ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 3019

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

защищать Отечество (ст. 59 КРФ);

не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 КРФ);

соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15 КРФ).

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов АП является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований ОГВ и МСУ, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере гос-го управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае, при наличии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к адм-й, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.


23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется КРФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», другими ФЗ, межгосударственными договорами, заключенными РФ, и другими правовыми актами.

Иностранный гражданин — это физ лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физ лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного гос-ва.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в РФ и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

2. временно пребывающие в РФ; временно проживающие в РФ;

3. постоянно проживающие в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Определяющим документом является приглашение на въезд в РФ.

Приглашение на въезд в РФ иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается по ходатайству, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее разрешение на временное проживание. При этом под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства) в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.


Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства):

1. родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

2. признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3. имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4. состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

5. в некоторых иных случаях.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее вид на жительство. При этом под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию. Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) на пять лет.

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ, на основании имеющихся у них документов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права избирать и быть избранными в ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане (лица без гражданства) в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ, имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане (лица без гражданства) пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных ФЗ.

Отличия от статуса граждан РФ. Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не имеет права:

1. находиться на муниципальной службе;

2. находиться на государственной гражданской службе (если иное не предусмотрено международным договором РФ);

3. замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

4. быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

5. быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

6. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;


7. заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен ФЗ.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не может быть призван на военную службу или альтернативную гражданскую службу.


24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.

Орган исполнительной власти — это гос-я организация, часть системы ОГВ в РФ, учрежденная самим гос-м для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных н/п/а, реализации функций гос-го управления во всех сферах жизни гос-ва и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом гос-х служащих. Основными и наиболее существенными признаками ОИВ являются следующие положения:

  1. Государственно-правовая природа ОИВ обусловлена конституционным разделением на 3 ветви гос-й власти. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения гос-й власти.

  2. ОИВ — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти.

  3. Работа ОИВ строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность РФ;

б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

в) верховенство КРФ и ФЗ на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на з., и., и с., в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного ОГВ либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ СРФ;

ж) самостоятельное осуществление ОИВ СРФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий ОМСУ.

  1. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

  2. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер.

  3. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д. )

  4. ОИВ наделены государством особыми государственно-властными полномочиями; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д. ). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

  5. ОИВ постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

  6. ОИВ наделены правом нормотворческой деятельности.

  7. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

  8. ФЗ и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность ОИВ и их должностных лиц.

  9. ОИВ — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

  10. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.


Правовой статус органов ИВ характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий.

Конституция РФ, закрепляя единую систему ОИВ в РФ, не дает их полного перечня. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды ОИВ:

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в РФ (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

а) ОИВ, которые формируются (учреждаются) самой РФ в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;

б) ОИВ, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

4. По организационно-правовым формам:

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей — субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);

д) администрации; е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

ФОИВ делятся на две группы:

а) собственно ФОИВ (или «центральные» органы федеральной исполнительной власти) — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, которые осуществляют свои полномочия на всей территории РФ.

б) территориальные органы ФОИВ, осуществляющие свои полномочия в определенной части территории (региона, субъекта РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности.

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности.


в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства отраслей и сфер деятельности (управления).

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы;

б) единоначальные органы.

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяется современными особенностями организации государственной власти РФ, закреплёнными в её Конституции 1993 г.

Основными принципами являются: самостоятельность органов исполнительной власти, единство системы органов исполнительной власти, федерализм, законность, экономичность.

Самостоятельность. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо.

Единство. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов ОИВ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система ОИВ субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ИОГВ, установленными ФЗ.

Федерализм. Федеративное устройство России основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ её субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определён круг вопросов, отнесённых к ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ), одновременно были определены предметы ведения, отнесённые к совместному ведению РФ и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы ОИВ.

Принцип федерализма выражается также в том, что вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и её субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. ФОИВ власти по соглашению с ОИВ СРФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и ФЗ.

Законность. Один из ведущих принципов организации и деятельности ОИВ. Свои исходные начала он берёт из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ и их законодательства (см., например, ст. 15 Конституции РФ).

Экономичность. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащён, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительным, отягощают государственный и региональный бюджеты. В силу этого постоянно осуществляется организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.