Файл: Теневая экономика сущность и значение 1 Формы теневой экономики 2 Причины существования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным МВД, из более чем 2,5 тыс. организованных преступных групп каждая из 4-5 обладает коррумпированными связями, в том числе «на высших этажах власти и управления».
Новое уголовное законодательство России содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые служащими организаций, не являющихся государственными или муниципальными органами, органами местного самоуправления. Это -- злоупотребление полномочиями, частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, коммерческий подкуп. Субъектами данных преступлений являются служащие коммерческих и иных организаций, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие распорядительные и иные управленческие функции. Специально выделен состав злоупотребления полномочиями частным нотариусом или частным аудитором, вопреки задачам своей деятельности и с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Мотивом такого преступления могут быть корысть, родственные или приятельские чувства, месть и т. д. Если злоупотребление совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или иного недееспособного лица, то содеянное будет наказываться строже. Предусмотрена и специальная ответственность руководителей или служащих частной охранной или детективной службы за превышение полномочий, если эти действия совершены с применением насилия или угрозой его применения.
Коммерческий подкуп представляет собой незаконную передачу служащему коммерческой или иной организации денег, иных материальных ценностей, незаконное оказание ему услуг материального характера за совершение действий в интересах дающих в связи с занимаемым этим лицом положением, если эти действия причинили вред интересам организации, ее собственникам или клиентам. По сути дела, речь идет о получении незаконного вознаграждения служащим любой коммерческой (банк, акционерное общество, кооператив) или некоммерческой (политическая партия, профессиональный союз, общественный или благотворительный фонд и т. Д.) организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Коррупция тесно связана с теневой экономикой, фактически является ее основой.
Коррупция -- специфическое социальное негативное явление, характеризующееся подкупом -- продажностью государственных служащих и лиц, исполняющих управленческие функции, выражающееся в корыстном использовании в личных целях официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. По своей социальной сущности коррупция -- один из способов «приватизации» государственных полномочий, превращения их в свою частную собственность. На Руси взяточника называли вором, в СССР- хапугой, нынче-коррупционер. Сегодня Россия входит в десяток самых коррумпированных государств мира. По оценкам экспертов в Российском денежном обороте, каждый десятый рубль уходит в карман взяточника.
Опасность коррупции, разъедающей государственный аппарат, очевидна. Ее масштабы в России в настоящее время приобрели беспрецедентный характер: и по числу торгующих своими возможностями служащих, и по числу подкупающих их лиц, и по пораженности этой «болезнью» всех ветвей власти, вплоть до самых высоких «этажей». Об этом свидетельствуют средства массовой информации, научные исследования, в этой оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных ведомств и спецслужб, а также руководители высших органов государственной власти. Впервые в российском законодательстве понятие «коррупция» использовано в Указе Президента РФ от 4 апреля 1992г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Из содержания Указа следует, что коррупционными нарушениями служащих государственного аппарата являются занятие предпринимательской деятельностью лично или через посредников, оказание любого, не предусмотренного законом содействия физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получение за это вознаграждения, услуг и льгот; выполнение государственным служащим иной оплачиваемой работы, кроме мучной, преподавательской и творческой, управление акционерными обществами или иными хозяйствующими субъектами, осуществляемое как лично, так и через представителя. Нарушение указанных требований в соответствии с Указом Президента России влечет освобождение от занимаемой должности. Этим же Указом установлена обязанность представления для государственных служащих при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумаг, а также обязательства финансового характера. Непредставление таких сведений или умышленное представление неполной, недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа в назначении на должность. В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 июля 1993г., установлены определенные ограничения, связанные с государственной службой, в том числе запрещение заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, заниматься любой другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой, принимать участие в управлении коммерческой организацией, использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения, государственное имущество и служебную информацию, получать от физических и юридических лиц вознаграждение в любой форме, связанное с выполнением служебных обязанностей, и т. д.
Коррупционная преступность выражается во многих составах преступлений. В отличие от прежнего законодательства УК РФ 1996г. имеет более выраженную антикоррупционную направленность. Наиболее серьезным уголовно-наказуемым коррупционным правонарушением является взяточничество. Затем такие должностные преступления, как злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или, наоборот, незаконное освобождение заведомо виновного от уголовной ответственности, и т. д.
14 ноября 1996г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». Закон впервые дает официальное определение коррупции -- это не предусмотренное законодательством принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, занимающими государственные должности.
Основная тяжесть борьбы с коррупционными правонарушениями лежит на органах прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции. В этих органах могут быть созданы целевые спецподразделения.
