Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология организации тьюторского сопровождения детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
«Я есть, Я – личность!»
Тамбовская область,
апробация
2017
87
ФОРМА
Технология
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети группы риска (среднего и старшего школьного возраста)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, наставничество
ЦЕЛЬ:
содействие в социальной адаптации учащихся группы риска в современных условиях; внедрение эффективных проектов и практик системы наставничества, популяризация новых форм поддержки детей.
АВТОР:
МБОУ «Лицей г. Уварово им. А. И. Данилова»
Чурилова С.А.
ОПИСАНИЕ:
Практика представляет собой целый комплекс мероприятий, обеспечивающих профилактику асоциального поведения с построением индивидуальной траектории развития несовершеннолетнего как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Практика носит долгосрочный характер – это организация сопровождаемого тьюторами (наставниками) взаимодействия ребенка со взрослым волонтером-наставником, направленного на повышение эмоциональной и социально-бытовой готовности к самостоятельной жизни, снижение вероятности попадания ребенка в различные группы риска, повышение мотивации у детей на получение образования, в том числе дополнительную и профессиональную реализацию, улучшение эмоционального климата и стабилизацию детско-родительских отношений.
В механизм реализации работы наставника с наставляемым входят: установление доверительных отношений с подростком; разработка совместно с несовершеннолетним индивидуальной траектории его занятости;
мониторинг занятости несовершеннолетнего во внеурочное время;
взаимодействие со специалистами общеобразовательной организации, в которой учится ребёнок, его семьёй; содействие установлению благоприятного психологического климата в семье несовершеннолетнего; содействие в оказании индивидуальной психологической помощи несовершеннолетнему; разработка и ежеквартальное обновление маршрутной карты занятости несовершеннолетнего.
Методы работы наставника: наблюдение, курирование, интервенция, коррекция, психолого-педагогическая поддержка,
психологическая помощь,
реабилитация,
социально-психологическое сопровождение,
консультирование, тренинг.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Формирование у школьников ценностных ориентиров
через приобщение к национальной культуре и культурному
наследию родного края с использованием ЦОРов
Томская область,
апробация
2017
88
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: обучающиеся, педагоги, родители
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание
ЦЕЛЬ:
используя фольклорные и литературные произведения, опыт и традиции своего народа, создать условия для формирования экологической культуры младших школьников.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ СОШ № 28 г. Томска
Земская Е.А., Павлова И.А.
ОПИСАНИЕ:
Проект реализуется через интерактивные формы работы с детьми, просветительскую работу с родителями,
создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта. В Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрено воспитание основ экологической культуры, а в Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.
Задачи:
• изучение нормативных документов, литературы по теме проекта;
• диагностика уровня экологической культуры обучающихся 1–4 классов (входная/ итоговая);
• анализ УМК «Школа России» и «ПНШ»;
• составление методических рекомендаций (презентации, видеоролики, вебинары) по включению смысла
«зеленой аксиомы» в предметную область (русский язык и литература, окружающий мир);
• составление программы ВУД «Игры народов Сибири»;
• разработка и проведение уроков, мастер-классов, внеурочных занятий, семинаров по теме проекта с использованием ЦОРов.
Проект реализуется с сентября 2017 по май 2022 г. Учащиеся вовлекаются в интерактивные формы деятельности, экологический мониторинг, экологический практикум, экологический проект, ролевую игру,
дискуссию, полемику, микроисследования.
В практике представлены рабочая программа «Игры народов Сибири», методические рекомендации по анализу сказок.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04

Технология «Порядок действий педагогов по внутреннему
взаимодействию в рамках профилактической работы –
«Система четырех шагов»
Томская область,
апробация
2018
89
ФОРМА
Технология
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: обучающиеся, педагоги, родители
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
используя фольклорные и литературные произведения, опыт и традиции своего народа, создать условия для формирования экологической культуры младших школьников.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ «СОШ № 90» г. Северск
Пукалов А.В., Колмыкова Н.Н., Гаранина И.И.,
Абрамова К.Л.
