Файл: Теневая экономика сущность и значение 1 Формы теневой экономики 2 Причины существования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее распространенными способами контрабанды являются: перемещение в обход" таможенных постов, т.е. помимо таможенного контроля; недекларирование товаров, фальсификация декларации, других таможенных документов и средств таможенной идентификации (например, классификация товаров не по их названиям). Нередко манипулируют страной происхождения товара.
Мошенничество -- одна из форм хищений, отличающаяся от других специфическим способом завладения имуществом или приобретения права на имущество. Это происходит путем обмана собственника или лица, в ведении или под охраной которого находится имущество. Специфика мошенничества состоит в том, что образ действий преступника носит информационный характер, виновный воздействует не на само имущество, а на сознание владеющего им лица.
Обман -- это умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении или под охраной которого находится имущество, и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества. При совершении мошенничества часто используются подложные документы, форменная одежда, ложные знаки отличия и т. д. Содержание мошеннического обмана нередко составляют так называемые ложные обещания (например, обещание оказания помощи в приобретении жилья, изменении судебного приговора, приобретении товаров, и т. п.). Форма мошеннического обмана также может быть весьма разнообразной -- словесная, а также, письменная. Обман может выражаться в совершении действий. Например: применение шулерских приемов, подмена денег «куклой», и т. д. Обманом может быть признана любая ложная информация, любое фальсифицирование истины независимо от того, насколько примененный обман искусен и убедителен, не имеет значения и степень осмотрительности или опытности обманываемого.
В современных экономических условиях мошенничеством являются обманы при заключении различных гражданских сделок, а также те случаи, когда сама сделка является фикцией, т. е. простым поводом для завладения чужим имуществом. В связи с этим актуален вопрос о разграничении неисполнения обязательств по гражданскому договору и мошенничества со стороны одного из участников сделки. Критерий этого разграничения-- субъективная сторона, т.е. намерения лица. Если виновный лишь воспользовался гражданско-правовыми (договорными) отношениями, основанными на доверии сторон, для получения денег и обращения их в свою пользу без намерения выплатить взятые на себя обязательства, такие действия рассматриваются как мошенничество. Такие весьма распространенные в настоящее время действия, как получение кредита путем обмана, создание фиктивного инвестиционного фонда или финансовой компании,
обманные операции с кредитными карточками, обманное получение предоплаты (аванса) и т. д., представляют собой различные виды мошеннического обмана. Уместно отметить, что рассматриваемое преступление относится к числу тех, в которых нередко проявляются признаки криминального профессионализма.
Таким образом, в современных рыночных условиях, в которых отношения между хозяйствующими субъектами строятся на доверии, мошенничество стало универсальным способом совершения экономических преступлений, средством неправомерного извлечения имущественной выгоды, прибыли Крупномасштабные «беспроигрышные» лотерей, «благотворительные» или чековые фонды, обещающие «безумные» дивиденды, -- это яркие примеры мошеннических афер.
Недобросовестная конкуренция определяется в ст. 4 Федерального закона
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам -- конкурентам, либо нанесли ущерб их деловой репутации».
Требование недопущения недобросовестной конкуренции закреплено также в Гражданском кодексе, в частности, в соответствии со ст. 10 ГК РФ «Пределы осуществления гражданских прав» запрещено использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Недобросовестная конкуренция в настоящее время во многом связана с криминализацией российского бизнеса, стремлением хозяйствующих субъектов завоевать, удержать и укрепить свои позиции на рынке любыми способами, в том числе и противоправными. Поэтому особое значение приобретают четкое правовое регулирование и установление ответственности за недобросовестную конкуренцию. На решение этой задачи прямо направлены некоторые положения Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г., в качестве целей которого среди прочего называются «защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали».
К формам недобросовестной конкуренции относятся:
1.Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
2.Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара.
3.Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
4.Продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
5.Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Ответственность за некоторые формы недобросовестной конкуренции установлена уголовным законодательством. Например: незаконное пользование чужим товарным знаком, заведомо ложная реклама, коммерческий шпионаж. В других случаях наступает ответственность в соответствии с антимонопольным законодательством.
Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции -- неправомерные действия в сфере экономики, позволяющие получить прибыль или иную выгоду, основанные на неравноправных отношениях в хозяйственной деятельности» либо использовать имеющиеся преимущества способами, противоречащими законодательству, этике деловых отношений и обычаям делового оборота. В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под монополистической деятельностью понимаются действия хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Под монополистическими действиями понимается установление монопольно высоких или монопольно низких (демпинговых) цен, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, сговор о ценах и другие подобные действия.
