Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
03
04

«Профилактика деструктивного поведения
учащихся»
Воронежская область,
апробация
2020
11
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся с 1 по 11 класс
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, направленного на профилактику деструктивного поведения учащихся.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ «СОШ № 1 городского округа город Нововоронеж»
Мисанченко Н. П., Ливенцева Н. И.,
Турбина А. С., Кирсанова С. А.,
Меркулова Е. Л.
ОПИСАНИЕ:
Программа реализуется через получение детьми, родителями и педагогами психолого- педагогической помощи с целью предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии детей и подростков. Программа содействует расширению знаний учащихся о способах поведенческой и эмоциональной саморегуляции, позволяет помочь им овладеть навыками конструктивного общения.
Применение данной программы способствует созданию психологически безопасной среды, содействующей сохранению и укреплению психологического и психического здоровья учащихся образовательной организации.
Методы реализации программы: анкетирование, беседы, упражнения, экскурсии, игры,
лекции, классные часы, родительские собрания, консультации, тренинги, просмотр и обсуждение видеоматериалов, групповая дискуссия, проведение круглых столов и др.
Программа рассчитана на
3
года.
Исполнителем является социально-психолого- педагогическая служба школы;
контроль за работой данной службы осуществляет администрация школы, она же выполняет организационное, информационное и научно- методическое обеспечение программы, а также координирует взаимодействие школы с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04

Авторская психолого-педагогическая программа
«Круг сообщества»
г. Москва,
апробация
2015-2016
12
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки (11–16 лет)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
восстановление у участников конфликта способности самим найти решение, устраивающее все стороны, позволяющее избежать мести, причинения вреда, обесценивания, изгнания, наказания.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБУ
«Городской психолого- педагогический центр
Департамента образования г. Москвы»
Коновалов А.Ю., Путинцева Н.В.
ОПИСАНИЕ:
Новизна программы заключается в применении инновационного восстановительного похода к реагированию на конфликты и правонарушения несовершеннолетних, направленного на передачу ответственности самим участникам конфликтной ситуации, в том числе в групповых конфликтах, правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением на практике подхода, позволяющего несовершеннолетним выйти из ситуации конфликта без формирования «образа врага» и желания мести, создать круг поддерживающих людей, принять на себя ответственность за исправление ситуации.
Участники программы – учащиеся общеобразовательных школ, находящиеся в конфликте или совершившие нарушение порядка/правонарушения с причинением вреда или обиды. Также по согласованию с участниками и ведущим допускается участие следующих лиц: классные руководители, друзья, одноклассники, родители и другие значимые для этих учащихся люди.
Продолжительность программы: 12 академических часов.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Формы проведения занятий: предварительные встречи по подготовке круга сообщества и общая групповая встреча в составе 8–25 человек.
Противопоказания: интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.
Участие в программе возможно только при добровольном согласии участников, а в некоторых случаях и их родителей/законных представителей.
Режим занятий: в зависимости от сложности ситуации и возраста детей – от 1,5 до 3 часов с перерывом
(2
–4 урока).
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Программа по организации профилактической работы
с детьми, имеющими высокий риск по результатам социально-
психологического тестирования «Подушка безопасности»
г. Санкт-Петербург,
апробация
2020-2021
13
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательные организации
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Учащиеся 7–11 классов ОУ района, имеющие средний и высокий уровни риска по итогам СПТ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика психолого- педагогическая
ЦЕЛЬ:
воспитание здоровой личности, психологическое сопровождение подростков, попавших в группу высокого риска по результатам социально-психологического тестирования
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района г. Санкт-Петербурга
Баранова О.В., Пермякова Н.М., Лебедев М.О., Лебедева-
Свиридова Н.В., Нерядихина Н.С., Соловьева Д.В.,
Пичугина Д.О.
ОПИСАНИЕ:
Программа направлена на развитие у участников способности к рефлексии, на укрепление чувства общности в группе, стимуляцию осознания участниками собственных стратегий поведения,
обучение навыкам ассертивности,
реализацию первичной профилактики суицидального поведения.
Программа реализуется в формате очных тренингов, мини-лекций, групповых дискуссий,
творческих заданий, индивидуальной работы и в подгруппах.
Условия проведения занятий: группа до 15 человек, встречи с группой один–два раза в неделю после основных уроков.
Всего 15 занятий.
Ожидаемые результаты измеряются в шкалах Социально-психологического тестирования, а также дополнительными методиками, дублирующими тестирование, непосредственно перед и после тренинговой части программы.
Эффективность программы измеряется с помощью положительной динамики – снижения количества подростков, попадающих в «группу риска» по результатам социально- психологического тестирования на предмет немедицинского употребления психоактивных веществ.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Развитие социально-психологической
компетентности подростков»
г. Санкт-Петербург,
апробация
2014
14
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Образовательные организации общего и дополнительного образования
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 12–14 лет
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
содействие овладению подростками основными компетенциями, способствующими развитию интегративных субъектных качеств личности, характеризующих ее как социально и психологически зрелую.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБУ ДО ЦППС Кировского района г. Санкт-Петербурга
Рублевская А. С., Камакина О. Л., Васильева Н. И., Каплунова В.
В., Каштанова М. Н., Некрасова Т. В.,
Полакайнен С. А.
ОПИСАНИЕ:
Программа нацелена на формирование у подростков базовых знаний о ценностных жизненных ориентирах, формирование смысловой рефлексии, нравственных чувств и нравственного поведения, интегративных субъектных качеств, определяющих повышение социально-психологической компетентности обучающихся.
Программа позволяет создать условия для развития ряда компетенций при решении различного рода задач, содействовать расширению у обучающихся представлений об иерархии ценностей человека и скрытых мотивах поведения.
Благодаря реализации программы обучающиеся получают информацию о допустимых и ожидаемых нормах и способах поведения в различных ситуациях социального взаимодействия.
Общая продолжительность программы 24 часа. Продолжительность занятия – 1
академический час
(45
мин) 1 раз в неделю или 2 академических часа (1,5 часа) один раз в две недели с учетом объединения нескольких тем в одну, что должно отражаться в учебно-тематическом плане рабочей программы.
Формы организации деятельности и методы работы: индивидуальная и групповая работа,
работа в малых группах, игровые задания и упражнения, коллективные игры, творческие задания, просмотр и обсуждение видеороликов, направленные дискуссии.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа предупреждения буллинга у подростков
«Гармоничное общение»
г. Санкт-Петербург,
апробация
2015
15
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательные организации
Колпинского района Санкт-Петербурга
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Учащиеся 5–10 классов общеобразовательных учреждений
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
профилактика межличностных конфликтов среди обучающихся через развитие навыков конструктивного взаимодействия, критического мышления, эмпатии и формирование адекватной самооценки.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБУДО ЦППМСП Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Истомина Н.К., Касторнова Ю.Ю.,
Корнева И.Р., Павлова Е.В.
ОПИСАНИЕ:
Программа позволяет отработать навыки конструктивного взаимодействия,
проявления эмпатии; обучить подростков навыкам позитивного и критического мышления и ассертивного поведения.
В результате участия в программе у подростков корректируется самооценка в сторону её адекватности.
Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 7–15 академических часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа разработана в нескольких вариантах для возрастных категорий учащихся средней и старшей школы (5–10 класс). В
программе разработано 9 учебных планов на разное количество часов. Программа может реализовываться индивидуально и (или) в групповой форме, аудиторно и (или)
внеаудиторно
(с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий).
Программу реализуют педагог-психолог и/или социальный педагог. В качестве приложения к программе приведены разнообразные диагностические методики и содержание каждого занятия.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04