ОПИСАНИЕ:
Представленная практика описывает Порядок действий педагогов по внутреннему взаимодействию учителей, классных руководителей, администрации школы при выявлении нарушения Правил поведения и внутреннего распорядка учащимися, который получил в коллективе название «Система четырех шагов».
Мероприятия Порядка систематизированы, унифицированы и доведены до сведения всех участников образовательного процесса. В начале каждого учебного года классными руководителями составляется
Социальный паспорт класса, определяются учащиеся и семьи «группы риска». Кроме того, к «группе риска»
относятся учащиеся, выявленные по результатам входной психодиагностики и диагностики учителей- логопедов. На основании полученных данных формируется список учащихся и семей «группы риска» школы.
Данная работа проводится для планирования мероприятий педагогического коллектива с семьями обучающихся в течение учебного года.
Практика Порядка действий педагогов по внутреннему взаимодействию в рамках профилактической работы – «Системы четырех шагов» в МБОУ «СОШ № 90» разработана в 2018 году и реализуется по настоящее время.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Сетевой инновационный социально-педагогический
проект «ProfСтарт»
Томская область,
апробация
2019
90
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Муниципальное образование
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки, состоящие на различных профилактических учетах, и их родители (законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, профориентационная направленность
ЦЕЛЬ:
создание Центра профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних, стоящих на различных видах учета школ Томского района, для реализации комплексной системы мероприятий по профессиональному самоопределению несовершеннолетних, обеспечения предпрофессиональной подготовки с учетом рынка труда и специфики Томской области; коррекция девиантного поведения несовершеннолетних, раскрытие и усиление их положительных жизненных ресурсов и оказание психологической поддержки семьям несовершеннолетних.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ «Моряковская СОШ»
Томского района
Суярова С.М.,
Колесниченко О.А.
ОПИСАНИЕ:
В проекте участвуют несовершеннолетние обучающиеся всех школ Томского района, состоящие на различных профилактических учетах, и их родители (законные представители).
Реализация проекта позволяет:
– создать комплексную программу профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах;
– оказать психологическую поддержку несовершеннолетним, состоящим на различных видах учета;
организовать временное трудоустройство несовершеннолетних во время летних каникул;
– организовать проведение мероприятий с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по вопросам профессионального самоопределения несовершеннолетних;
– организовать систему наставничества соисполнителей, педагогов над несовершеннолетними.
В ходе реализации комплексной программы предпрофессиональной подготовки применяются следующие технологии: технологии проблемного обучения, деятельностные технологии, технологии профессионального информирования (экскурсионные технологии), интерактивные технологии, наставничество, информационно- коммуникационные технологии, технологии формирования и развития компетенций профессионального самоопределения.
В рамках проекта были реализованы 4 предпрофессиональные образовательные программы по четырем направлениям и программа психологической поддержки несовершеннолетних, стоящих на всех видах учета и их родителей.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Модуль рабочей программы воспитания
«Профилактика»
Тюменская область,
апробация
2019
91
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 1–11 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание, методическая направленность
ЦЕЛЬ:
комплексное решение проблем профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, защита их прав, социальная адаптация и реабилитация.
АВТОР:
МАОУ СОШ № 41 города Тюмени
Живодёрова О. В.
ОПИСАНИЕ:
Реализация модуля «Профилактики» способствует:
– уменьшению факторов риска совершения правонарушений и преступлений среди подростков;
– формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
– развитию системного психолого-педагогического сопровождения;
– формированию у
подростков нравственных качеств,
чувства толерантности,
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
– обучению навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими;
– внедрению норм толерантности в социальную практику учащихся, противодействию экстремизму,
нетерпимости к любому проявлению жестокости и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий;
– формированию адекватной самооценки.
