ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 2810

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КРФ устанавливает систему ОИВ в РФ. Основной критерий органов – разграничение полномочий между РФ и субъектами. К ведению РФ относятся установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности. формирование ФОИВ. В совместном ведении – установление общих принципов организации системы ОГВ.

Сейчас акты – смотри выше, плюс положения о ФОИВ. Положения разрабатываются на основе НПА, Типового регламента взаимодействия. ФОИВ разрабатывают административные регламенты исполнения функций, предоставления услуг, должностные регламенты государственных служащих.

Административный регламент ФОИВ составляют регламент ФОИВ, регламенты исполнения функций, предоставления услуг, должностные регламенты.

Административные регламенты исполнения функций и предоставления услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами.

Постановление Правительства от 11.11.05 утвердило порядок разработки и утверждения админ-х регламентов, установил общие требования, сроки и последовательность действий ФОИВ, порядок взаимодействия между структурными подразделениями, ДЛ, взаимодействия с другими ФОИВ и организациями при исполнении гос-х функций. Админ-е регламенты разрабатываются ФОИВ на основе федеральных законов, Типовых регламентов. В админ-й регламент включаются разделы «Общие положения», «Административные процедуры», «Требования к порядку предоставления государственной услуги» - для услуг. Регламенты разрабатываются с учетом методических рекомендаций.

Цель разработки – устранение избыточных административных процедур, упрощение действий, сроков, предоставление информации о действиях гражданам, возможность установления персональной ответственности за соблюдение требований регламентам.

Регламенты представляются ФОИВ на гос регистрацию в Минюст, подлежат опубликованию.

Федеральное министерство имеет право осуществлять функцию нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности. Федеральная служба и агентство также могут принимать индивидуальные акты, но не могут осуществлять нормативное регулирование кроме отдельных случаев.

Система ОГВ субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно в соответствии с общими принципами организации ОГВ, КРФ.

Система ФОИВ – совокупность ОГУ, установленных КРФ, ФЗ, ФКЗ, имеющих свое специальное назначение, организационную структуру, нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

В систему ФОИВ входят упомянутые органы.

Функции ФОИВ – по принятию НПА, по контролю и надзору (в т. ч. выдача лицензий), по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг.


Федеральное министерство – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента сферой деятельности. Оно осуществляет самостоятельно правовое регулирование, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению госимуществом (специальные органы).

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и агентств, утверждает ежегодный план и показатели деятельности, вносит проект положения о них, предложения по финансированию в Минфин, в Правительство – НПА, дает поручения службам и агентствам, назначает на должность и освобождает от должности руководителей, имеет право отменить противоречащее закону решение их, назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов.

Федеральное министерство осуществляет координацию внебюджетных фондов.

Федеральная служба – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, ГБ, защиты и охраны границы, проведения борьбы с преступностью. Возглавляет – директор службы.

Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением контрольно-надзорных. Возглавляет руководитель, может быть коллегиальным органом. Принимает индивидуальные правовые акты, как и служба, может быть подведомственно Президенту РФ.

Сейчас действует структура ФОИВ, установленная указом 2008 г. «Вопросы…»

В регламент ФОИВ включаются разделы, которые определяют общие правила деятельности ФОИВ, в т.ч. общие положения, порядок планирования, подготовки решений, исполнения поручений в ФОИВ, проектов, рассмотрения запросов, деятельности подразделений ФОИВ, взаимодействия министерства с находящимися в его ведении службами и агентствами, правила организации деятельности ТО, взаимодействия с ТО, работы с обращениями граждан, обеспечения доступа к информации о деятельности ФОИВ. Конкретный регламент утверждается с учетом требований типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

Типовой регламент взаимодействия ОИВ - устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Регламенты федерального министерства, государственного комитета, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, положения о федеральном органе исполнительной власти и настоящего Типового регламента и утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Типовой регламент устанавливает порядок осуществления функций ФОИВ, координации и контроля, формирования планов и показателей, деятельности ТО ФОИВ, исполнения поручений, участия в законопроектной деятельности, подготовки проектов заключений, рассмотрения запросов и обращений, организации документооборота, межведомственных координационных и совещательных органов.



29. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. История развития системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Взаимодействие и координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (см.: Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725).

Деятельности ОИВ субъектов осуществляется во всех субъектах РФ (их 83). КРФ определяются общие начала в образовании региональных ОИВ. ОИВ создаются и действуют: 1) в республиках (имеются свои конституции); 2) в краях и областях (система ОИВ закрепляется в уставах); 3) в автономных образованиях (одна область и округа); 4) в городах фед-го значения (Москва и Питер).

Порядок формирования системы ОИВ в субъектах РФ регламентируется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Субъекты формируют ИВ самостоятельно в соответствии с законом. Это вопрос совместного ведения. Система ИВ устанавливается самостоятельно, перечень ИВ определяется ВДЛ субъекта в соответствии с основным актом субъекта

Гражданин РФ наделяется полномочиями ВДЛ по представлению Президента законодательным органом субъекта. Кандидатуры представляются Администрацией Президента РФ не менее чем за 90 дней до истечения срока полномочий или за 10 дней до досрочного прекращения полномочий.

