Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация и проведение республиканского
творческого конкурса «Азбука права»
Республика Коми,
апробация
2022
71
ФОРМА
Конкурс
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Регион
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся образовательных организаций (10–18 лет)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, творческая направленность
ЦЕЛЬ:
повышение у детей правовой культуры; формирование уважения к законодательству и правового сознания подростков; развитие познавательной активности учащихся.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Центра воспитания и социализации личности, поддержки детских и молодежных инициатив, дополнительного образования г. Сыктывкар
Карманова Ю.В., Бадаева Л.В.
ОПИСАНИЕ:
Задачи конкурса: содействие правовому образованию учащихся; формирование правовой культуры учащихся; воспитание чувства ответственности; развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву; воспитание гражданина и патриота своей Родины; развитие творческих способностей обучающихся образовательных организаций Республики Коми. Сформированная модель и технология проведения данного творческого конкурса позволяют транслировать ее на межрегиональном уровне.
Конкурс проводится по трем номинациям:
1)
«Мультимедийный ролик» – темы творческих работ: «Хочу быть услышанным»; «Подросток и закон»;
2)
«Стихотворение» – темы творческих работ: «Я и Конституция моей страны»; «Мир моих прав и обязанностей».
3)
«Рисунок» – темы творческих работ: «У меня счастливое детство – это мое право!», «Строим свое правовое будущее».
По каждой номинации конкурса были разработаны и апробированы оценочные показатели качества материалов.
Сроки проведения конкурса: с 20 декабря по 31 января 2022 г. Результаты реализации практики: отобраны лучшие практики – коллективные или индивидуальные творческие работы детей и подростков по правовому просвещению. Данные материалы могут быть транслированы педагогическому и детскому сообществу
Республики Коми.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Проект «Рука об руку»: социально-психологическая адаптация
подростков группы риска через реабилитационный досуг
Республика Коми,
апробация
2019
72
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПО
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки группы риска
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, реабилитация
ЦЕЛЬ:
профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних через воспитание правового сознания, личностный рост и опыт социальной активности посредством реабилитационного досуга.
АВТОР:
ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум»,
Аленова С.Н.
ОПИСАНИЕ:
В проекте предлагается комплексная программа, нацеленная на преодоление негативного опыта, на личностный рост, правовую грамотность, воспитание гражданской активности, ответственности за свои поступки, потребности в саморазвитии. Знания и опыт, полученные в проекте, помогут целевым группам избежать соблазнов противоправного поведения и ловушек преступного мира.
Реализация проекта способствует:
– повышению правовой грамотности целевой аудитории проекта для предотвращения преступлений и правонарушений;
– созданию реабилитационной среды для преодоления негативного опыта и оказанию педагогической и психологической помощи для актуализации личностного потенциала;
– созданию системы личных социально приемлемых установок через формирование устойчивых позитивных навыков (коммуникативных, социально-трудовых, социально-бытовых, когнитивных и др.) и реализации их в конкретной деятельности;
– активизации всех форм социального партнерства по профилактике правонарушений и преступлений в подростковой среде.
Проект реализует свою деятельность по следующим направлениям: реабилитационно-психологическое сопровождение, нравственное и творческое развитие, социальная реадаптация, формирование правового сознания.
Проект реализуется в течение одного года.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа социальной психологической адаптации
для подростков из семей уязвимых групп населения,
в том числе вступивших в конфликт с законом, «Перспектива»
Республика Крым,
апробация
2020
73
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Центр социальной адаптации
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети и подростки группы риска
(9
–16 лет)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
формирование у подростков из семей социального риска, проживающих на территории Республики Крым, личностных перспектив, направленных на формирование активной жизненной позиции и ответственного поведения.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБУ РК «Центр социальной адаптации»,
Бахчисарайский район, пгт. Почтовое
Кокул Т. В., Никифорова Е. С.,
Еременко Л. Н., Чигрина А. М.