В процессе реализации применяются следующие методики, технологии, инструментарий: стратегия малых позитивных шагов по проблемным точкам; привлечение «значимых взрослых» как примера успешной жизни;
проектирование и развитие позитивной открытой образовательной среды; неформальное общественное участие в реализации рабочей программы воспитания; разработка и реализация ведущего проекта «Школа как Город, Город как Школа»; технология «совместного жизненного проектирования»; игровые технологии и практики; технологии сотрудничества и принятия социальных ролей; вовлечение в волонтерство; технологии активных действий.
Профилактическая работа осуществляется на внешкольном уровне, на уровне школы и класса.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04

Школа жизни
Ульяновская область,
апробация
2020
92
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПО
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки и молодёжь группы риска
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
повысить уровень социальной компетенции школьников Ульяновской области и обучающихся колледжа, находящихся в невыгодных социальных условиях, к 2025 году до устойчивого.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ОГБПОУ «Ульяновский профессионально- политехнический колледж», г. Ульяновск
Мишина М. Р., Каменев С. В.
ОПИСАНИЕ:
Проект объединяет обучающихся разных учебных заведений, возрастов, профессий и является попыткой в реальной ситуации воздействовать на личность подростков и юношей. Программа также ориентирована на поддержку молодёжи, оказавшейся в трудном социальном и материальном положении. Проект «Школа жизни»
– это слияние многообразных разовых программ, таких как: «Последний герой», «Путь к вершине», «Плечом к плечу», «Экстремаль», «Сокол», «Стать героем», которые могут быть реализованы как по отдельности, так и вместе. В процессе участия в проекте обучающиеся не только выявляют в себе творческий и физический потенциал, но и получают возможность развивать его и совершенствовать из года в год.
Проект позволяет организовывать воспитательный процесс на любом уровне: организованная группа,
коллектив, образовательное учреждение, общественная организация, город.
Проект способствует решению следующих основных задач:
– внедрить современные формы, методы и средства воспитательной работы;
– использовать ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании;
– создать штаб инструкторов из числа лучших выпускников проекта;
– провести 10 блоков подготовки в рамках Проекта.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Тайм-кафе «Free talk» (Свободный диалог)
Ульяновская область,
апробация
2020
93
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПО
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Молодежь
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, рекреационная направленность
ЦЕЛЬ:
создание правовых, социальных и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала, в целях дальнейшего развития Российской Федерации и успешной интеграции молодежи в общество через реализацию мероприятий проекта.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ОГБПОУ «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя
Советского Союза М.С. Чернова»
Теркулова Ж. Т.,
Пермякова Т. Л.,
Рябова С. Ю.
ОПИСАНИЕ:
Проект «Тайм-кафе «Free talk» (Свободный диалог) создается на базе общежития техникума для всех студентов и слушателей техникума. В проект будут вовлечены студенты и слушатели с ОВЗ, имеющие инвалидность, студенты и слушатели из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
студенты из малообеспеченых семей.
Уникальность проекта заключается в том, что комната отдыха выполнена в тематике Тайм-кафе и разделена на несколько зон: игровая зона и зона эмоциональной разгрузки. Интерьер комнаты создаст уютную домашнюю атмосферу, располагающую для комфортного общения. Комната отдыха включает различные виды культурно-досуговой деятельности.
Проект направлен на решение следующих задач:
– содействие студенту и слушателю в реализации и защите его прав и законных интересов;
– создание условий физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию студентов и слушателей;
– защита прав и законных интересов студентов и слушателей в сфере внеучебной занятости;
– создание игровой зоны, для развития интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков;
– создание зоны психологической разгрузки для развития навыков произвольной саморегуляции, умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умения взаимодействия в группе;
– привлечение общественных объединений в деятельность «Тайм-кафе «Free talk».
На базе тайм-кафе проходят дебаты, соревнования, тренинги, дискуссии.
СБОРНИК 2022 01 02
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13