ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2021
Просмотров: 576
Скачиваний: 3
22. Региональные акторы в истории МО
1.Государства.-государство остается главным актором.
2.Международные организации. Выделяют:
Международные правительственные организации (МПО) членами, которых выступают национальные правительства и которые создаются посредством заключения договоров между государствами. МПО выполняют роль надгосударственных образований, т.к. их образуют государства на постоянной основе для реализаций общих целей согласно уставным документам. МПО в зависимости от целей и членства разделяются на универсальные (ООН), региональные (АСЕАН, МЕРКОСУР) и функциональные организации (МАГАТЕ). В настоящее время существует свыше 300 МПО. Члены МПО – государства, которые входят в них добровольно. Государства вступая в МПО стремятся активно участвовать и воздействовать на международные процессы.. МПО также позволяют государствам решать стоящие перед ними глобальные задачи: сохранение мира и предотвращение войн (ООН), мировое разделение труда и развитие сотрудничества (ВТО), координация сотрудничества в борьбе с глобальными проблемами (голод, экология, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.) (ООН, МАГАТЭ). В частности, МПО в международных отношениях становятся эффективными институтами для управления кризисными ситуациями и проведения миротворческих операций (ООН,ОБСЕ,НАТО,СНГ).
Международные неправительственные организации (МНПО). Членами НМПО являются отдельные лица или общественные группы. Они функционируют на основании своих учредительных документов. Они имеют статус наблюдателей при ООН. В настоящее время существуют более 30 тыс. Они делятся на глобальные (Гринпис) и региональные
3.ТНК. ТНК представляют собой бизнес структуры, деятельность которых охватывает несколько стран. (Дженерал Моторс, Кока-Кола, Нестле). В отличие от международных организаций, ТНК работают с целью извлечения прибыли. Транснациональные банки (ТНБ) осуществляют финансовые операции по всему миру, делают капитал очень мобильным, открывают возможности быстрого развития ТНК.Обладая такими финансовыми и людскими ресурсами, ТНК значительно влияют на происходящие политические процессы.
4.Международные преступные группы, связанные с наркоторговлей, незаконной продажей оружия и другими нелегальными операциями, а также с терроризмом, выделяются некоторыми исследователями как акторы СМО.
Террористические группы, будучи тесно связанными с организованной преступностью, - одна из основных угроз в мире. Сверхприбыли от наркоторговли, прозрачность границ в современном мире позволяет им выступать в качестве самостоятельных акторов на мировой сцене,
6.Религиозные, национальные движения. Например, исламские движения в современном мире все больше влияют на тенденции в СМО. Римская католическая церковь, Папа Римский - высший авторитет для 800 млн. католиков живущих на Земле. (Например, Римская католическая церковь посредничала в территориальном конфликте между Чили и Аргентиной в 1978 году).
23.Центры как акторы в истории МО 19 века.
Международные отношения на рубеже ХIХ-ХХ веков определялись нарастанием противоречий между ведущими государствами, завершали раздел мира. Повсеместно усиливались националистические настроения.Вооруженные столкновения и локальные войны происходили почти непрерывно. Все более опасными становились конфликты между великими державами через гегемонию в Европе, а также передел колоний и сфер влияния. Они стимулировали гонку вооружений и привели к Первой мировой войны.
Создание Тройственного блока
Главной проблемой европейских государств в их силовом противостоянии были поиски союзников для обеспечения политического равновесия в Европе. В первой половине ХIХ века европейская политика сводилась к созданию коалиций, уравновешивали мощь Франции.
В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией.
возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.
Создание Антанты
В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.
Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.
Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.
С целью окончательного определения места России в системе европейских союзов необходимо было урегулировать отношения с партнером Франции - Великобританией. В 1907 г. после длительных переговоров при содействии Франции удалось заключить англо-русское соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Это соглашение открыло возможность сотрудничества
России и Великобритании против Германии. Англо-русский соглашение 1907 г. завершила формирование нового военно-политического блока, который вошел в историю как Антанта.
Итак, перегруппировки сил в Европе в основном завершилась. Европа окончательно раскололась на два противостоящих между собой военные блоки.
Международные кризисы и конфликты в начале XX века
Быстрое промышленное развитие ведущих стран мира в конце ХIХ века привел к обострению их соперничества за источники сырья, рынки сбыта и сферы прибыльных капиталовложений. Государства стали ограничивать конкуренцию на международных рынках и перешли к их разделения. Безудержный колониальный раздел мира подталкивал человечество к военной катастрофы. Об этом свидетельствовали международные кризисы и локальные войны, участились с конца ХIХ века и пока происходили за пределами или на периферии Европы.
24. Центры как акторы в истории МО 20века
К середине 50-х годов сформировались те основы системы международных отношений, которые действовали на протяжении всего периода «холодной войны». Обострение или смягчение взаимоотношений между сверхдержавами во многом определяли международную жизнь. В 50-х годах регион Ближнего Востока превратился в зону острых конфликтов. В ходе первой арабо-израильской войны (1948—1949 годы) СССР проявил сочувствие арабам, хотя они отказались признать еврейское государство. США, напротив, поддержали Израиль, одержавший победу и захвативший часть арабских земель.
