Файл: Организационнометодический перечень компетенций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Перечень компетенций
Код компетенции
Содержание компетенции
Код показателя освоения
Результат обучения по дисциплине
СПК-1 способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе проведённых расчетов
Знать:
СПК-1-1-1
Знает теоретические основы планирования трудовых показателей, в т.ч. структуру и порядок расчета трудовых показателей, обоснование управленческих решений на основании проведенных расчетов
Уметь:
СПК-1-2-1
Умеет определить направление, содержание и методы анализа трудовых показателей с целью выработки и обоснования управленческих решений
Владеть:
СПК-1-3-1
Способен произвести расчеты, проанализировать трудовые показатели, разработать и обосновать управленческие решения
ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
Знать:
ОПК-3-1-1
Знает методы анализа трудовых показателей, в т.ч. численности персонала, производительности труда, заработной платы
Уметь:
ОПК-3-2-1
Умеет выбрать наиболее подходящие методы для обработки экономических данных по трудовым показателям в соответствии с поставленной задачей
Владеть:
ОПК-3-3-1
Умеет самостоятельно рассчитывать трудовые показатели в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать выводы
ПК-1 способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
Знать:
ПК-1-1-1
Знает теоретические основы анализа экономических и социально-экономических показателей деятельности организации и показателей по труду
Уметь:
ПК-1-2-1
Умеет осуществлять сбор, обработку и анализ исходных данных по экономическим и социально- экономическим показателям, характеризующим деятельности организации
Владеть:
ПК-1-3-1
Умеет рассчитать уровень производительности труда (различными методами), провести оценку трудового потенциала организации

4
РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
2.1. Этапы формирования компетенций
Коды показателей освоения компетенций
Тема 1.1 Тема 1.2
Тема 1.3
Тема 1.4
Тема 1.5
Тема 2.1
Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Тема 2.5
Знать:
СПК-1-1-1
РЗреп, Т
РЗреп
РЗреп, Т
РЗреп
РЗреп
РЗреп, Т
РЗреп
РЗреп
РЗреп
РЗреп
Уметь:
СПК-1-2-1
РЗрек
Д
РЗрек
Д, РГР
РЗрек
Владеть:
СПК-1-3-1
РЗрек
РЗрек
РЗрек
РЗрек,
РГР
РЗрек
РЗрек
Знать:
ОПК-3-1-1
РЗреп
РЗреп
РЗреп
РЗреп
Уметь:
ОПК-3-2-1
РЗрек
РЗтв
РЗрек
РЗрек
РЗрек
Владеть:
ОПК-3-3-1
РЗрек
РЗрек
РГР
РЗрек
Знать:
ПК-1-1-1
РЗреп
РЗреп
РЗреп
РЗреп
Уметь:
ПК-1-2-1
РЗтв
Д
РЗрек,
РЗтв
РЗтв
Владеть:
ПК-1-3-1
РЗрек
РЗрек
РЗрек
Условные обозначения: РЗреп – разноуровневые задания репродуктивного типа, РЗрек – разноуровневые задания реконструктивного типа, РЗтв – разноуровневые задания творческого типа, Т – тестирование, Д – дискуссия, РГР – расчетно-графическая работа.


5
2.2. Оценочные средства для текущего контроля
2.2.1. Разноуровневые задания репродуктивного типа
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 1.1:
1. Трудовой потенциал: понятие, структура (компоненты).
2. Показатели оценки трудового потенциала общества, организации, человека.
3. Структура персонала предприятия. Характеристика отдельных групп персонала и категорий персонала, входящих в отдельные группы.
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 1.2:
1. Понятие «уровень жизни», «качество трудовой жизни».
2. Концепция качества трудовой жизни: теоретические подходы, составные элементы, определяющие факторы.
3. Показатели, характеризующие качество трудовой жизни в организации.
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 1.3:
1. Понятие и показатели эффективности труда.
2. Понятие и показатели производительности труда.
3. Методы измерения производительности труда
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 1.4:
1. Функции заработной платы.
2. Формы и системы заработной платы.
3. Организация и регулирование заработной платы на предприятии.
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 1.5:
1. Понятие, значение и задачи анализа трудовых показателей.
2. Методы анализа трудовых показателей.
3. Анализ численности персонала.
4. Анализ производительности труда.
5. Анализ фонда оплаты труда.
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 2.1:
1. Баланс (бюджет) рабочего времени одного рабочего
2. Планирование численности основных и вспомогательных рабочих
3. Планирование численности служащих
4. Планирование дополнительной потребности в персонале
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 2.2:
1. Планирование производительности труда
2. Планирование снижения трудоемкости продукции
3. Факторы и резервы роста производительности труда

