Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  Самоорганизация и саморазвитие учащихся.

  Принцип сотрудничества учащихся и преподавателя.

  Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному.

  Опережающее изучение теоретического материала.

  Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).

  Подача информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

  Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений.

  Принцип осознанной перспективы (мотивация).

 

Особенности содержания и структуры.
Блочные структуры.

  Блок учебного материала – это часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку.

  Блочное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие студентам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания и умения при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:

 - информационный блок;

 - тестово-информационный блок (проверка усвоения информации);

 - коррекционно-информационный блок;

 - блок применения – решение задач, выполнение знаний на основе полученных знаний;

 - блок проверки и коррекции.

 

Модульные структуры.

  Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

  Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

  Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части и состоит из следующих компонентов:

 - точно сформулированная цель (целевая программа).

 - банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, тестов;

 - методическое руководство по изучению материала (достижению целей);

 - практические занятия по формированию необходимых умений;

 - комплекс оборудования, материалов;

 - диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

  Одним из главных элементов блочного и модульного обучения является система контроля и оценивания достижений учащихся. Это могут быть


 а) традиционные формы оценки;

 б) зачетная система;

 в) рейтинговая система;

  Контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельностным. Итоги контроля по модулю характеризуют в разной мере и успешность учебной деятельности учащегося, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем.

  Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем:

  - осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль;

 - текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

 - развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

 - контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

 - развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

 - развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самоконтроля и самооценки.

  Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержится перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. Учитываются также поощрительные и штрафные (за нарушение сроков) баллы. В памятке сообщается об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого учащийся получает зачет или обеспечивает себе “ 3” , “ 4” , “ 5” за экзамен по дисциплине. 

 

Вопросы для самопроверки



  1. Что такое модульное обучение?

  2. Что является основной названного обучения в современной школе?

  3. Рассмотрите целевые ориентации блочно-модульной технологии.

  4. Назовите и охарактеризуйте концептуальные положения технологии.

  5. Охарактеризуйте особенности содержания модульного материала (общие, групповые, индивидуальные).

  6. От чего зависят структуры модулей?

  7. Перечислите формы контроля и расскажите о каждом из них.




Тема 5. Применение компьютерных технологий

Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Происходящее в настоящее время изменение образовательной парадигмы, направленное на обеспечение развития и саморазвития личности учащегося влечет не только появление новых предметов изучения, но и изменение подходов к изучению традиционных дисциплин. Целью обучения в таком случае становится как передача и усвоение знаний, так и выработка умений и навыков исследования информации, обмена ею и использования для получения новых знаний и создания образа окружающего мира.

 Основным техническим средством передачи и переработки информации в настоящее время является компьютер, выступающий в качестве инструмента построения знания. Практически во всех странах компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывают современные исследования, из всех  технических средств обучения он наилучшим образом соответствует структуре учебного процесса. Считается, что он наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и позволяет управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого.  Компьютер является  средством, распространение которого связано с перестройкой основных видов человеческой активности,  изменением системы социальных условий, требований к умственным и психическим особенностям человека. Применение компьютера в обучении, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности. Как отмечается в работах Л. Е. Белкина, воздействие компьютера на человека универсально и не зависит от успеха компьютеризации. Важным для современного периода  компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний.

Особый практический интерес представляет роль компьютерных технологий в обучении геометрии в связи с тем, что их использование способно не только повысить эффективность обучения за счет наглядного представления информации, оказывающего положительное влияние на формирование и развитие гибкого геометрического мышления (В. В. Гузеев, И. Ф. Шарыгин, С. Н. Поздняков, А. М. Савин и другие), но и создает представление о профессиональной деятельности, связанной с проектированием, конструированием и другой обработкой визуальной информации. Практическая значимость данной работы состоит в возможности повышения эффективности уроков геометрии посредством использования программы «Живая геометрия», а также заключается в том, что применение компьютерных технологий в преподавании является важным аспектом современного образования, использование компьютерных технологий повышает  интерес учащихся в изучении математики, это способствует развитию


логического и пространственного мышления.

Персональный компьютер – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Задачи применения компьютера в обучении:

1.     обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2.     обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3.     поиск информации из самых широких источников;

4.     повышение наглядности учебного процесса;

5.     моделирование изучаемых процессов или явлений;

6.     организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы – тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Одни из них предназначены для закрепления знания и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.

Большими возможностями обладают программы, которые реализую проблемное обучение.

Учителю в использовании компьютера отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает ученикам в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Подбор компьютерных заданий зависит, прежде всего, от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Здесь комплекс предоставляет полную свободу творчески работающему учителю и позволяет использовать его с различными учебными программами и методическими пособиями.

Использование в образовании новых информационных технологий следует рассматривать не как самоцель, а как способ решения актуальных педагогических задач. Это требует ориентации электронных учебных материалов на современную образовательную парадигму, в соответствии с которой образовательный процесс должен максимально стимулировать духовное, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся.


   В результате конструирования и применения банков учебно-методической информации должны создаваться условия для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе информационных технологий. В решении этой стратегической задачи существенную роль должны играть учебно-методические материалы нового поколения (учебники, сборники практических заданий, учебно-информационные комплексы и др.), которые входят в структуру БУМИ.

 В рамках модернизации образования, обновления его содержания, методов и форм организации учебного процесса на основе новых информационных технологий должны создаваться педагогические условия, способствующие снижению уровня проявления дидактогенных факторов. Вся деятельность в сфере информатизации образования должна быть ориентирована не только на оптимизацию и интенсификацию учебного труда, но и на внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, на нейтрализацию чисто технократического подхода в процессе информатизации обучения. Проектирование и использование электронных учебных материалов должно удовлетворять определённым санитарным нормам работы с компьютером, регламентирующим время его использования различными возрастными группами учащихся. В связи с этим создаваемые учебные материалы нового поколения должны иметь как традиционную печатную основу, так и программную компоненту, удовлетворяющую определённым нормам школьной гигиены.

 

 Вопросы для самопроверки



  1. Что такое компьютерная технология обучения?

  2. Что является основным средством обучения в данной технологии?

  3. Что такое ПК?

  4. Рассмотрите задачи применения компьютера в обучении с различных позиций.

  5. Каким должен быть современный урок математики?

  6. Составьте презентации к внеклассным занятиям по математике.

  7. Изучите возможности применения компьютерных программ по математике, имеющихся в колледже.

  8. Изучите возможности применения интерактивной доски на уроке математики.



Тема 6. Прикладная и практическая направленность обучения математике
Усиление практической направленности преподавания математи­ки — одна из основных задач, поставленных перед системой образова­ния реформой общеобразовательной и профессиональной школы.