В эти же годы советское руководство начало активно помогать тем силам национально-освободительного движения, которые ориентировались на социализм, что в свою очередь вызвало ответную реакцию капиталистических государств. В начале 60-х годов произошли два крупнейших международных кризиса: в 1961 году — угроза блокады Берлина и возведение правительством ГДР Берлинской стены, ставшей символом «холодной войны», в 1962 году — Карибский кризис. Мирное решение Карибского кризиса, в ходе которого мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны, позволило принять ряд документов, ограничивающих гонку ракетно-ядерных вооружений. Противостояние между Западом и Востоком побудило ряд государств созвать конференцию, которая положила начало Движению неприсоединения.
В 70-е годы произошло ослабление международной напряженности: были заключены договоры об ограничении стратегических вооружений, проводились Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Но на рубеже 70—80-х годов наступил новый этап обострения международной напряженности, проявившийся, в частности, в непосредственном вмешательстве во внутренние дела независимых государств (ввод в 1979 году советских войск в Афганистан), в разработке новых военных программ (1983 год — американская программа СОИ — «Стратегическая оборонная инициатива»). Перемены в советско-американских отношениях наступили с 1985 года, когда к власти в СССР пришел М. С. Горбачев. После распада СССР и демократических революций в Восточной Европе система международных отношений существенно изменилась.
Значительную роль в международных отношениях играет ООН. Большое место в ее деятельности занимает решение вопросов разоружения, предотвращения переноса гонки вооружения в космос, а также урегулирование острых региональных конфликтов, оказание помощи беднейшим странам мира, достижение финансовой стабильности.
Человечеству, вступившему в XXI век, предстоит решить целый ряд глобальных проблем — проблем, затрагивающих жизненно важные интересы всех народов и создающих угрозу их существованию. Эти проблемы могут быть решены только объединенными усилиями всего международного сообщества. По-прежнему сохраняется военная угроза, связанная с распространением ядерного оружия в мире, совершенствованием химического и бактериологического оружия, активизацией террористических организаций, ставших международными. Не менее значимы для человечества проблемы ресурсов, экологии, наркомании, а также проблемы беднейших стран мира, нестабильное положение в которых ведет к внутренним конфликтам и дестабилизации в регионах.
25
Центры как акторы в истории международных отношений XXI века
Распределение государств на центры, периферии и полупериферии по И. Валлерстайну
Сегодня основными центрами в МО остаются государства, наиболее развитые в экономическом плане. В основном выделяют традиционные центры (США, Канада, Япония, страны Западной Европы), однако потенциал стать центрами в ближайшем будущем есть и у некоторых современным полупериферийных государств (Бразилия, Китай, страны Юго-Восточной Азии).
В XXI веке определённые центры начинают появляться и в рамках других акторов МО.
Международные правительственные организации (МПО). Делятся на два вида: те, членами которых выступают национальные правительства и те, которые создаются посредством заключения договоров между государствами. МПО выполняют роль надгосударственных образований, т.к. их образуют государства на постоянной основе для реализаций общих целей согласно уставным документам. МПО в зависимости от целей и членства разделяются на универсальные (ООН), региональные (АСЕАН, МЕРКОСУР, ШОС) и функциональные организации (МАГАТЕ). В настоящее время существует свыше 300 МПО. МПО предполагают институционализацию и механизмы реализации своих целей и задач. Члены МПО – государства, которые входят в них добровольно. Государства, вступая в МПО, стремятся активно участвовать и воздействовать на международные процессы, реализовывать свои интересы и согласовать их с интересами остальных, повысить свой престиж и т.д. МПО также позволяют государствам решать стоящие перед ними глобальные задачи: сохранение мира и предотвращение войн (ООН), мировое разделение труда и развитие сотрудничества (ВТО, МОТ), координация сотрудничества в борьбе с глобальными проблемами (голод, экология, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д. - ВОЗ, ООН, МАГАТЭ и т.д.). МПО с множественными целями вовлечены в мировую политику в качестве самостоятельных акторов (НАТО, ОПЕК, ЕС и т.д.) и являются субъектами международного права, т.е. МПО проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.
В частности, МПО в международных отношениях становятся эффективными институтами для управления кризисными ситуациями и проведения миротворческих операций (ООН,ОБСЕ,НАТО, СНГ). В рамках МПО нередко формируются политические движения группы стран (Движение Неприсоединения, Группа 77, ОИК и т.д.) ради преодоления отсталости, экономических реформ и национального прогресса. Оценивая место МПО в МО, необходимо прежде всего отметить, что:
- МПО вовлечены активно в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность норм всё больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.
- деятельность МПО влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств. Участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.
- МПО образуют развёрнутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.
Международные неправительственные организации (МНПО). Членами НМПО являются отдельные лица или общественные группы. Они функционируют на основании своих учредительных документов. Они имеют статус наблюдателей при ООН. В настоящее время существуют более 30 тыс. Они делятся на глобальные (Гринпис, Антиглобалисты, Хьюман райтс вотч и т.д.) и региональные. НПО - значимая политическая сила в международной жизни. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.
Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.
Транснациональные корпорации (ТНК). ТНК представляют собой бизнес структуры, деятельность которых охватывает несколько стран (Дженерал Моторс, Кока-Кола, Нестле). В отличие от международных организаций, ТНК работают с целью извлечения прибыли. При этом активность даже тех из них, которые обладают национальной спецификой, может противоречить интересам собственного государства. Количественный рост ТНК приходится на вторую половину XX века и продолжает увеличиваться, примерно 90% из них базируются в развитых странах северного полушария, но 80% их рабочих мест находятся в развивающемся мире.