6
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 2.3:
1. Структура фонда оплаты труда
2. Укрупненные методы планирования фонда оплаты труда
3. Подетальные методы планирования фонда оплаты труда
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 2.4:
1. Понятие условий и интенсивности труда
2. Факторы, влияющие на оценку и оптимизацию условий труда на предприятии, уровень его тяжести и степень интенсивности.
3. Методы экономической оценки интенсивности труда
Примерный перечень вопросов для разноуровневых заданий репродуктивного типа по теме 2.5:
1. Понятие и структура плана социального развития предприятия
2. Характеристика отдельных разделов плана социального развития предприятия
Критерии оценки разноуровневых заданий репродуктивного типа:
Оценка
Критерии
«Отлично»
1) содержание ответа соответствует теме задания;
2) продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов;
3) ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике, части ответа логически взаимосвязаны;
«Хорошо»
1) содержание ответа в целом соответствует теме задания, встречаются несущественные фактические ошибки.
2) продемонстрировано владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов;
3) ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла, части ответа логически взаимосвязаны;
«Удовлетворительно»
1) содержание ответа в целом соответствует теме задания, есть фактические ошибки (25–30%);
2) продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов;
3) ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика, ч асти ответа разорваны логически, нет связок между ними;
«Неудовлетворительно» 1) содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени, много фактических ошибок.
2) продемонстрировано крайне слабое владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов;
3) ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика, части ответа не взаимосвязаны логически;


7
2.2.2. Вопросы для тестирования:
Примерный перечень тестовых вопросов по темам 1.1, 1.3, 2.1:
1.
Трудоспособность человека это:
*способность человека к качественно различным видам трудовой деятельности;
*возможность участия в труде вообще;
*способность совершать действие или работу.
2. Персонал предприятия подразделяется на:
*производственный персонал и управленческий персонал;
*промышленно-производственный персонал и персонал непромышленных структурных подразделений
3. Какая из перечисленных категорий входит в состав служащих?
*охрана;
*МОП;
*технические исполнители.
4. Понятие «уровень жизни» означает:
*степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей;
*степень удовлетворения материальных потребностей;
*степень удовлетворения производственной жизни людей.
5. Термин «качество трудовой жизни» впервые был использован:
* Р. Уолтоном;
* С. Робинсоном;
* Э. Лоулером.
6. К психофизиологическим факторам условий труда относится:
*монотонность работы;
*освещение;
*сплоченность коллектива.
7.За критерий перевода в условно-натуральном методе измерения производительности труда принимают:
*стоимость единицы продукции;
*объем выпуска продукции или совокупные затраты труда;
*степень полезности или величину затрат труда на единицу готовой продукции.
8. Что произойдет с фактической выработкой на токарном участке, если затраты труда на одно изделие возрастут за месяц на 10%:
*фактическая выработка останется без изменений;
*фактическая выработка снизится на 9,1%;
*фактическая выработка возрастет на 9,1%.
9. Эффективный фонд рабочего времени определяется:
*умножением номинального фонда рабочего времени в днях на фактическое время работы в смену;
*умножением календарного фонда рабочего времени в днях на фактическое время работы в смену;
*умножением явочного фонда рабочего времени в днях на фактическое время работы в смену.
Критерии оценки тестирования:
Оценка
Критерии
«Отлично» более 90% верных ответов на тестовые вопросы
«Хорошо»
60-89% верных ответов на тестовые вопросы
«Удовлетворительно»
4 1 - 5 9 % в е р н ы х о т в е т о в н а т е с т о в ы е в о п р о с ы
«Неудовлетворительно» менее 40% верных ответов на тестовые вопросы

