Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глубокая прочная связь существует между геометрией и черчением, так как геометрия систематически пользуется чертежами для иллюст­рации своих предложений и при решении различных задач. Черчение же, в свою очередь, пользуется законами геометрии для обоснования всевозможных построений.

Наряду со школьными дисциплинами целесообразно показать связь математических дисциплин с другими науками и областями зна­ний человеческой деятельности.

Существенную часть минералогии составляет кристаллография, которая изучает геометрические свойства кристаллов (многогранни­ков).

Тесна связь геометрии и с геодезией, задачей которой является из­мерение поверхности Земли. Сама геометрия изначально рассматрива­лась как землемерие, откуда и получила свое название. Всякого рода землемерные работы опираются на законы геометрии.

В современное время большое значение имеет геометрия недр — практическая наука об определении пространственных соотношений в условиях работы под землей (шахты, туннели, метро и др.).

Не меньшую роль играет геометрия в строительном деле, при соору­жении зданий, мостов, каналов, при прокладке дорог, постройке все­возможных гидротехнических сооружений.

Геометрия связана также со станкостроением, архитектурой, произ­водственными процессами и т.д.

Вопрос о путях установления межпредметных связей является од­ним из важнейших в проблеме совершенствования методов обучения. Наличие глубоких межпредметных связей в школьном курсе матема­тики активизирует педагогов разных школьных дисциплин к сотруд­ничеству, к поиску совместных творческих проектов и взаимосвязан­ных проблем межпредметного содержания.

Конкретизация использования межпредметных связей в учебном процессе осуществляется с помощью поурочного планирования.

Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается воспитательное значение практической направленности матема­тики?

2. Охарактеризуйте функции (мировоззренческую и социально-педагогическую) прак­тической направленности математики.

3. В чем проявляются внутрипредметные, межпредметные связи математики?

4. Проанализируйте учебный материал курсов физики, химии, географии, черчения, биологии с целью выявления используемого ими математического аппарата.

5. Разработайте методику решения прикладной задачи:

1. Составление математической модели.

2. Решение модели.

3. Интерпретация, расшифровка решения.


6. Составьте задачи с практическим содержанием, раскройте методику их решения.

7. Рассмотрите задачи с экономическим содержанием, разработайте методику их реше­ния.

8. Используя статистические данные, составьте задачи, использующие экономические категории: производительность труда, прибыль, себестоимость, затраты, эффектив­ность производства и т д.

9. Охарактеризуйте пути формирования межпредметных связей при обучении матема­тике.