Предложение о кандидатуре ВДЛ вносятся в законодательный орган за 35 дней до истечения срока, проводятся консультации по кандидатуре. Законодательный орган рассматривает за 14 дней кандидатуру, принимает решение простым большинством от установленного числа депутатов, если отклоняет – повторно, при повторном отклонении – назначается временный исполняющий на 6 месяцев. Президент после представления в третий раз кандидатуры вправе распустить орган законодательной власти субъекта. Назначение происходит указом.ВДЛ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет; наделяется полномочиями на срок не более 5 лет. ВДЛ не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, замещать должности в ОГВ. ВДЛ представляет субъект вовне, обнародует законы, формирует высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, требует внеочередного заседания, участвует в работе законодательного ОГВ субъекта, обеспечивает координацию деятельности, осуществляет полномочия по назначению госслужащих и на государственные должности ( в правительстве). ВДЛ издает указы и распоряжения (или постановления вместо указов), которые обязательны на территории субъекта. Возможно досрочное прекращение, отрешение от должности. Решение ОГВ субъекта РФ направляется на рассмотрение президента РФ для отрешения от должности. Возможно по представлению Генпрокурора временное отстранение ВДЛ от должности, что может обжаловаться в ВС РФ.


Высший ИОГВ субъекта РФ является постоянно действующим ОИВ субъекта и обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ и других НПА на территории субъекта. Наименование этого органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. Данный орган обладает права юр лица, имеет гербовую печать.

Формирование – за счет бюджета субъекта. Высший ОИВ субъекта разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития, проводит единую политику в области финансов, имеет полномочия – по защите ПСЧГ, борьбе с преступностью, общественному порядку, разрабатывает проект бюджета субъекта, обеспечивает его исполнение, формирует иные ОИВ субъекта, распоряжается собственностью субъекта РФ, вправе предложить ОМСУ или иному ДЛ МСУ привести акты в соответствие с ФЗ, обратиться в суд, заключает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, осуществляет иные полномочия.

Законодательный орган может выразить недоверие руководителям органов, принятие решения о недоверии влечет освобождение их от должности или иные последствия по уставу субъекта.

В краях и областях ОИВ является администрация, в иных – правительство (ИВ в краях и областях осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство или администрация) Существует система ОИВ – органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции, формируются исходя из исторических традиций (в ВО – Правительство, губернатор-ВДЛ).

Стоит также отметить, что в пределах субъекта также действуют территориальные органы ФОИВ, ВДЛ по указу Президента РФ от 2 июля 2005г. № 773 имеет полномочия по организации взаимодействия и координации ОИВ субъекта и ТО ФОИВ МВД, МЧС, Минюста, Федеральной службы исполнения наказаний, ФС судебных приставов и т.д. Федеральные министры до принятия решения о назначении руководителя ТО согласовывают решение с ВДЛ субъекта, существуют в случае отказа в согласовании согласительные процедуры, 2 месяца после отказа – назначение руководителя или представление к назначению в установленном порядке, информирование о несогласование высшие ФОИВ.


30. Понятие, комплексность, структура и источники института государственной службы. Институт государственной службы в системе административного права. История формирования и развития государственной службы в России (XVII - XX вв.). Конституционно-правовые основы государственной службы. Этапы реформы государственной службы. Формирование публичного служебного права.

Институт государственной службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы.


Государственная служба — комплексный правовой институт, который включает в себя правовые нормы различных отраслей права.

Комплексность (сложность) института государственной службы обусловлена, по крайней мере, двумя основными факторами:

1) он состоит из отдельных весьма обособленных подинститутов (например: принципов государственной службы, правового статуса государственных служащих и т.д.);

2) он объединяет в себе множество правовых норм других отраслей права (конституционного, административного, трудового и т. д.).

Рассматривая структуру института государственной службы, следует брать во внимание предыдущие 2 фактора комплексности. Следовательно, по 1му фактору необходимо выделить следующие составляющие:

  1. институт принципов государственной службы;

  2. институт статута государственной должности;

  3. институт правового статуса государственного служащего;

  4. институт реализации государственно-служебных функций служащими (определение количества, видов, структуры и содержания основных документов, регламентирующих управленческую деятельность государственных служащих);

  5. институт прохождения, перемещения и продвижения по службе:

  1. система средств и инструментов, использующихся для мотивации действий служащих;

  2. институт аттестации, критерии и порядок проведения оценки работы служащих (текущая оценка и в форме аттестации);

  3. порядок присвоения специальных званий, степеней, рангов и т. п.;

  4. стимулирование (поощрение) и ответственность служащих;

  1. институт служебной дисциплины;

  2. институт условий государственной службы (денежное содержание, отпуск; пенсионное обеспечение и т. д.);

  3. институт прекращения государственно-служебных отношений;

  4. институт управления государственной службой (органы по вопросам государственной службы, кадровая служба государственного органа и т. д.).

По 2му фактору комплексности институт государственной службы включает в себя нормы многих правовых отраслей, регламентирующих государственно-служебные отношения. Стоит рассмотреть ряд основных отраслей, регламентирующих эти отношения:

  1. Конституционное право. Конституция РФ использует термин "государственная служба", устанавливает конституционные основы государственной службы в РФ. Государственная служба должна функционировать на установленных КРФ принципах и положениях, относящихся: к основам конституционного строя (ст. 1—16); правам и свободам человека (ст. 17—64); федеративному устройству, разграничению пределов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст. 65—79); институту президентства (ст. 80—93); Правительству РФ (ст. 94—109); судебной власти (ст. 118—129); местному самоуправлению (ст. 134—137).

  2. Международное право. КРФ устанавливает важное положение о приоритете норм международного права над правом национальным. Поэтому многие положения международно-правовых документов и договоров также являются источником государственной службы как правового института. К таковым, например, относятся: принятая 17 декабря 1979 г. Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка"; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., определяющий, что каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации, и без необоснованных ограничений право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (п. "с" ст. 25).

  3. Трудовое право. Трудовое законодательство регулирует те отношения, которые обеспечивают государственному служащему выполнение его должностных полномочий (содержание этих полномочий устанавливается нормами административного права). Нормы трудового законодательства применяются в процессе регулирования государственно-служебных отношений в случае, если они соответствуют законодательству о государственной службе.