8
2.2.3. Разноуровневые задания реконструктивного типа
Примерный перечень разноуровневых заданий реконструктивного типа:
1. На основе информации таблицы рассчитать: 1) удельный вес численности по группам занятий; 2) базисные индексы изменения численности по каждой группе занятий.
Распределение численности занятых в экономике по группам занятий в 2002-2016гг., тыс.чел.
1
Группы занятий
2002 2016
Всего,
65 766 72 393 в т.ч. руководители
3 213 5 090
Специалисты высшего уровня квалификации
10 683 17 212
Специалисты среднего уровня квалификации
10 339 9 441
Прочие служащие
1 536 2 249
Работники сферы услуг
8 710 11 103
Квалифицированные рабочие
23 785 20 988
Неквалифицированные рабочие
7 499 6 311 2 На промышленном предприятии в базисном периоде трудоустроено: основных рабочих 200 чел., вспомогательных рабочих 180 чел., технических исполнителей 10 чел., руководителей – 40 чел., специалистов – 50 чел., персонал непромышленной группы составляет 20 чел.
По плану предусматривается: основных рабочих 210 чел., вспомогательных рабочих
187 чел., технических исполнителей 12 чел., руководителей – 28 чел., специалистов – 55 чел., персонал непромышленной группы составляет 18 чел.
Используя приведенные данные: 1) в таблице представьте структуру работников промышленного предприятия по категориям персонала (категории персонала приведите по принципу «от общего к частному»); 2) рассчитайте удельный вес каждой категории персонала; 3) рассчитайте динамику ее изменения. Сделайте выводы, на какие категории персонала имеется спрос?
Численность работников по категориям персонала (чел.)
Категории персонала
Базис
План
Темп роста, % чел.
% чел.
%
3.Среднесписочная численность работников организации на конец года составила
1 720 чел. При этом было принято на работу в течение года – 210 человек. Уволено по собственному желанию – 150 чел., за нарушение трудовой дисциплины – 5 чел., по сокращению штата – 8 чел. Рассчитайте показатели общего оборота, оборота по приему и увольнению, коэффициент текучести кадров.
4.Определите среднесписочную численность работников, если списочная численность работников отдела N составила: 1-3 число - 40 человек, 6-10 число – 43 человека, 13-17 число
– 42 человека, 21-24 число - 43 человека, 27-28 – 42 человека. Выходные и праздничные дни:
4-5, 11-12, 18-20, 25-26 числа.
5.Определить прирост производительности труда в условно-натуральных измерителях, если численность рабочих по плану и фактически равна 100 чел.
1
«Труд и занятость в России» - http://www.gks.ru