В соответствии с законом должен быть введен жесткий финансовый контроль за лицами, претендующими на выполнение государственных функций. Так, чиновники (госслужащие) обязаны предоставлять в налоговую инспекцию сведения о своих доходах и доходах супруги (супруга), а также о личном и общем имуществе. Чиновники также обязаны предоставлять сведения о любых подарках, материальных благах и услугах стоимостью более двух минимальных размеров оплаты труда, а также сведения о гонорарах за книги, консультации и выступления. Предполагается, что эти сведения будут публиковаться в официальных изданиях.
Коррупционным правонарушением признается принятие дополнительного вознаграждения за государственную деятельность, принятие услуг в связи с осуществлением государственных функций. Коррупционными правонарушениями являются. К примеру, туристические поездки за рубеж за счет коммерческих структур, получение льготных кредитов, оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемой должности членам семьи, включение в состав соучредителей, предоставление работы по совместительству, и т. д.
Глава 2.
2.1 Развитие теневой экономики в России
Условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики.
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной.
Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых "челноков".
Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота). Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами "ваучеризации" и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами.
Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их "идеалами" потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории "бедных", велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие "социального дна" из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из "горячих точек" бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой "новых бедных".
Доля неучтенного официальной статистикой производства особенно велика с одной стороны в крупных центрах (Москва, С-Петербург), с другой - в депрессивных (Ивaновскaя область, Таймырский и Эвенкийский, Коми-Пермяцкий округа), преимущественно aгрaрных (Орловская, Кургaнскaя, Aстрaхaнскaя области, Калмыкия) регионах, a также в рaйонaх, тесно связанных с зарубежьем (Кaлинингрaд, Дaгестaн, Дальний Восток). В первом случае по-видимому, скaзывaется криминaлизaция бизнеса, во втором и третьем - невозможность платить налоги с и без того нищенских доходов, в четвертом - ориентация на контрaбaнду.
Примечательно, что Крaснодaрский и Ставропольский края - социалистического периода и подпольных производителей алкоголя эпохи Горбaчевa - имеют относительно низкие для юга России покaзaтели. Видимо, потенциал теневого производства здесь был в значительной степени реaлизовaн до 1989г. В последние годы влияние кaвкaзского центра теневого бизнеса отчетливо проявляется в виде роста неучтенных производств как в нaционaльных автономиях, так и в регионах, грaничaщих с крайним югом России (Ростовская, Aстрaхaнскaя, Волгогрaдскaя, Воронежская области и Калмыкия).
Нелегальный рынок наркотических средств
Производство и распространение наркотиков представляет собой сегодня один из наиболее динамично развивающихся секторов криминального бизнеса, превратившегося, по существу, в высокоразвитую транснациональную индустрию. Эксперты ООН оценивают оборот наркорынка примерно в 400 млрд. долл., что составляет около 8% оборота всей международной торговли. Уже в 1994 году оборот наркобизнеса был выше, чем оборот мирового рынка черных металлов, автомобилей, и примерно на том же уровне, что и рынок текстиля.
В январе 1999г. таможениками Астрахани была выявлена в порту города крупнейшая партия героина весом более 1 тонны, когда-либо поступавшая в Россию. Ее стоимость, по оценкам МВД, составляет несколько десятков миллионов долларов.
В Самаре арестован перевозчик героина. Для его транспортировки он использовал свой желудок, в котором ухитрился разместить около 1кг. сильнодействующего наркотика. Незаконная торговля наркотиками. В России в последние годы из незаконного оборота ежегодно изымается 35-50 тонн наркотических средств.
Основными районами выращивания опийного мака являются страны "Золотого треугольника" (Юго-Восточная Азия) и "Золотого полумесяца" (Юго-Западная Азия). Примерно 90% мирового производства опиума приходится на государства, где возможности деятельности американских органов по борьбе с наркотиками крайне ограничены (Бирма, Лаос, Иран, Афганистан, Ливан).
В европейские страны наркотики поступают по нескольким основным маршрутам. В последнее время наряду с "традиционным" балканским маршрутом доставки наркотиков из стран Азии в Европу (Турция - Болгария - Югославия - Австрия - ФРГ) контрабандисты активно используют новый путь: Турция - Болгария - Румыния - Венгрия - Чехия - Словакия - ФРГ. Правоохранительными органами ФРГ получены данные об освоении международными торговцами еще одного маршрута доставки героина в Европу: Испания - ФРГ - страны Восточной Европы. Территория Германии в этом случае служит в качестве перевалочной базы.