ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 454
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Из: Дипломатическая служба / под ред. А.В.Торкунова. – М.2003.
КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. Зарождение российской дипломатии
2. Дипломатическая реформа Петра I:
переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи
1. Зарождение российской дипломатии
2. Дипломатическая реформа Петра I:
переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
Сложившаяся в послевоенный период структура МИД СССР И система прохождения дипломатической службы с теми или иными изменениями просуществовала достаточно долго и претерпела серьезные изменения только в период «перестройки».
Одним из принципов реорганизации структуры МИД СССР явилась максимальная конкретность направлений, которыми должны были заниматься подразделения министерства. Это привело в одних случаях к дроблению крупных отделов, а в других — к их объединению по характеру деятельности. Так, например, отношения с социалистическими странами были объединены в Управление социалистических стран Европы и Управление социалистических стран Азии. Число же европейских отделов по отношениям с капиталистическими странами сократилось с пяти до трех. Были проведены и другие аналогичные преобразования.
Структура аппарата МИД в 1991 г. предусматривала следующий перечень должностей:
— министр12;
— первые заместители министра;
— заместители министра;
— помощник министра;
— начальники управлений;
— заведующие отделами;
и подразделений13:
— общий секретариат министерства;
— группа послов по особым поручениям;
— группа советников при МИД СССР;
— управление социалистических стран Европы;
— 1-й европейский отдел (Италия, Франция, Испания, Португалия, Сан-Марино, Монако, Андорра, Бенилюкс);
— 2-й европейский отдел (Англия, Ирландия, скандинавские страны);
— 3-й европейский отдел (ФРГ, Австрия, Швейцария);
— отдел по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;
— отдел Соединенных Штатов Америки и Канады;
— управление стран Латинской Америки;
— управление стран ближнего востока и Северной Африки;
— отдел стран Среднего Востока;
— управление социалистических стран Азии
— управление стран Южной Азии;
— управление стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии;
— управление стран Африки;
— главное управление кадров и учебных заведений;
— управление по проблемам ограничения вооружений и разоружения;
— управление оценок и планирования;
— научно-координационный центр;
— управление по работе с советскими посольствами;
— управление международных организаций;
— управление международных экономических отношений;
— управление по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека;
— управление по культурным связям;
— комиссия по делам ЮНЕСКО;
— секретариат комиссии по делам ЮНЕСКО;
— управление информации;
— консульское управление;
— историко-дипломатическое управление;
— договорно-правовой отдел;
— управление по вопросам международного научно-технического сотрудничества;
— отдел по вопросам движения неприсоединения;
— протокольный отдел (впоследствии управление государственного протокола);
— отдел по союзным республикам;
— юридический отдел;
— отдел переводов;
— управление делами.
Для оказания содействия и помощи иностранным представительствам в решении хозяйственно-технических вопросов продолжало действовать Управление по обслуживанию дипкорпуса, позже ставшее Главным производственно-коммерческим управлением. В МИДе функционировали также приемная и группа писем, на которые была возложена функция приема посетителей и работы с личными письмами граждан.
Эта структура МИД СССР, как и само министерство, просуществовали недолго. События августа 1991 г. привели к пересмотру деятельности государственных органов власти, в том числе, к очередной перестройке МИД СССР. Перестройка пошла по линии существенного сокращения дипломатического персонала как в центре, так и в загранпредставительствах (ориентировочно на одну треть). При этом имелось в виду, что сокращаемый персонал в загранпредставительствах может быть заменен работниками упраздняемых торгпредств, а также представителями союзных республик. Вместо прежнего Министерства иностранных дел создавалось Министерство внешних сношений, которому придавались также функции министерства внешнеэкономических связей. Возникла необходимость в перестройке и аппарата внешнеполитического ведомства. Его функции и задачи, принципы и структура, формы и методы работы были существенно изменены.
Из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов. История российской, в том числе советской, дипломатической службы — прочная основа формирования современной дипломатической службы. Уроки прошлого многому учат, позволяют многое предвидеть и учесть. Пришедшему к власти в России после Октября 1917 г. советскому правительству в сложнейших внешних и внутренних условиях становления молодого советского государства, при отсутствии достаточно опытных и квалифицированных кадров, удалось в исторически короткие сроки создать достаточно дееспособное внешнеполитическое ведомство — МИД СССР, отвечающее требованиям утвердившегося в стране нового общественно-политического строя.
