Файл: ИсторияРоссДипслужбы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 454

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложившаяся в послевоенный период структура МИД СССР И система прохождения дипломатической службы с теми или иными изменениями просуществовала достаточно долго и претер­пела серьезные изменения только в период «перестройки».

Одним из принципов реорганизации структуры МИД СССР явилась максимальная конкретность направлений, которыми должны были заниматься подразделения министерства. Это приве­ло в одних случаях к дроблению крупных отделов, а в других — к их объединению по характеру деятельности. Так, например, отно­шения с социалистическими странами были объединены в Управ­ление социалистических стран Европы и Управление социалисти­ческих стран Азии. Число же европейских отделов по отношениям с капиталистическими странами сократилось с пяти до трех. Были проведены и другие аналогичные преобразования.

Структура аппарата МИД в 1991 г. предусматривала следую­щий перечень должностей:

министр12;

первые заместители министра;

заместители министра;

помощник министра;

начальники управлений;

заведующие отделами;

и подразделений13:

общий секретариат министерства;

группа послов по особым поручениям;

группа советников при МИД СССР;

управление социалистических стран Европы;

1-й европейский отдел (Италия, Франция, Испания, Порту­галия, Сан-Марино, Монако, Андорра, Бенилюкс);

2-й европейский отдел (Англия, Ирландия, скандинавские страны);

3-й европейский отдел (ФРГ, Австрия, Швейцария);

отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

отдел Соединенных Штатов Америки и Канады;

управление стран Латинской Америки;

управление стран ближнего востока и Северной Африки;

отдел стран Среднего Востока;

управление социалистических стран Азии

управление стран Южной Азии;

управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии;

управление стран Африки;

главное управление кадров и учебных заведений;

управление по проблемам ограничения вооружений и разо­ружения;

управление оценок и планирования;

научно-координационный центр;

управление по работе с советскими посольствами;

управление международных организаций;

управление международных экономических отношений;

управление по международному гуманитарному сотрудниче­ству и правам человека;

управление по культурным связям;

комиссия по делам ЮНЕСКО;

секретариат комиссии по делам ЮНЕСКО;

управление информации;

консульское управление;

историко-дипломатическое управление;

договорно-правовой отдел;

управление по вопросам международного научно-техничес­кого сотрудничества;

отдел по вопросам движения неприсоединения;

протокольный отдел (впоследствии управление государст­венного протокола);

отдел по союзным республикам;

юридический отдел;


отдел переводов;

управление делами.

Для оказания содействия и помощи иностранным представи­тельствам в решении хозяйственно-технических вопросов продол­жало действовать Управление по обслуживанию дипкорпуса, позже ставшее Главным производственно-коммерческим управле­нием. В МИДе функционировали также приемная и группа писем, на которые была возложена функция приема посетителей и рабо­ты с личными письмами граждан.

Эта структура МИД СССР, как и само министерство, просуще­ствовали недолго. События августа 1991 г. привели к пересмотру деятельности государственных органов власти, в том числе, к оче­редной перестройке МИД СССР. Перестройка пошла по линии существенного сокращения дипломатического персонала как в центре, так и в загранпредставительствах (ориентировочно на одну треть). При этом имелось в виду, что сокращаемый персонал в за­гранпредставительствах может быть заменен работниками упразд­няемых торгпредств, а также представителями союзных республик. Вместо прежнего Министерства иностранных дел создавалось Ми­нистерство внешних сношений, которому придавались также функции министерства внешнеэкономических связей. Возникла необходимость в перестройке и аппарата внешнеполитического ве­домства. Его функции и задачи, принципы и структура, формы и методы работы были существенно изменены.

Из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов. История российской, в том числе советской, дипломатической службы — прочная основа формирования современной диплома­тической службы. Уроки прошлого многому учат, позволяют многое предвидеть и учесть. Пришедшему к власти в России после Октября 1917 г. советскому правительству в сложнейших внешних и внутренних условиях становления молодого советского государ­ства, при отсутствии достаточно опытных и квалифицированных кадров, удалось в исторически короткие сроки создать достаточно дееспособное внешнеполитическое ведомство — МИД СССР, от­вечающее требованиям утвердившегося в стране нового общест­венно-политического строя.

