Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 399
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоорганизация и саморазвитие учащихся.
Принцип сотрудничества учащихся и преподавателя.
Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному.
Опережающее изучение теоретического материала.
Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).
Подача информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений.
Принцип осознанной перспективы (мотивация).
Особенности содержания и структуры.
Блочные структуры.
Блок учебного материала – это часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку.
Блочное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие студентам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания и умения при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:
- информационный блок;
- тестово-информационный блок (проверка усвоения информации);
- коррекционно-информационный блок;
- блок применения – решение задач, выполнение знаний на основе полученных знаний;
- блок проверки и коррекции.
Модульные структуры.
Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.
Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части и состоит из следующих компонентов:
- точно сформулированная цель (целевая программа).
- банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, тестов;
- методическое руководство по изучению материала (достижению целей);
- практические занятия по формированию необходимых умений;
- комплекс оборудования, материалов;
- диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Одним из главных элементов блочного и модульного обучения является система контроля и оценивания достижений учащихся. Это могут быть
а) традиционные формы оценки;
б) зачетная система;
в) рейтинговая система;
Контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельностным. Итоги контроля по модулю характеризуют в разной мере и успешность учебной деятельности учащегося, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем.
Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем:
- осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль;
- текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
- развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
- контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);
- развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
- развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самоконтроля и самооценки.
Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержится перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. Учитываются также поощрительные и штрафные (за нарушение сроков) баллы. В памятке сообщается об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого учащийся получает зачет или обеспечивает себе “ 3” , “ 4” , “ 5” за экзамен по дисциплине.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое модульное обучение? -
Что является основной названного обучения в современной школе? -
Рассмотрите целевые ориентации блочно-модульной технологии. -
Назовите и охарактеризуйте концептуальные положения технологии. -
Охарактеризуйте особенности содержания модульного материала (общие, групповые, индивидуальные). -
От чего зависят структуры модулей? -
Перечислите формы контроля и расскажите о каждом из них.
Тема 5. Применение компьютерных технологий
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Происходящее в настоящее время изменение образовательной парадигмы, направленное на обеспечение развития и саморазвития личности учащегося влечет не только появление новых предметов изучения, но и изменение подходов к изучению традиционных дисциплин. Целью обучения в таком случае становится как передача и усвоение знаний, так и выработка умений и навыков исследования информации, обмена ею и использования для получения новых знаний и создания образа окружающего мира.
Основным техническим средством передачи и переработки информации в настоящее время является компьютер, выступающий в качестве инструмента построения знания. Практически во всех странах компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывают современные исследования, из всех технических средств обучения он наилучшим образом соответствует структуре учебного процесса. Считается, что он наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и позволяет управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. Компьютер является средством, распространение которого связано с перестройкой основных видов человеческой активности, изменением системы социальных условий, требований к умственным и психическим особенностям человека. Применение компьютера в обучении, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности. Как отмечается в работах Л. Е. Белкина, воздействие компьютера на человека универсально и не зависит от успеха компьютеризации. Важным для современного периода компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний.
Особый практический интерес представляет роль компьютерных технологий в обучении геометрии в связи с тем, что их использование способно не только повысить эффективность обучения за счет наглядного представления информации, оказывающего положительное влияние на формирование и развитие гибкого геометрического мышления (В. В. Гузеев, И. Ф. Шарыгин, С. Н. Поздняков, А. М. Савин и другие), но и создает представление о профессиональной деятельности, связанной с проектированием, конструированием и другой обработкой визуальной информации. Практическая значимость данной работы состоит в возможности повышения эффективности уроков геометрии посредством использования программы «Живая геометрия», а также заключается в том, что применение компьютерных технологий в преподавании является важным аспектом современного образования, использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся в изучении математики, это способствует развитию
логического и пространственного мышления.
Персональный компьютер – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Задачи применения компьютера в обучении:
1. обеспечение обратной связи в процессе обучения;
2. обеспечение индивидуализации учебного процесса;
3. поиск информации из самых широких источников;
4. повышение наглядности учебного процесса;
5. моделирование изучаемых процессов или явлений;
6. организация коллективной и групповой работы.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы – тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.
Одни из них предназначены для закрепления знания и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.
Большими возможностями обладают программы, которые реализую проблемное обучение.
Учителю в использовании компьютера отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает ученикам в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Подбор компьютерных заданий зависит, прежде всего, от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Здесь комплекс предоставляет полную свободу творчески работающему учителю и позволяет использовать его с различными учебными программами и методическими пособиями.
Использование в образовании новых информационных технологий следует рассматривать не как самоцель, а как способ решения актуальных педагогических задач. Это требует ориентации электронных учебных материалов на современную образовательную парадигму, в соответствии с которой образовательный процесс должен максимально стимулировать духовное, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся.
В результате конструирования и применения банков учебно-методической информации должны создаваться условия для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе информационных технологий. В решении этой стратегической задачи существенную роль должны играть учебно-методические материалы нового поколения (учебники, сборники практических заданий, учебно-информационные комплексы и др.), которые входят в структуру БУМИ.
В рамках модернизации образования, обновления его содержания, методов и форм организации учебного процесса на основе новых информационных технологий должны создаваться педагогические условия, способствующие снижению уровня проявления дидактогенных факторов. Вся деятельность в сфере информатизации образования должна быть ориентирована не только на оптимизацию и интенсификацию учебного труда, но и на внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, на нейтрализацию чисто технократического подхода в процессе информатизации обучения. Проектирование и использование электронных учебных материалов должно удовлетворять определённым санитарным нормам работы с компьютером, регламентирующим время его использования различными возрастными группами учащихся. В связи с этим создаваемые учебные материалы нового поколения должны иметь как традиционную печатную основу, так и программную компоненту, удовлетворяющую определённым нормам школьной гигиены.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое компьютерная технология обучения? -
Что является основным средством обучения в данной технологии? -
Что такое ПК? -
Рассмотрите задачи применения компьютера в обучении с различных позиций. -
Каким должен быть современный урок математики? -
Составьте презентации к внеклассным занятиям по математике. -
Изучите возможности применения компьютерных программ по математике, имеющихся в колледже. -
Изучите возможности применения интерактивной доски на уроке математики.
Тема 6. Прикладная и практическая направленность обучения математике
Усиление практической направленности преподавания математики — одна из основных задач, поставленных перед системой образования реформой общеобразовательной и профессиональной школы.