасности группы, ее идентификации и признания, а также контроля над влияющими на это политическими процессами». В условиях, когда плодами глобализации пользуются только элиты стран Запада, Востока, Севера и Юга, проявляется стремление простых людей обрести надежную систему ценностей, обратиться к истокам формирования традиционной, собственной культуры и групповой идентичности, защищая все это с оружием в руках.