Советскую страну на международной арене достойно представ­ляли М.М.Литвинов и Л.Б.Красин, А.М.Колонтай и И.М.Май­ский, В.М.Молотов и А.А.Громыко, Я.А.Малик, В.А.Зорин и мно­гие другие известные дипломаты и дипломатические служащие. Особенностью деятельности внешнеполитического ведомства было то, что она велась в двух ипостасях: формально как важнейшего традиционного государственного органа, официально представляв­шего страну в международных делах, и как особого аппарата пра­вящей партии, обеспечивающего разработку и осуществление оп­ределяемого ею внешнеполитического курса советского государст­ва. Последнее определяло подбор кадрового состава дипломати­ческой службы, в основу формирования которого были заложены принципы обязательной принадлежности всех ответственных ра­ботников внешнеполитического ведомства к КПСС, преданности идеологии марксизма-ленинизма, высокой личной ответственнос­ти за порученное дело.


Достаточно прочный фундамент, заложенный в основу созда­ния и деятельности нового внешнеполитического органа СССР, последующие меры по совершенствованию структуры его аппара­та, методов работы и специальной подготовки дипломатического состава позволили с течением времени превратить это ведомство в хорошо организованное министерство, способное обеспечить на­дежную защиту внешнеполитические позиции советского государ­ства, его активное участие в решении всех сложных международ­ных проблем.







1 Интересно отметить, что название «дьяк» пришло из церковного лекси­кона, так же, как и в Италии первые светские дипломатические агенты заимст­вовали свои названия — «нунции, легаты» из реестра дипломатической службы Ватикана. Это было связано и с тем, что в те времена именно церковники были наиболее грамотными, знающими иностранные языки людьми.

2 В МИД не любили пожилых «аутсайдеров», т. е. чиновников других ве­домств, стремившихся попасть на высшие дипломатические должности. В связи с этим был установлен возрастной ценз.

3 Должности переводчиков главных европейских языков в МИД не было.

4 МИД был одним из самых малочисленных ведомств: в центральном ап­парате вместе с нештатными служащими работало не более 200 сотрудников, за границей находилось около 700 человек.

5 Троцкий был снят с поста наркома 8 апреля 1918 г. за срыв переговоров о мире с Германией. Как можно судить по воспоминаниям лиц, его знавших, он не особо тяготел к дипломатии и понимал свои обязанности весьма узко, как необходимость выполнять мало импонирующее ему поручение руководства страны.

6 Во время формирования Наркоминдела Г.В.Чичерин, находился в анг­лийской тюрьме за свою революционную деятельность. В январе 1918 г. совет­ское правительство добилось его возвращения на родину и по предложению В.И.Ленина он был назначен «товарищем» (заместителем) наркома иностран­ных дел. 9 апреля 1918 г. он был назначен и.о. наркома, а 30 мая 1918 г. народ­ным комиссаром иностранных дел.

7 Термин, обозначавший группу приграничных с Россией стран: Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши.

8 Это создавало определенные неудобства. И хотя такой порядок соблюдал­ся долгое время, в конце концов было решено вернуться к общепринятым на­именованиям дипломатических представителей, что было оформлено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. и 11 февраля 1981 г.

9 Канада в эти годы не поддерживала дипломатических отношений с СССР, хотя в 1924 г. и признала его де-юре. Официальные дипломатические отношения между обеими странами сначала на уровне миссий, затем с преоб­разованием в посольства были установлены только в июне 1942 г. Тем не менее вопросы, связанные с политикой этой страны, входили в компетенцию терри­ториального отдела.


10 В первоначальной редакции Указа вместо слова «классы» стояло слово «ранги», что привело к неправильному толкованию Указа даже в энциклопеди­ческой литературе. Спустя 40 лет в первоначальный текст было внесено изме­нение: слово «ранги» было заменено на слово «классы».

11 В 1953 г. эта форма была отменена с сохранением только несколько из­мененной парадной формы Послов и Посланников.


12 При министре продолжал действовать совещательный орган — Коллегия МИД CCCР.

13 Это не обязательно перечислять.