ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 382
Скачиваний: 1
2. Органы конституционного контроля.
Существуют специализированные и неспециализированные органы конституционного контроля.
К специализированным относятся конституционные суды, общие суды, квазисудебные органы (конституционный советы) и ещё выделяются конституционно-религиозно советы.
Основной задачей этих органов и является конституционный контроль.
Неспециализированные органы – это их не главная задача, но в ходе деятельности он может осуществлять. К ним относятся: глава государства, парламент, правительство. Они осуществляют контроль в ходе законодательного процесса, законопроект, когда обсуждается, проходит проверку юристами, глава государства также отдаёт на проверку конституционности…
Конституционные суды – это судебные органы, они входят в судебную систему государства.
В таких государствах конституционный контроль централизованный.
Такие суды есть в Германии, Италии, Испании, Польше, Украине.
Судьи конституционного суда имеют конституционно-правовой статус судей
В формировании конституционного суда обычно участвуют разные ветви власти.
К кандидатам на должность этих судей обычно предъявляются повышенные требования по сравнению с судьями других судов, то есть стаж работы больше, возраст больше…
Избираются или назначаются судьи на определённый срок обычно.
Общие суды.
Осуществляют конституционный контроль в США, Индии, Австралии, Японии…
Они осуществляют конституционный контроль наряду с рассмотрением гражданских и уголовных дел.
В некоторых странах только высшие судебные инстанции таких судов могут осуществлять конституционный контроль (в Шри-Ланке, Эстонии…).
В разных странах по-разному формируются.
Квазисудебные органы.
К ним относятся Конституционный Советы. Чаще всего они называются «советами».
Конституционный Совет во Франции, есть такие Советы в Казахстане и в Марокко.
Чем они отличаются от конституционных судов:
Квазисудебными органами они называются потому, что в состав этих органов входят лица (члены, советники, часто туда входят бывшие президенты…), не имеющие статуса судей. Но они в ходе осуществления функции, сходные с судопроиводством.
Конституционно-религиозный совет.
В Иране: состоит из 12 человек: 6 богословов и 6 юристов. 6 юристов – парламентом назначаются, а 6 богословов – высшим духовным лицом.
Они проверяют нормативные акты на соответствие Корану, прежде всего, но и Конституции, конечно, но она-то тоже должна соответствовать Корану…
Полномочия органов конституционного контроля:
-
Проверка нормативных актов на соответствие конституции. Это полномочие, которым обладают все органы конституционного контроля.
-
Разрешение споров между органами государственной власти, между органами власти и местного самоуправления, споров между федерацией и субъектами федерации.
-
Проверка конституционности проведения выборов и референдума.
-
Проверка деятельности политических партий (характерна для Конституционного Суда Германии).
-
Лишение прав граждан (характерна для Конституционного Суда Германии, но он никогда не реализовывал такого полномочия).
3. Конституционное судопроизводство.
Конституционное судопроизводство представляет собой процедуру рассмотрения дел в органах конституционного контроля.
Конституционное судопроизводство в Конституционных судах:
Рассматривается по правилам конституционного судебного процесса.
Он заключается в том, что правом на обращение в орган конституционного контроля в Конституционный суд, как правило обладают:
-
Глава государства;
-
Палаты парламента;
-
Правительство;
-
Субъекты федерации;
-
Автономные образования;
-
Органы местного самоуправления;
-
Граждане.
Их обращения рассматривается с участием сторон, возможно привлечение свидетелей, экспертов, стороны представляют свои доказательства.
Решение принимается путём голосования большинством голосов.
Конституционное судопроизводство в Конституционных судах называется конституционный судебный процесс.
Конституционное судопроизводство в общих судах.
В общих судах может обратиться с заявлением о проверки конституционности только сторона, участвующая в деле (уголовном или гражданском), если считает, что к ней применяется закон или иной нормативный акт, не соответствующий конституции.
