Файл: ИсторияРоссДипслужбы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 461

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Наркоминделе был создан специальный отдел личного со­става. С этого момента начала складываться номенклатурная сис­тема отбора, расстановки и воспитания дипломатических кадров. Важным критерием оценки кадров и их отбора в аппарат являлась принадлежность к коммунистической партии. Этому принципу придавалась особая значимость. Не случайно В.И.Ленин, задаваясь вопросом, чем объясняется то, что в Наркоминделе лучший состав служащих, отвечал: «Тем, что там, во-первых, не могли остаться в сколько-нибудь заметной доле дипломаты старой марки, во-вто­рых, тем, что мы подбирали товарищей исключительно по соот­ветствию новым задачам, в-третьих, тем, что в Наркоминделе нет того обилия служащих повторяющих старые качества чиновни­ков.., в-четвертых, тем, что Наркоминдел работает под непосредст­венным руководством нашего ЦК».

Принципы классовости и партийного руководства сохраня­лись и в дальнейшем, в том числе и после создания Советского Союза, вплоть до его распада. Сложился порядок, при котором ни одно назначение на руководящий пост в центральном аппарате Наркоминдела или в загранпредставительствах не могло состоять­ся без одобрения Секретариатом ЦК, а в особых случаях — и пос­ледующего утверждения на Политбюро. Под контролем высших партийных органов находилась практически вся дипломатическая служба. Мало того, ни одна дипломатическая акция, разработан­ная в НКИД—МИД СССР не могла быть осуществлена без согла­сия высших партийных инстанций.

В марте 1918 г. Наркоминдел вместе с другими правительствен­ными учреждениями переехал в Москву. Переезд в Москву проис­ходил в весьма сложных военно-политических условиях граждан­ской войны и открытой вооруженной интервенции. Но победы на фронтах в сочетании с эффективными дипломатическими усилия­ми обеспечили то, что международное положение Советской Рос­сии менялось в лучшую сторону. К этому периоду Наркоминдел заметно укрепил свой правовой и социально-политический статус, имел достаточно стройную структуру, четко очерченные функции. Помимо наркома и его заместителей Наркоминдел включал Сек­ретариат и ряд отделов: отдел Запада, занимавшийся вопросами, касающимися стран Западной, Южной и Северной Европы, а также лимитрофов7; отдел Средней Европы; отдел нейтральных стран; отдел Востока, а также самостоятельные отделы по Румы­нии и Украине. В число функциональных отделов входили: эконо­мико-правовой, виз, дипкурьеров, а также информационное бюро. В качестве временных структурных единиц действовали отделы по особым проблемам и по делам военнопленных. В административ­но-хозяйственную часть входили отделы личного состава, финан­совый, денежных ссуд и переводов, а также хозяйственный.

РСФСР в первые годы своего существования установила дип­ломатические отношения с десятью государствами: с Афганиста­ном в 1919 г. (подтверждены договором 28.02.1921), с Турцией, Ираном, Эстонией, Латвией, Литвой и Финляндией — в 1920 г., с Польшей и Монголией — в 1921 г., с Германией — в 1922 г.; под­писала ряд торговых соглашений. К 1922 г. таких соглашений было уже 28. Создание по таким соглашениям торговых представи­тельств нередко рассматривалось как признание страны де-факто.


Установление дипломатических отношений сопровождалось обменом дипломатическими представительствами. Но поскольку в России к тому времени были упразднены все сословия, граждан­ские чины, звания и титулы, глава советского дипломатического представительства не имел общеупотребительного звания Посла, Посланника или Поверенного в делах. Он именовался просто Полномочным представителем (Полпредом) советского государст­ва. Это нередко ставило в тупик протокольную службу страны на­значения, особенно при проведении официальных торжественных церемоний. Нередко возникал вопрос о месте полпреда в дипло­матическом корпусе. Недоброжелатели пытались ставить его ниже даже поверенного в делах. Чтобы исключить подобные случаи, в верительных грамотах полпредов проставлялся класс, которому он должен соответствовать8.

К функциям союзного Наркоминдела по положению о нем от 12 ноября 1923 г. были отнесены:

а) защита внешних политических и экономических интересов Союза ССР, а также находящихся за границей его граждан;

б) выполнение постановлений о заключении договоров и со­глашений с иностранными государствами;

в) руководство проведением в жизнь заключенных с иностран­ными государствами договоров и соглашений и содействие соот­ветствующим учреждениям Союза ССР и союзных республик в осуществлении ими прав, установленных этими договорами;

г) наблюдение за выполнением соответствующими органами власти договоров, соглашений и актов, заключенных с иностран­ными государствами.

