Файл: 1 Теоретические аспекты социального контракта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1007

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 Теоретические аспекты социального контракта …..6

1.1 История формирования социального контракта как формы социальной помощи в регионах РФ……………………………………………………………6

1.2 Социальный контракт: понятие, необходимость, субъекты, объекты, цель, задачи, функции, виды социального контракта……………………………….16

1.3 Характеристика социального контракта с многодетными семьями…….21

2 Особенности и проблематика реализации социального контракта на примере Краснодарского края…………………28

2.1Особенности заключения социального контракта в Краснодарском крае.28

2.2.Анализ алгоритма заключения социального контракта для самозанятых и ИП: условия, порядок оформления……………………………………………..34

2.3.Социальный контракт на примере Ульяновской области………...………40

2.4 Проблемы реализации социального контракта в России и предложения по их решению………………………………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………70

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….74








ВВЕДЕНИЕ



Существующие проблемы малообеспеченных граждан обуславливают необходимость оказания им социальной помощи со стороны государства. Во многих российских регионах для достаточно большого количества жителей и семей с детьми - социальные пособия являются одним из основных источников дохода.

Однако, как правило, размер этих социальных пособий не позволяет выйти из трудной жизненной ситуации и преодолеть бедность.

В рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», предусматривается создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения, в том числе с помощью инновационных социальных технологий1.

Одной из таких технологий является социальный контракт, реализация которого призвана повысить уровень и качество жизни малоимущих многодетных семей, способствовать сокращению бедности и преодолению ее негативных социальных последствий.


Социальный контракт был введен в Российскую практику оказания социальной помощи исходя из зарубежного опыта предоставления помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам.

Социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Актуальность темы исследования продиктована широким применением в России с начала 2013 года технологии социального контракта как одного из потенциально эффективных инструментов социальной политики с применением обусловленных видов поддержки нуждающимся многодетным семьям.

Социальный контракт направлен на расширение масштабов адресной социальной поддержки, что, в свою очередь, создает основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и, в то же время, для более эффективного использования средств бюджетной системы Российской Федерации.

Государственная властьразвивает механизм предоставления такой социальной поддержки и уделяет этой технологии большое внимание.

Теоретическая значимость данной работы заключается в проведении анализа истории формирования социального контракта как социальной помощи, выявлены особенности заключения данного вида социальной помощи.

Практическая значимость заключается в изучении содержания организации социального контракта с многодетными семьями на территории Краснодарского края, а также разработка рекомендаций по совершенствованию технологии заключения социального контракта.

Анализ ведущих научных работ и публикаций позволил установить, что в них представлена недостаточно полная репрезентативная информация по внедрению социального контракта в российских регионах.

Это не позволяет авторам оценивать должным образом эффективность социального контракта, которая сильно разнится по регионам, отличающимся друг отдруга.

В многочисленных научных трудах подтверждаются существенные региональные различия географического, климатического, демографического, экономического, нормативно-правового и иного плана.

Объектом исследования является социальная помощь многодетным семьям на основании социального контракта.



Предмет исследования – технология оказания социальной помощи многодетным семьям на основании социального контракта.

Цель исследования – выявить особенности реализации социального контракта.

В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:

- изучить историю формирования социального контракта как формы социальной помощи;

- дать характеристику социального контракта;

- описать содержание деятельности Министерство труда и социального развития Краснодарского краяпо организации социальной помощи на основании социального контракта;

- проанализировать результаты эмпирического исследования по выявлению проблем реализации социального контракта..

При написании работы использовались теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез.

Практические методы, применяемые при написании работы: анализ документов, анкетирование, экспертный опрос.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1 Теоретические аспекты социального контракта

1.1 История формирования социального контракта как формы социальной помощи в регионах РФ

Среди технологий социальной помощи населению все более активную роль государство отводит социальным контрактам.

Данная форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет позитивный опыт вывода из кризиса многих семей и отдельных граждан.

Социальный контракт был введен в Российскую практику оказания социальной помощи исходя из зарубежного опыта предоставления помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам.

Социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь в форме социального контракта заключается в том, что в обмен на социальную помощь, которая представляется в виде денежных средств, социальных услуг или натуральной помощи, у получаемых помощь семей или граждан
, возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию.

Государственная социальная помощь направлена на развитие личного подсобного хозяйства, организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, поиск работы, оплату содержания детей в дошкольном образовательном учреждении

Преодолеть многолетние недостатки системы социальной помощи в рамках реализации адресных программ позволило развитие мер социальной адаптации в форме социального контракта. Этот контракт призван, помимо материальной поддержки, оказывать помощь в повышении социальной активности в целом и, конкретно, в трудовой сфере.

Идея внедрить в российскую практику социальной работы такую форму помощи как социальный контракт базируется на опыте реализации контракта зарубежных стран. Первой страной, где впервые появился метод социального контракта, является США2.

Данная форма помощи начала действовать во второй половине двадцатого столетия, и была ориентирована на малоимущих граждан и семьи. Меры заключались в том, что предоставлялись денежные средства малоимущим гражданам при условии их обязательного трудоустройства.

Суть мер заключалась в предоставлении денежных средств гражданам при условии их обязательного трудоустройства, как правило, в государственные структуры.

Это позволило эффективнее расходовать государственные ресурсы на социальную сферу и, одновременно с тем, решить проблему трудоустройства. В качестве дополнительных мер стимулирования вводились строгие временные рамки: в течение двух лет с момента начала выплат на гражданина либо главу семьи, признанной неимущей, возлагалась обязанность трудоустройства под страхом прекращения материального обеспечения. Общий срок выплат составлял 5 лет.

Несмотря на то, что первоначально принятый закон подвергался жесткой критике, результаты реформы доказали ее эффективность: затраты на социальную помощь снизились на 60 %, но при этом значительно сократилось количество ее получателей – вместо прежних5 миллионов, это были уже 2 миллиона человек.

Кроме того, значительно снизился уровень безработицы. Впервые идея заключения социальных контрактов в российском обществе была озвучена в программе социально-экономического развития страны на 2005-2008 годы.

Для проведения эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта и внедрения его в практику деятельности социальных служб были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие действие социального контракта на территории РФ.


В 2010 году по Приказу Минздравсоцразвития России в ряде субъектов Российской Федерации был проведен эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта, так был был определен перечень субъектов Российской Федерации, которые будут участвовать в эксперименте по внедрению данной формы социальной помощи малоимущим гражданам.

Социальный контракт, как инновационный вид социальной помощи, распространялся изначально как эксперимент (2010–2011 гг.), в который были включены семнадцать субъектов Российской Федерации.

В эксперименте участвовали: Республика Саха, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Тыва, Камчатский край, Самарская, Астраханская, Тюменская, Курганская, Томская, Ростовская, Свердловская, Тульская, Ярославская области, г. Москва.

Предполагалось, что внедрение технологии оказания социальной помощи на основании социального контракта в регионах-пилотниках ляжет в основу методических рекомендаций для органов социальных служб.

Важно отметить, что в некоторых регионах страны и до введения эксперимента существовали аналогичные социальному контракту программы («Самообеспечение», «Социальный контракт о взаимных обязательствах»,«От пособия к зарплате»).

Необходимость внедрения помощи малоимущим в такой форме, связана с низким результатом практики выплат по различным социальным пособиям.

Сумма выплаты, выделяемая на социальный контракт, значительно выше социальных выплат.

Главным отличием от традиционной социальной помощи в виде денежных выплат – его «возмездность» и встречные обязательства граждан.

Рассматривая практику формирования социального контракта на территории субъектов Российской Федерации, которые участвовали в эксперименте по его внедрению, целесообразно обратиться к отчетам министерств иведомств некоторых субъектов, где рассмотрели начальный этап реализации данной формы социальной помощи.

Пермский край являлся одним из первых регионов России, где начиналась реализация новой технологии социальной работы – внедрение социального контракта, заключенного между гражданином и социальной службой, с целью самостоятельного повышения семьей среднедушевого дохода. Изначально, в Пермском крае, была реализована аналогичная программа «От пособия к зарплате».