Происходит это следующим образом:
Общий суд рассматривает какое-то уголовное или гражданское дело. Одна из сторон, если считает, что к ней в этом процессе (в уголовном или гражданском) применяется не конституционный акт, то она подаёт заявление о проверке конституционности этого акта в этом же суде этому же судье, которое рассматривает это же уголовное или гражданское дело. Тогда суд приостанавливает рассмотрение уголовного/гражданского дела и начинает рассмотрение дела в порядке конституционного контроля. Рассматривает это дело суд по общим правилам гражданского процесса, то есть там участвуют стороны, свидетели, эксперты, которые могут устные и письменные доказательства предоставлять, и суд выносит решение о соответствии или несоответствии Конституции проверяемого акта. После этого возобновляет рассмотрение уголовного или гражданского дела, которое было приостановлено и, соответственно, применяет или не применяет акт, который проверил на соответствие Конституции.
Это решение суда имеет значение только для вот этого рассматриваемого дела.
Решение, принятое в порядке конституционного контроля, может быть обжаловано отдельно от решения по уголовному или гражданскому делу.
Высшей судебной инстанцией по делам о конституционном контроле является Верховный суд США.
Конституционное судопроизводство в Конституционном Совете.
На примере Франции.
В Конституционных Советах процесс рассмотрения дел письменный и закрытый, по так называемой системе досье. Происходит рассмотрение дела без участия сторон, без привлечения свидетелей и экспертов (без вызова в заседание, могут рассматриваться только заключения экспертов) на основе (основании) рассмотрения письменных материалов.
Главную роль в рассмотрении дела играет докладчик по делу. Ему председатель Совета поручает подготовить материалы к рассмотрению и подготовить проект решения по делу.
Решение принимается большинством голосов, после того, как заслушивают докладчика и исследуют письменные материалы, рассматривается проект заключения, написанный докладчиком и, как правило, решение Конституционного Совета совпадает с заключением докладчика.
4. Особенности конституционного контроля в США, Франции и Германии.
Соединённые штаты Америки.
Конституция США не предусматривает института конституционного контроля. Как пишут некоторые исследователи, Верховный Суд самостоятельно присвоил себе полномочия по конституционному контролю, а так как прецедентная система, то вот так и получилось…
Особенности конституционного контроля:
-
Только конкретный конституционный контроль, отсутствует абстрактный: проверяются только акты, которые применяются в конкретном деле, и проверяются тем же судом, который и применяет эти акты.
-
Решения конституционного суда в порядке конституционного контроля имеют значение только для конкретного дела и признанная неконституционной норма не утрачивает силу.
-
В законодательстве США нет единого перечня субъектов, которые могут обращаться в порядке конституционного контроля в суд. Такой перечень обычно имеется в абстрактном контроле, а в конкретном только сторона, участвующая в деле.
Порядок рассмотрения дел в общих судах смотреть в 3 (третьем) вопросе. Общий суд рассматривает какое-то уголовное или гражданское дело. Одна из сторон, если считает, что к ней в этом процессе (в уголовном или гражданском) применяется не конституционный акт, то она подаёт заявление о проверке конституционности этого акта в этом же суде этому же судье, которое рассматривает это же уголовное или гражданское дело. Тогда суд приостанавливает рассмотрение уголовного/гражданского дела и начинает рассмотрение дела в порядке конституционного контроля. Рассматривает это дело суд по общим правилам гражданского процесса, то есть там участвуют стороны, свидетели, эксперты, которые могут устные и письменные доказательства предоставлять, и суд выносит решение о соответствии или несоответствии Конституции проверяемого акта. После этого возобновляет рассмотрение уголовного или гражданского дела, которое было приостановлено и, соответственно, применяет или не применяет акт, который проверил на соответствие Конституции. Имеет силу только в конкретном деле.
Особенности конституционного контроля во Франции.
Его осуществляет Конституционный Совет – квазисудебный орган. Его полномочия регулируются разделом 7 Конституции Французской республики и органическим законом «О Конституционном Совете» 1958 года (того же года, что и Конституция).
В него входят 9 членов, + все бывшие президенты, если они не занимаются политикой.
3 назначает президент, и по 3 председатели палат парламента.
Члены Конституционного Совета назначаются на 9 (девять) лет. Каждые 3 (три) года на треть ротация – изменяется на треть состав.