Создание Советского Союза явилось событием, которое имело чрезвычайно важное значение для всех входящих в него респуб­лик. Советский Союз представлял собой мощную державу, с кото­рой приходилось считаться. Следствием этого явилось расширение дипломатических отношений по всем направлениям. Число стран, установивших отношения с Советским Союзом перед началом Ве­ликой Отечественной войны достигло 26, а по окончании — 52. Советский Союз стал активно обмениваться и военными атташе.

Параллельно с расширением числа государств, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, расширялись и торговые связи. Это привело к расширению сети торговых пред­ставительств СССР (торгпредств). Первые советские торгпредства начали создаваться еще в 20-х годах (в европейских странах и Китае). В США было образовано акционерное общество «Амторг», ставшее главным торговым агентом советских внешнеторговых объединений. По мере развития торговых связей встала необходи­мость закрепления статуса торгпредств в законодательном поряд­ке, что и было сделано в сентябре 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о торговых представи­тельствах и торговых агентствах СССР за границей».

Упрочение позиций Советского государства на международной арене потребовало корректировок в структуре Наркоминдела. В первую очередь это затронуло территориальные подразделения ап­парата. Было создано три западных отдела Наркоминдела: 1-й За­падный отдел, который курировал отношения со странами При­балтики, Скандинавией и Польшей; 2-й Западный — отношения с США, странами Средней Европы и балканскими государствами; 3-й Западный — отношения с Англией, Францией, Бельгией, Ита­лией, Испанией, южноамериканскими испаноговорящими страна­ми. Было создано два восточных отдела: 1-й занимался отноше­ниями со странами Ближнего и Среднего Востока, Турцией, Ира­ном, Афганистаном, Йеменом, Недждом; 2-й — охватывал отно­шения с Китаем, Японией, другими дальневосточными странами.


В самостоятельные функциональные подразделения вошли: отдел печати, правовой отдел, консульский и протокольный отдел, экономическая часть, ведавшая экономическими отношениями, отдел кадров, финансовый отдел, административно-хозяйственный (АХО), отдел по учету государственных имуществ, учебный отдел и Литиздат.

Принципиальная схема сложившейся структуры существовала достаточно долго, хотя в нее постоянно вносились определенные изменения. Так, развитие отношений со скандинавскими страна­ми потребовало создания особого территориального отдела — скандинавского. В самостоятельный отдел были выделены прибал­тийские страны. Установление в середине ноября 1933 г. диплома­тических отношений с США привело к созданию отдела стран Се­верной Америки9.

Центр внешнеполитической активности в 30-е годы в основ­ном сосредоточивается на Европе. Утверждение фашистских режи­мов Германии, Испании, Италии, Португалии, принципиально меняло расстановку политических сил на европейском континен­те. Обеспокоенные складывающейся ситуацией правительства ряда европейских стран начали менять свое отношение к Советскому Союзу. Это нашло свое выражение и в позиции Лиги Наций, ко­торая в 1934 г. по инициативе Франции пригласила СССР всту­пить в эту международную организацию с предоставлением места постоянного члена Совета Лиги. Предложение было принято.

Вступление СССР в Лигу Наций не привело к каким-либо су­щественным изменениям в принципиальной схеме структуры и функций Наркоминдела. Однако участие в первой универсальной международной организации вносило новые элементы в дипломати­ческую практику и повседневную деятельности министерства, стави­ло задачу овладения новыми формами и методами дипломатии.

Многое изменилось с приходом в мае 1939 г. к руководству Наркоминдела В.М.Молотова. Основное внимание было сосредо­точено на повышении эффективности работы каждого подразделе­ния Наркомата, усилении ответственности всех его звеньев и должностных лиц. Существенно изменился статус глав советских дипломатических представительств за границей, он был приведен в соответствие с общепринятыми международными нормами. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. вмес­то прежнего наименования «Полномочный представитель» были введены общепринятые классы Чрезвычайных и Полномочных Послов и Посланников, а также Поверенных в делах10.

Другим важным актом явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г., которым были установлены личные ранги для дипломатических работников Наркоминдела, по­сольств и миссий за границей: Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (I-го и II-го Классов), советника (I-го и II-го классов), первого и второго сек­ретаря (также двух классов для каждого), третьего секретаря и ат­таше. Высшие ранги (Послов и Посланников) присваивались Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР. Остальные — приказом ПО Наркомату. Одновременно с установлением личных рангов вво­дилась и соответствующая форма одежды: зимняя, летняя и парад­ная11.


Введение дипломатических рангов и формы одежды способст­вовало упорядочению прохождения дипломатической службы, по­вышению ее авторитета и политического статуса.

1 февраля 1944 г. был принят закон о предоставлении союз­ным республикам права вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, что диктовало необходимость созда­ния в этих республиках собственных ведомств иностранных дел. При этом за высшими органами власти Союза ССР сохранялись установление общего порядка во взаимоотношениях союзных рес­публик с иностранными государствами и представительство в меж­дународных отношениях в целом. В соответствии с принятым за­коном Наркоминдел превращался в союзно-республиканское ве­домство.