Советскую страну на международной арене достойно представляли М.М.Литвинов и Л.Б.Красин, А.М.Колонтай и И.М.Майский, В.М.Молотов и А.А.Громыко, Я.А.Малик, В.А.Зорин и многие другие известные дипломаты и дипломатические служащие. Особенностью деятельности внешнеполитического ведомства было то, что она велась в двух ипостасях: формально как важнейшего традиционного государственного органа, официально представлявшего страну в международных делах, и как особого аппарата правящей партии, обеспечивающего разработку и осуществление определяемого ею внешнеполитического курса советского государства. Последнее определяло подбор кадрового состава дипломатической службы, в основу формирования которого были заложены принципы обязательной принадлежности всех ответственных работников внешнеполитического ведомства к КПСС, преданности идеологии марксизма-ленинизма, высокой личной ответственности за порученное дело.
Достаточно прочный фундамент, заложенный в основу создания и деятельности нового внешнеполитического органа СССР, последующие меры по совершенствованию структуры его аппарата, методов работы и специальной подготовки дипломатического состава позволили с течением времени превратить это ведомство в хорошо организованное министерство, способное обеспечить надежную защиту внешнеполитические позиции советского государства, его активное участие в решении всех сложных международных проблем.
1 Интересно отметить, что название «дьяк» пришло из церковного лексикона, так же, как и в Италии первые светские дипломатические агенты заимствовали свои названия — «нунции, легаты» из реестра дипломатической службы Ватикана. Это было связано и с тем, что в те времена именно церковники были наиболее грамотными, знающими иностранные языки людьми.
2 В МИД не любили пожилых «аутсайдеров», т. е. чиновников других ведомств, стремившихся попасть на высшие дипломатические должности. В связи с этим был установлен возрастной ценз.
3 Должности переводчиков главных европейских языков в МИД не было.
4 МИД был одним из самых малочисленных ведомств: в центральном аппарате вместе с нештатными служащими работало не более 200 сотрудников, за границей находилось около 700 человек.
5 Троцкий был снят с поста наркома 8 апреля 1918 г. за срыв переговоров о мире с Германией. Как можно судить по воспоминаниям лиц, его знавших, он не особо тяготел к дипломатии и понимал свои обязанности весьма узко, как необходимость выполнять мало импонирующее ему поручение руководства страны.
6 Во время формирования Наркоминдела Г.В.Чичерин, находился в английской тюрьме за свою революционную деятельность. В январе 1918 г. советское правительство добилось его возвращения на родину и по предложению В.И.Ленина он был назначен «товарищем» (заместителем) наркома иностранных дел. 9 апреля 1918 г. он был назначен и.о. наркома, а 30 мая 1918 г. народным комиссаром иностранных дел.
7 Термин, обозначавший группу приграничных с Россией стран: Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши.
8 Это создавало определенные неудобства. И хотя такой порядок соблюдался долгое время, в конце концов было решено вернуться к общепринятым наименованиям дипломатических представителей, что было оформлено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. и 11 февраля 1981 г.
9 Канада в эти годы не поддерживала дипломатических отношений с СССР, хотя в 1924 г. и признала его де-юре. Официальные дипломатические отношения между обеими странами сначала на уровне миссий, затем с преобразованием в посольства были установлены только в июне 1942 г. Тем не менее вопросы, связанные с политикой этой страны, входили в компетенцию территориального отдела.
10 В первоначальной редакции Указа вместо слова «классы» стояло слово «ранги», что привело к неправильному толкованию Указа даже в энциклопедической литературе. Спустя 40 лет в первоначальный текст было внесено изменение: слово «ранги» было заменено на слово «классы».
11 В 1953 г. эта форма была отменена с сохранением только несколько измененной парадной формы Послов и Посланников.
12 При министре продолжал действовать совещательный орган — Коллегия МИД CCCР.
13 Это не обязательно перечислять.