Полномочия Конституционного Совета:
-
Конституционный Совет рассматривает нормативные акты до вступления их в силу, то есть осуществляет предварительный конституционный контроль. Он проверяет органические законы, регламенты палат парламента в обязательном порядке, а обычные законы – по запросам уполномоченных субъектов. Делает он это после того, как законы приняты парламентов и до промульгации их президентом. То есть Конституционный Совет проверяет законы до вступления их в силу.
-
Конституционный Совет Франции проверяет жалобы, связанные с выборами в парламент, проверяет конституционность проведения выборов и референдума, определение их результатов.
Во Франции Государственный Совет также осуществляет конституционный контроль.
Государственный Совет проверяет на соответствие Конституции акты органов исполнительной власти, он является одновременно высшей судебной инстанцией по системе административных судов.
Конституция Франции не предоставляет права гражданам обращаться в Конституционный Совет.
С 1990 года граждане вправе в Конституционный Совет после того, как они обратились в административные суды и обжаловали это решение вплоть до Государственного Совета (который является высшей инстанцией по административным судам) и после этого, будучи недовольными этим решением административных судов, они могут обратиться в Конституционный Совет, если их права и свободы нарушаются каким-либо актом, законом…
Это случай последующего контроля, то есть проверяются уже действующие законы.
Это конкретный контроль.
Конституционный контроль в Германии.
Конституционный контроль в Германии осуществляет Федеральный Конституционный Суд.
Его полномочия отражены в статьях 92 и 94 Основного закона ФРГ и в федеральном законе «О Конституционном суде» 1951 года.
Федеральный Конституционный суд состоит из 16 судей, которые делятся на две палаты, которые ещё называются «сенаты».
8 судей избираются бундестагом, 8 судей – бундесратом избираются.
Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов (квалифицированное большинство). При этом трое (3) судей должны быть избраны из состава судей высших судов (в Германии нет единого высшего суда), а ещё пять человек должны быть не моложе 40 лет и иметь юридическое образование.
Они избираются палатами, а потом это избрание оформляется декретом президента.
Полномочия федерального Конституционного Суда в Германии очень близки к нашему суду.
Полномочия Федерального Конституционного Суда в Германии:
-
Толкование Конституции.
-
Проверка нормативных актов на соответствие Конституции.
-
Разрешение споров между федерацией и землями, а также земель друг с другом.
-
Рассмотрение жалоб граждан на нарушение их конституционных прав.
-
Рассмотрение жалоб органов местного самоуправления на нарушение их прав.
-
Лишение граждан конституционных прав и свобод (такого ни разу не было).
-
Запрет деятельности политических партий, признавая неконституционность их деятельности. Конституционный суд запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.
С 1 по 4 пункты есть и у нашего Конституционного Суда.
Конституционные суды в землях.
В землях существуют свои конституции и действуют свои конституционные суды. Они проверяют нормативно-правовые акты земель (законы, акты исполнительной власти земель…) на соответствие и федеральному законодательстве, и законодательству земли.
Они (суды) действуют на временной основе, то есть не на постоянной – они собираются для рассмотрения конкретного дела, если появляется запрос, жалоба…
Обычно судьями являются судьи высших судов земли или учёные-юристы.
Основы правового статуса личности.
-
Гражданство в зарубежных странах.
-
Физические лица и основы их правового статуса.
-
Остальные Инна Алексеевна.
Физические лица и основы их правового статуса
Для определения статуса личности важнейшее значение имеет понятие гражданства.
Гражданство – это взаимосвязь лица и государства, порождающая с обеих сторон определённые права и обязанности.
Граждане данного государства пользуются наиболее широкими правами. Например, политическими, избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе.
Они же несут и наибольшие обязанности, включая воинскую службу.
Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя во всех странах Европейского Союза они участвуют в выборах в органы местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки – и в выборах парламента.
Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев.
Лица с множественным – в частности, двойным – гражданством.
Обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются.
В 1995 году в Польше, в 1997 в Литве, в 1999 в Латвии лица с двойным гражданством баллотировались на выборы в президенты республики.
В других странах двойное гражданство может приобретаться только на основе международных договоров и оформляется особым образом.
Подданство.
Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает качество принадлежности, личную связь человека с монархом, например «подданные Его Величества».
В разных странах различия гражданства и подданства имеет лишь словесный характер.