Принятие закона не вызвало особых изменений в общей сис­теме и порядке работы Наркоминдела, если не считать предостав­ления руководителям республиканских наркоматов возможности участия в работе коллегии союзного Наркоминдела. Что же каса­ется создания аппаратов республиканских наркоматов, то в первое время дело ограничилось назначением их руководителей по со­вместительству, из числа лиц, уже занимавших в республиках вы­сокие государственные посты. Аппарат Наркоминдела РСФСР, на­пример, в 1946—1948 гг. состоял из помощника наркома и секре­таря-делопроизводителя. Возглавлял Наркомат в качестве замести­теля наркома по совместительству А.А.Смирнов — Чрезвычайный и Полномочный Посол, член коллегии, заведующий 3-м европей­ским отделом НКИДа. Наркоминдел РСФСР долгое время зани­мал всего одну комнату в здании союзного Наркомата.

Окончание Великой Отечественной войны и завершение Вто­рой мировой войны, а позже крушение колониальной системы, привели к новой расстановке сил на мировой арене, что, в свою очередь, поставило перед Советским Союзом ряд важных задач. Их решение в значительной мере ложилось на Народный комис­сариат иностранных дел Союза ССР, который с марта 1946 г., подобно другим наркоматам, сменил свое название и стал имено­ваться Министерством иностранных дел.

Развитие международной обстановки в послевоенный период на протяжении ряда десятилетий характеризовалось крайней про­тиворечивостью. Неурегулированность послевоенных проблем, противоборство двух мировых социально-экономических систем, противостояние НАТО и Организации Варшавского Договора при­водили, с одной стороны, к опасному нарастанию международной напряженности, а с другой — к возникновению глобальных про­блем, затрагивающих судьбы человечества, требующих объедине­ния усилий всех государств для их решения. В число первоочеред­ных вышли задачи устранения ядерной угрозы, сохранения среды обитания (экология), рационального использования сырьевых и энергетических ресурсов планеты, борьбы с голодом, бедностью, ни­щетой. Насущной стала проблема освоения мирового океана и кос­мического пространства. Все эти задачи можно было решить только сообща в условиях мирного сосуществования и сотрудничества госу­дарств независимо от их социальной системы. Не случайно принцип мирного сосуществования стал базовым принципом внешней поли­тики Советского Союза, его дипломатических усилий.


Другим важнейшим принципом этой политики, который при­обрел особое значение в период существования сообщества социа­листических государств, являлся принцип пролетарского (социа­листического) интернационализма. Свое правовое выражение он получил, в частности, в заключавшихся Советским Союзом и дру­гими социалистическими странами двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, а также в коллективном Варшавском договоре.

После войны было подписано также немало договоров и со­глашений, способствующих упрочению международного мира, ук­реплению сотрудничества между государствами, решению острых социально-экономических проблем современности. В Министер­стве иностранных дел СССР разрабатывались инициативные пред­ложения по сотрудничеству и обеспечению безопасности европей­ских стран, ставившие целью разрядку напряженности на европей­ском континенте. Многие из этих предложений были поддержаны мировым сообществом. Общие дипломатические усилия в конеч­ном итоге получили свое завершение в хельсинском Заключитель­ном Акте Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе, под которым поставили свои подписи руководители 33 европей­ских государств, а также США и Канады. Число же стран, устано­вивших отношения с СССР неуклонно приближалось к двухсотой отметке. К началу 2000 г. общее число таких стран достигло 180. Из них было аккредитовано 153 представительства и открыты по­сольства 138 стран.

Разумеется, все это требовало не только поиска новых методов решения возникающих проблем, но и переосмысления организа­ционных форм деятельности министерства и его аппарата, внесе­ния изменений в его структуру. Одним из них явилось увеличение территориальных отделов министерства. Так, число территориаль­ных отделов возросло до 12 (до войны их было всего пять). Среди них пять европейских, самостоятельный отдел скандинавских стран, отдел стран Америки, отделы стран Ближнего Востока, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Вос­тока. Пополнилось и число функциональных отделов — возник отдел международных экономических организаций, в связи с раз­витием научных и культурных связей был создан специальный отдел по взаимодействию с ЮНЕСКО. Позже появилось Управле­ние планирования внешнеполитических мероприятий (УПВМ). Расширилось Архивное управление, впоследствии переименован­ное в историко-дипломатическое. Особый статус получил Прото­кольный отдел, который обслуживал не только МИД, но и все высшие органы государственной власти страны. Позже он получил название Управления государственного протокола.

Особое место в структуре МИД занимали Управление кадров, Управление делами, Валютно-финансовое управление, Управление по обслуживанию дипкорпуса, Управление учебными заведения­ми. В особый отдел была выделена дипкурьерская связь.