Монополистические действия совершаются хозяйствующими субъектами, которые самостоятельно или в совокупности с другими занимают доминирующее (монопольное) положение на рынке товаров и услуг. Под доминирующим положением в соответствии с Законом понимается исключительное положение одного или нескольких
хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим будет положение, если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65% и более. Антимонопольным органом может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке превышает доли других хозяйствующих субъектов и составляет от 35 до 65%. Хозяйствующий субъект имеет право доказать, что не является монополистом, несмотря на превышение установленной законом величины его доли на товарном рынке.
За монополистические действия и действия по ограничению конкуренции установлена административная и уголовная ответственность. В случае причинения такими действиями материального ущерба или морального вреда он возмещается в гражданско-правовом порядке.
Налоговые правонарушения и преступления являются одним из наиболее ярких проявлений теневой экономики, характеризующих один из ее главных признаков -- скрытость от государственного учета с целью извлечения неконтролируемого дохода. Эта цель сопровождает многие, если не большинство, экономических правонарушений. Российское налоговое законодательство находится в стадии становления. Отсутствие единого нормативного акта, упорядоченного, четкого, стабильного, понятного и разумного налогового законодательства делает весьма затруднительной борьбу с этим правонарушениями. Как показывает мировая экономическая практика, либерализация налоговой системы является основным способом борьбы с налоговыми правонарушениями. Шире привлекая к сбору налогов репрессивный аппарат, ужесточая налоговый режим, государство провоцирует переход многих хозяйствующих субъектов в теневую сферу.
УК РФ 1996г, предусматривает ответственность за умышленное уклонение гражданина от уплаты налогов и за уклонение от уплаты налогов с организаций. За иные виды налоговых нарушений поступает административная ответственность.
Взяточничество -- юридическое понятие, которым в уголовном законодательстве обозначается совокупность двух составов преступлений, тесно связанных друг с другом: получение и дача взятки. В числе экономических преступлений взяточничество занимает особое место. Оно ассоциируется с продажностью, разложением государственного аппарата, означает использование должностными лицами своих властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий в личных, корыстных целях. Одним из наиболее общественно опасных видов взятки в настоящее время является содействие или прямое оказание помощи организованным криминальным структурам. Создание многоукладной экономики, форсируемый государством процесс приватизации, введение частной собственности на землю и другие природные ресурсы» появление иностранных инвестиций и банковского капитала создали новое огромное поле для должностных злоупотреблений и, главным образом, для взяточничества. Отдельной проблемой стал тесно связанный с взяточничеством в государственных, финансовых, контрольных и правоохранительных органах процесс «отмывания» денег, полученных теневыми экономическими структурами чисто криминальным путем (рэкет, незаконный оборот наркотических средств, незаконная торговля оружием и т.п.).
«Эскалации» взяточничества способствует также «пробельность» и противоречивость гражданского и хозяйственного законодательства, откровенная слабость, если не полное отсутствие государственного, финансового и иных форм контроля, безнаказанность при нарушениях финансовой дисциплины и т. д. В силу прямого указания закона уголовной ответственности за получение взятки подлежат только должностные лица. Руководящие работники различных коммерческих структур, а также рядовые чиновники, не обладающие государственно-местными, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, должностными лицами не признаются и не несут ответственности за коммерческий подкуп.
Получением взятки является получение должностным лицом лично или через посредников, в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения, за общее покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию.
Дача взятки -- это, соответственно, вручение должностному лицу лично или через посредника в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в своих интересах какого-либо служебного действия, покровительство или попустительство по службе, получение каких-либо преимуществ для себя или иных лиц, предприятий, организаций, учреждений. При этом в законе содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся.
Новое уголовное законодательство России вернулось к давней дифференциации взятки на мздоимство и лихоимство. Лихоимством в российском дореволюционном законодательстве считалось получение взятки за совершение «дела неправого», т. е. незаконного. УК РФ 1996г. такие действия рассматривает как более общественно опасные и устанавливает за их совершение более строгое наказание.
Одной из проблем борьбы с коррупцией и взяточничеством, а также другими коррупционными преступлениями, является их низкая раскрываемость. По данным специалистов, невыявленное взяточничество достигает 98 %. Лишь в отношении 70% выявленных взяточников возбуждаются уголовные дела; из этих дел лишь половина заканчивается составлением обвинительного заключения и передается в суд.