Файл: 1 Теоретические аспекты социального контракта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1008

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ее суть заключалась в том, что гражданам, которые обращались за помощью в социальные службы, являлись трудоспособными, им была необходима помощь для реализации трудового потенциала.

Программа была направлена на снижение уровня бедности и на повышение трудового потенциала многодетных семей.

Данная программа послужила основой для разработки и внедрения новой технологии -«Самообеспечение».

Участниками новой программы стали многодетные семьи, с детьми до 18 лет, имеющие в своем составе неработающих членов трудоспособного возраста (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет) или инвалидов с трудовым потенциалом в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы. Важным основанием для участия в программе являлся среднедушевой доход семьи ниже 70 процентов от установленного прожиточного минимума региона.

Участникам программы на каждого члена семьи ежемесячно выплачивалось пособие, составляющее не менее 60 процентов от величины прожиточного минимума. Важно отметить, что участникам для реализации трудового потенциала, было предоставлено бесплатное обучение, переобучение, курсы повышения квалификации. Это способствовало унеработающих членов многодетных семей трудоустройству и выводу их на самообеспечение путем оказания комплексной социальной помощи в виде социального семейного пособия и предоставления натуральной помощи и услуг различными социальными учреждениями.

Программа «Самообеспечение», как аналог социального контракта, продемонстрировала свою результативность и экономическую эффективность.

Программа способствовала сокращению социального иждивенчества, так как ее участники выполняли ряд условий, прописанных в программе, и становились налогоплательщиками. Экономический эффект составил свыше 4 миллионов рублей, использование которых способствует дальнейшему выведению из состояния бедности других семей с неработающими членами трудоспособного возраста, еще не включившимися в социальную программу3.

В 2012 году получателей данной формы социальной помощи стало в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом. Треть семей, которые обращались ранее в органы социальной защиты для получения пособий, заключившие социальный контракт в 2010-2011 гг. вышли на самообеспечение, и не нуждаются в помощи со стороны государства.

Республика Карелия также осуществляла с начала 2010 года мероприятия по оказанию государственной адресной помощи малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) на основе социального контракта эксперимента.


Сумма средств, выделенных на реализацию мероприятий, прописанных в социально контракте, в 2010-2011 годах, составила более 6652,3 тыс. рублей, было заключено 338 контрактов с малообеспеченными многодетными семьями.

В 2011 году социальная помощь на основе социального контракта расширила категорию граждан, которые могут принять участие в реализации контракта.

Данная помощь предоставлялась многодетным малообеспеченным семьям, гражданам, пострадавшим от пожара, в форме материальной помощи.

Также получателями данного вида социальной помощи стали студенты (учащиеся) учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующиеся пригородным транспортом для проезда к месту учебы и обратно в течение учебного года.

Согласно отчетным данным за период 2011 года, участники социального контракта реализовали полученные средства согласно условиям, прописанным в договоре социального контракта.

Целями, как правило, являлись: выход из тяжелого материального положения, создание благоприятных и комфортных условий для проживания и воспитания детей, а также на строительство и ремонт жилья, бытовых построек, на приобретение предметов ученической и детской мебели, бытовой техники, развитие личного подсобного хозяйства.

Согласно результатам эксперимента по оказанию государственной социальной помощи на основе социального контракта в Республике Карелия в 2010-2011 годах, была подтверждена значимость именно такого вида социальной помощи для малоимущих семей.

В 2012 году данный регион стал единственным регионом, где произошли массовые расторжения социальных контрактов с населением из-

за нецелевого использования денежных средств, было расторгнуто 24 контакта.

Специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения выделяли такую проблему как определение претендентов, которым реально нужна помощь.

На основе этой проблемы были разработаны методические рекомендации для специалистов, занимающихся заключением и мониторингом социального контракта.

В Калининградской области данная форма социальной помощи формировалась в виде совмещения обычной материальной помощи в денежном или натуральном виде бедным семьям без создания условий развития экономического потенциала семьи и некоторых элементов материальной поддержки, способствующих движению семьи к самообеспечению.



Цель введения помощи на основе социального контракта в виде«социального пакета», направлена на развитие внутреннего потенциала семьи (одиноко проживающего гражданина) для выхода из трудной жизненной ситуации и дальнейшее самостоятельное жизнеустройство.

Право на получение «социального пакета» имеют нуждающиеся в адресной социальной поддержке семьи или одиноко проживающие граждане при одновременном соблюдении следующих условий:

- среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Калининградской области на момент обращения;

- наличие гражданства Российской Федерации;

- проживание и регистрация в установленном порядке в Калининградской области4;

- трудоустройство всех членов семьи трудоспособного возраста либо наличие уважительной причины, по которой члены семьи не могут осуществлять трудовую деятельность».