ОПИСАНИЕ:
В программе принимают участие несовершеннолетние из кризисных семей (родители которых имеют алкогольную, наркотическую зависимость). Программа «Перспектива» предполагает формирование навыков ассертивного поведения, активной жизненной позиции и критического мышления, обладая которыми подросток из семьи социального риска будет способен противостоять давлению деструктивного социального окружения и различным негативным ситуациям. Уникальность и актуальность данной программы заключается в неспецифических профилактических подходах к развитию личности подростка. Основной метод обучения,
используемый в программе, – игровое моделирование.
Реализация программы способствует:
– выявлению детей из семей социального риска, организации комплексной работы с подростками из семей социального риска;
– оказанию социально-педагогической, социально-медицинской помощи подросткам;
– созданию условий для практического применения полученных знаний и навыков подростками на практике;
– организации информационно-просветительской работы с родителями из семей социального риска, дети которых участвуют в подростковом сборе «Перспектива».
Отличительной особенностью «Перспективы» являются малые группы «трудных» подростков и достаточное количество специалистов и добровольцев, работающих с детьми, что дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности. В рамках программы организуются и проводятся мероприятия с родителями. Основные задачи мероприятий – развитие гармоничных взаимоотношений родителей и детей посредством включения в
совместную деятельность,
повышение социального статуса родителя,
формирование семейных ценностей и традиций в развитии детско-родительских отношений.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Проект «Школа волонтеров «ДоброЗОЖ»
Марий Эл,
апробация
2021
74
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПЩ
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся «группы риска» в возрасте 16–18 лет, состоящие на разных видах профилактического учета, студенты-волонтеры
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, добровольчество
ЦЕЛЬ:
профилактика противоправного и асоциального поведения обучающихся
«группы риска» посредством их привлечения в добровольчество.
АВТОР:
ГБПОУ Республики Марий Эл «Строительно- промышленный техникум» г. Йошкар-Ола
Смирнова Е.М.
ОПИСАНИЕ:
Проект «Школа волонтеров» направлен на профилактику противоправного и асоциального поведения обучающихся «группы риска» посредством их привлечения в добровольчество. Проект способствует развитию добровольческого движения в техникуме, увеличению количества студентов – членов добровольческой команды «Импульс» и студентов, принимающих участие в волонтерских акциях.
Задачами проекта выступают:
– создание рабочей группы по реализации проекта;
– определение целевой аудитории – участников проекта из числа обучающихся «группы риска», состоящих на разных видах учета, и обучающихся, являющихся волонтерами команды «Импульс», активистами студенческого самоуправления техникума;
– разработка и календарно-тематическое планирование занятий школы волонтеров;
– организация и проведение первичной диагностики склонности участников проекта к различным видам девиантного поведения;
– проведение занятий с участниками проекта в рамках школы волонтеров «ДоброЗОЖ» по командообразованию, приобщению к добровольческой деятельности, профилактике асоциального поведения;
– организация и проведение «вторичной» диагностики участников проекта;
– самостоятельная разработка и проведение участниками проекта добровольческих акций и мероприятий.
Занятия школы волонтеров включают занятия по командообразующему, мотивационному, психолого- профилактическому и творческому блокам. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия – 2 часа.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
«Профилактика буллинга (моббинга) в школе» –
«Каждый имеет право на уважение»
Республика Саха (Якутия),
апробация
2020
75
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети и подростки (6–18 лет)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся; повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях; повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности как к неповторимой сущности человека; формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАОУ «СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой»
Мирнинский район, г. Удачный
Демидова А.А.,
Кравченко Н.Ю.,
Аканова Р.Б.,
Гаевая О.Г.
ОПИСАНИЕ:
Программа предусматривает решение следующих задач:
1.
Профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
2.
Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс;
3.
Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
4.
Сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.
Сроки реализации: программа рассчитана на 2020–2023 учебный год.