Технология модерации кризисных ситуаций
в образовательном пространстве Забайкальского края
Забайкальский край, 2020
16
ФОРМА
Технология
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Регион
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Специалисты системы образования
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
организационно-методическая поддержка работы специалистов системы образования по решению кризисных ситуаций участников образовательных отношений.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Государственное учреждение «Забайкальский краевой Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Семья»
Тонышева Н. В., Винникова Н. Б., Петина Д. Н.
ОПИСАНИЕ:
Технология модерации кризисных ситуаций в образовательном пространстве
Забайкальского края разработана с целью организационно-методической поддержки работы специалистов системы образования по решению кризисных ситуаций.
Технология позволяет обеспечить оперативное опосредованное управление кризисной ситуацией, создать условия для реализации посреднической функции модератора на уровне межведомственного взаимодействия, сформировать условия для межведомственных отношений в области решения кризисных ситуаций.
Целевая аудитория: специалисты системы образования; субъекты, оказавшиеся в кризисной ситуации/«носители кризисных ситуаций».
Формы работы: организационно-методическая поддержка (специально организованная система информационно-методического обеспечения процесса решения кризисной ситуации на основе психолого-педагогических технологий); методическое консультирование
(консультационная услуга, включающая профессиональную рекомендацию и помощь по вопросу, связанному с кризисной ситуацией).
Описание технологии включает: этапы модерации, оценку и показатели эффективности, алгоритм работы, тезаурус, анкету удовлетворённости Исполнителя модерации результатами проведенной работы, кризисную карту, информационную справку и другие учётно-отчётные документы.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04