«Социальный пакет» в натуральной и денежной форме включает в себя набор социальных услуг на установленную сумму 50000 рублей.

После предоставления «социального пакета» органы социальной защиты населения муниципальных образований области ставят получателей данного вида помощи на специальный учет и устанавливают в отношении них постоянный социальный патронаж – осуществляют ежеквартальный контроль за надлежащим исполнением получателем «социального пакета» договора, эффективностью выполнения положений индивидуальной программы реабилитации, а также целевым расходованием средств, направленных на оплату набора социальных услуг.

По данным пресс-службы Администрации Калининградской области, в 2011-2012 гг. получить такую поддержку смогли 390 семей.

Анализ данных о получателях (данные на октябрь 2012) показал, что среди наиболее популярных видов поддержки – оплата обучения детей в средних специальных и высших учебных заведениях, переобучения по профессии. Такую услугу выбрала 51 семья.

По истечению трех лет его апробации была замечена тенденция снижения уровня бедности в регионах-пилотниках, использующих социальный контракт.

Социальный контракт как новая форма социальной помощи перестал быть экспериментом, и начал внедряться по всей территории России в 2013 году.

Таким образом, социальный контракт на территории Российской Федерации внедрялся поэтапно.

Аналогичные программы уже были разработаны и предоставлялись малоимущим гражданам, но именно с 2010 начал действовать социальный контракт. Изначально данная технология применялась как эксперимент в некоторых субъектах РФ.


В рамках эксперимента данная форма социальной помощи показала себя эффективным методом улучшения качества жизни малоимущих семей и одиноко проживающих граждан.

Цель, преследуемая государством – поддержание уровня жизни малоимущих семей, повышение ее доходов и как результат выход семьи на «самообеспечение», улучшение качества жизни, социально-экономического благосостояния при внедрении социального контракта в данных регионах, была полностью достигнута.

С 2013 года социальная помощь на основании социального контракта была внедрена на территории всех субъектов страны.

В Краснодарском крае с 1 января 2014 г. в соответствии с Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае»5 малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта.

Разъяснения о порядке оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта размещены на официальном сайте Министерство труда и социального развития Краснодарского краяв разделе «Информация для граждан», подразделе «Меры социальной поддержки иным категориям граждан, в том числе малоимущим», далее - «Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта».

Данная форма государственной помощи имеет особое значение для семей с детьми, поскольку риск попадания данной категории населения, в том числе многодетных и неполных семей, в группу «социально уязвимые» наиболее высок среди всех категорий населения.

Поэтому приоритет при заключении социальных контрактов отдается семьям с детьми, в которых есть члены семьи трудоспособного возраста, не имеющие постоянного источника дохода либо имеющие низкий доход.

1.2 Социальный контракт: понятие, необходимость, субъекты, объекты, цель, задачи, функции, виды социального контракта
Социальный контракт – это специальное соглашение между малоимущей семьей или гражданином, который проживает один, и органами социальной защиты. По условиям контракта государство выдает семье или гражданину денежные средства, а они берут на себя обязательства улучшить свое материальное положение в дальнейшем.

Основная задача социального контракта – создать условия, которые помогут гражданам преодолеть бедность и повысить свой доход. Материальная помощь социальной защиты носит временный характер и должна мотивировать семью или гражданина на действия, которые помогут им наладить свое финансовое положение. Деньги по условиям контракта выдаются только на те сферы, которые помогут им получать доход.

Социальное соглашение заключается с семьями или гражданином, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам не достигает прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе проживания. Дополнительно к нему каждый субъект федерации разрабатывает свои показатели, по которым человек приоритетно получает право на заключение социального контракта.

Социальный контракт создает условия для семей и отдельных граждан для:

- трудоустройства;

- обучения профессии;

- открытия собственного дела;

- ведения личного подсобного хозяйства;

- других действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

При этом заключение социального контракта не отменяет действие других программ социальной поддержки, в которых принимают участие малоимущие семья или гражданин.

По условиям контракта предполагается два вида помощи:

- материальная – выплаты единовременно или частями. Конкретная сумма зависит от региона. В среднем можно получить от 20 до 100 тысяч рублей;

- натуральная – обучение профессии, продукты, лекарства, одежда и прочее.

Сумму поддержки можно рассчитать по формуле: Поддержка = (величина прожиточного минимума всей семьи – совокупный доход семьи)* срок действия контракта.

Более подробно о видах и объеме помощи можно узнать в местном отделении органов социальной защиты.

Для заключения социального соглашения, семья или гражданин должны обратиться в Управление социальной защиты по месту жительства.