9
Исходные данные
Изделие
Выпуск продукции
Трудоемкость на одно изделие, нормо-час план факт
№ 1
№ 2
№ 3 1100 180 1000 1000 200 1000 10 16 4
6.Трудоемкость производства продукции в отчетном периоде снизилась по сравнению с базисным на 13%. Определить как изменилась производительность труда.
7.В базовом периоде трудоемкость составляла 231 чел.-ч., а в отчетном 224 чел.-ч.
Определить как изменится производительность труда.
8.По плану предусмотрен объем продукции в 19600 нормо-ч., а фактически он составил 18800 нормо-ч., при этом численность работников уменьшилась со 105 до 93 человек. Определить выполнение плана по производительности труда.
9.Определить, как изменилась производительность труда ППП в отчетном периоде, если произошло увеличение товарной продукции со 160 до 168 млн. руб., численности ППП с 200 до 202 чел. Каков прирост объема товарной продукции был обеспечен ростом ПТ?
10.Определить общий прирост производительности труда, если за счет внедрения прогрессивной технологии трудоемкость снижается на 5%, фонд рабочего времени повышается с 1690 ч. до 1716 ч., удельный вес численности основных рабочих в численности
ППП снижается с 48% до 47%.
11.Удельная технологическая трудоемкость продукции в базисном периоде составляла 1,47 чел.-ч. в расчете на 1000 руб., а в плановом периоде намечается ее снижение до 1,4 чел.-ч. При этом по плану предусматривается фонд рабочего времени основных рабочих 1705,2 ч./год., в базисном периоде он составил 1696 ч./ год. Удельный вес численности основных рабочих в численности ППП в базисном периоде составлял 43,3%, а по плану предусматривается 44,4%. Определить изменение производительности труда в расчете на одного работника ППП.
12.Фонд заработной платы рабочих сдельщиков по плану – 2040 тыс. руб., фактически
– 2070 тыс. руб. План по объему производства выполнен на 98%. Численность рабочих составляет соответственно 110 и 112 чел. Определить экономию (перерасход) фонда заработной платы за счет изменения численности и средней заработной платы.
13.Трудоемкость годовой производственной программы составляет 3200 тыс. нормо- час. В соответствии с планом повышения эффективности производства предусмотрено снижение трудоемкости на 15%, плановый процент выполнения норм выработки 130%, явочный фонд рабочего времени по плановому балансу одного рабочего 238 дней.
Фактическая продолжительность смены 7,6 часов по плану. Определить численность основных рабочих на плановый период.
14. На участке планируется выпуск изделий в количестве 100 000 шт. Часовая норма выработки 2 шт., годовой эффективный фонд рабочего времени 1929 часов. Коэффициент выполнения норм выработки 1,1. Определить плановую численность основных рабочих.
Критерии оценки разноуровневых заданий реконструктивного типа:
Оценка
Критерии
«Отлично»
1) содержание ответа соответствует теме задания;
2) продемонстрировано уверенное владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов, формул;
«Хорошо»
1) содержание ответа в целом соответствует теме задания, встречаются несущественные фактические ошибки.
2) продемонстрировано владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, незначительные


10
Оценка
Критерии ошибки в употреблении формул;
«Удовлетворительно»
1) содержание ответа в целом соответствует теме задания, есть фактические ошибки (25–30%);
2) продемонстрировано низкое владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении формул, нарушена логика расчетов.
«Неудовлетворительно» 1) содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени, много фактических ошибок.
2) продемонстрировано крайне слабое владение понятийно- терминологическим аппаратом дисциплины, присутствуют многочисленные ошибки в употреблении формул, нарушена заданная логика расчетов.
2.2.4. Разноуровневые задания творческого типа
Примерный перечень разноуровневых заданий творческого типа:
1. Проанализировать качество трудовой жизни на отечественных предприятиях по основным компонентам:

безопасные и здоровые условия труда;

справедливое и адекватное вознаграждение за труд;

гуманизация труда;

гибкость трудовой жизни;

демократизация трудовой жизни.
Для выполнения задания необходимо:
1) разделиться на группы по 3-5 человек и выбрать определенную компоненту качества трудовой жизни;
2) осуществить сбор официальных статистических данных за последние пять лет по основным показателям определенной компоненты качества трудовой жизни;
3) обработать и проанализировать полученные статистические данные, используя различные методы (рассчитать индексы, темпы роста показателей и пр.);
4) в формате PowerPoint подготовить презентацию-отчет и доклад о состоянии и динамике определенной компоненты качества трудовой жизни на отечественных предприятиях.
2. Используя исходные данные:
1) определить направления анализа показателей по труду;
2) разделиться на группы по 4-5 человек и выбрать определенное направление анализа показателей по труду;
3) определить содержание определенного направления анализа показателей по труду;
4) обработать и проанализировать исходные данные, используя минимум 3 метода анализа, наиболее подходящих под содержание определенного направления анализа показателей по труду.
5) подготовить отчет-доклад по результатам проведенного анализа (в свободной форме, используя PowerPoint, MS Word и др.).
Исходные данные:
ООО «Ромашка» создано в октябре 1995 года. На данный момент компания является одной из крупнейших и динамично развивающихся компаний дорожно-строительной отрасли Сибири.
Компания предоставляет полный комплекс услуг по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, мостов и инженерных сооружений. С момента