Программа профессиональных проб
для обучающихся 8–10 классов
Иркутская область,
апробация
2017–2020
17
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Учащиеся 8–10 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание, профессиональное самоопределение
ЦЕЛЬ:
создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, формирование первоначального опыта реализации своих знаний и умений в практической деятельности, приближенной к будущей профессии.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ «Большееланская СОШ», Серебров О. А.
МБОУ «Большееланская СОШ», Измайлова Л.П.
МБОУ «Большееланская СОШ», Залужьева О. В.
ОПИСАНИЕ:
Реализация программы знакомит учащихся с профессиями и специальностями,
содержанием и характером труда работников, специалистов; развивает и укрепляет интерес к будущей профессии; оказывает методическую помощь в профессиональном самоопределении учащихся.
Формы организации профессиональных проб: практики экскурсий, практики наблюдений,
профессиональные практики, беседы, тренинги, деловая игра.
Формы работы с учащимися: практическая работа, исследовательская деятельность,
творческое задание, проблемная ситуация, деловая игра.
Срок реализации программы – 3 года. Программа рассчитана на обучающихся 8–10
классов и реализуется в объеме 17 часов в учебное время и 12 часов в летнее каникулярное время.
Учет выполненной работы ведется каждым обучающимся в индивидуальной программе профессиональной пробы. Программа заполняется по каждому разделу. Руководитель пробы заполняет шаблон таблицы на каждого учащегося, прошедшего пробу. Итогом пробы является ее защита, где оценивается уровень приобретенных практических навыков и умений, качество заполнения программы. По итогам пробы выставляется оценка.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04

Педагогический проект «Создание модели «Детский
межрегиональный инициативный Центр социального
проектирования»»
Калининградская область,
апробация
2016
18
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети, молодёжь
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание, социальное проектирование
ЦЕЛЬ:
создание и апробация модели Детского межрегионального инициативного центра социального проектирования на примере реализации долгосрочного сетевого социального проекта «Погибли –
да! Забыты – НЕТ!», инициированного Православной гимназией г. Калининграда.
АВТОР:
Православная гимназия г. Калининграда
Курдай Т. А.
ОПИСАНИЕ:
В
проекте представлена авторская модель
«Детского межрегионального инициативного Центра социального проектирования» (далее - МИЦ) с обоснованием актуальных педагогических условий присвоения духовно-нравственных ценностей школьниками через участие в деятельности центра. Предложены показатели эффективности внедрения модели, сформирована методическая база данных о полученном эффективном опыте духовно-нравственного развития и воспитания посредством деятельности центра.
Определена цель
Детского
МИЦ:
создание и
развитие патриотического взаимодействия участников в деле сохранения народной памяти о героях и событиях
Великой Отечественной войны.
Сформулированы основные задачи:
1.
Привлечь школьников из самых разных уголков России, Республики Беларусь,
Украины в патриотическое содружество и сотрудничество.
2.
Организовать деятельность Детского МИЦ.
В педагогическом проекте используются следующие методики и технологии:
технология социального проектирования,
авторская методика
«Увлечь детей познанием, творчеством и добрым делом» (методика раскрывает алгоритм пошаговой деятельности участников социального проектирования и технологическую карту разработки и внедрения социального проекта).
СБОРНИК 2022 01
02
03 04


«Система реализации гимназических проектов: формы,
методы, содержание воспитательной деятельности»
Калининградская область,
апробация
2019
19
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание
ЦЕЛЬ:
создание педагогических условий формирования ценностного отношения учеников гимназии к родному Отечеству, к своей малой родине; деятельной позиции юного гражданина России.
АВТОР:
Православная гимназия г. Калининграда
Курдай Т. А.
ОПИСАНИЕ:
Реализация гимназических проектов способствует осознанию понятий «малая родина», «родное
Отечество» через опору на базовые национальные ценности (патриотизм, православие, семья, труд и творчество, искусство и литература…), способствует духовно-нравственному личностному росту гимназистов.
Сформулированы основные задачи:
1.
Единение усилий всех участников образовательного процесса в реализации гимназических проектов через осмысление значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека.
2.
Творческое сотрудничество учеников, родителей, учителей в рамках реализации гимназических проектов «Россия – Родина моя. Города Золотого кольца», «Калининградская область. Янтарное кольцо»,
«Родной Калининград. Калининградское кольцо».
3.
Наполнение ценностного уклада жизни гимназии.
Гимназические проекты реализуются последовательно, представляя собой цикличный комплексный долгосрочный проект со сроком реализации – 3 года:
– «Россия – Родина моя. Города Золотого кольца»;
– «Калининградская область. Янтарное кольцо»;
– «Родной Калининград. Калининградское кольцо».
Реализация каждого из них происходит в течение одного учебного года, по одному и тому же алгоритму,
включая в себя три этапа: организационный, деятельностный и рефлексивный.
СБОРНИК 2022 01
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13