В рамках реализации программы осуществляются следующие направления работы:
– на уровне ОУ: диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно-образовательная работа с администрацией; программы формирования благоприятного психологического климата ОУ;
– с педагогическим коллективом и родителями: консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями; программы повышения психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей,
педагогов)
– с учащимися: консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-просветительская работа с коллективом учащихся; профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
профилактика асоциального поведения школьников; развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Мероприятия программы реализуются на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа по профилактике аутоагрессивного поведения
несовершеннолетних в Верхневилюйском улусе (районе)
Республика Саха (Якутия),
апробация
2020
76
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Муниципальное образование
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учащиеся, педагоги, родители (законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних детей.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Центр профилактики кризисных состояний
МКУ «Управление образования» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»
Семенова А.Н., Алексеева Л.Н.,
Осипова А. О.
ОПИСАНИЕ:
Программа предназначена для социально-психологических служб
Верхневилюйского улуса для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательной организации. Программа включает примерный доступный инструментарий психодиагностики по классам, раскрывает роль педагогов в работе с детьми
«суицидального риска», содержит планы мероприятий по месяцам и неделям.
В процессе реализации программы осуществляются следующие направления работы:
– профилактическая работа со всеми обучающимися школы, работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления;
– работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке;
– работа с неблагополучными семьями;
– просветительская работа с родителями обучающихся.
Сроки реализации программы: 2020–2025 годы.
В результате реализации данной программы можно добиться:
– создания безопасного и комфортного образовательного пространства;
– совершенствования механизмов сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
– формирования адекватной самооценки и освоения эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений;
– построения модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритет здорового образа жизни; целенаправленной профилактики аутодеструкции на основе современных методов коррекции и реабилитации.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Форсайт-центр социально-психологической поддержки
и профилактической работы на примере ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский
профессионально-педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского
Республика Саха (Якутия),
апробация
2020
77
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПО
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учащиеся, педагоги, родители (законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
оказание комплексной социально- психологической, педагогической и правовой помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, профилактики правонарушений, обучения и развития студентов.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского»,
Вилюйский район, г. Вилюйск
ОПИСАНИЕ:
Форсайт-центр социально-психологической поддержки и профилактической работы представляет собой взаимосвязанную системную работу, направленную на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи.
Преимущества внедрения Центра для образовательного учреждения:
– многофункциональная процедура комплексной профилактической работы и социально-психологического сопровождения;
– единая образовательная политика, направленная на комплексное решение проблем социально- психологической помощи студентам, их семьям, содействие полноценному личностному и социальному развитию молодежи;
– форсированное проведение профилактических мероприятий со студентами,
направленных на предотвращение совершения правонарушений и преступлений, недопущение совершения повторных правонарушений со стороны несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете; проведение системы мероприятий, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения,
алкоголя;
– снижение уровня преступности, снижение числа социально негативных явлений;
– реализация проекта «Эффективный регион», организация системы 5S.
Основными направлениями деятельности Центра являются: организационная работа, социально- психологическое сопровождение (диагностическая/консультационная работа), профилактическая работа со студентами и родителями, организационно-методическая деятельность (работа с педагогическим коллективом).
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа профилактики девиантного поведения
детей и молодежи «Выбор»
Республика Северная Осетия – Алания,
апробация
2021
78
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПО
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Обучающиеся 15–18 лет и их родители
(законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
формирование ответственности у подрастающего поколения за свои поступки; повышение самооценки; формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями; выработка у представителей подростково-молодежной среды социально приемлемых форм поведения с последующим закреплением эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБПОУ «Северо-Осетинский педагогический колледж» г. Владикавказ
Тибилова З.К.,
Колосова С.Г.
ОПИСАНИЕ:
Основные задачи программы:
– сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды;
– помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего в частности;
– повысить уровень знаний участников программы об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений;
– выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
В программе использованы следующие методы и методики: опрос, деловая игра, ролевая игра, дискуссия,
беседа, проблемная лекция.
Программа состоит из 12 занятий с элементами тренинга (продолжительность занятия от 45 до 120 минут) и
1- й тематической встречи с родителями.
Программа содержит конспекты занятий.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04