ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 3014
Скачиваний: 5
Административно-правовое отношение — разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Во-первых, правовые нормы в них первичны, во-вторых, правовой нормой регламентируется действие субъектов, которая и придает им юр силу. Права и обязанности взаимно корреспондируются. Специфичен состав правоотношения – элементы указаны, различается юридическая сторона (нормы) и фактическая (поведение).
Особенности АП-отношений:
1. Построены, как правило, на отношениях власть-подчинение, бывают также и договорные отношения (адм-е договоры о координации, взаимодействии и т.д.)
2. Выделяется субъект управления – сторона АП-отношений, которая в пределах компетенции обязана реализовывать государственно-властные полномочия для защиты публичных интересов, КП и свобод граждан.
3. АП-отношения связаны с ГУ, с его фактической стороной
4. АП-отношения являются организ-ми, возникают по инициативе любой из сторон
5. Между сторонами могут возникать споры, которые разрешаются, как правило, во внесудебном адм-м порядке. Сторона, интересы которой нарушены, также вправе обратиться в суд.
6. Основания для возникновения, изменения, прекращения отношений – юрфакты – обстоятельства, при которых в соответствии с нормой должны произойти конкретные правоотношения. Бывают действия и события. Действия – правомерные и неправомерные.
7. Современные черты – возникают в процессе ГУ, имеют в качестве обязательного субъекта ОГУ, возникают для решения задач управления, имеют организующее начало, отличаются особым режимом обеспечения законности.
По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности.
По составу участников на отношения, участники которых принадлежат к гос-му аппарату (гос-е органы и их должностные лица), отношения между ОИВ (местной администрацией) и гос-ми предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между ОИВ (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между ОИВ (местной администрацией) и негос-ми коммерческими организациями, отношения ОИВ (местной администрацией) и гражданами.
По направлению деятельности выделяются:
административно-правовые отношения ОИВ (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;
административно-правовые отношения ИВ отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
Так же отношения подразделяются на отношения по вертикали и по горизонтали. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию адм-го акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения). Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса.
Особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления. И функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются ПСЧГ, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления и т.д.
Субординационные отношения – базируются на полномочии субъектов использовать распорядительные полномочия по отношению к другим.
Координационные – совместная деятельность нескольких субъектов.
Реординационные – образуются в целях обратного воздействия управляемого на управляющий субъект.
20. История развития административно-правовой науки (камералистика; полицейское право; административно-правовая наука в конце XVIII в. - начале XIX в., административное право конца XIX в. - начала XX в., основные достижения науки административного права в XX в.). История развития российской науки административного права (1991 – 2008 годы).
Начало развитию АП положила камералистика – наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении в 16 веке. До 19 века назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение счастья, безопасности и благосостояния граждан – полицейская наука. АП сформировалось в течение 500-летнего развития.
Полицейское право, право внутреннего управления – смотреть вопрос про историю АП, синонимы АП.
Внутреннее управление – деятельности административных органов по осуществлению ГУ, организация этих органов и их действия. Право ВУ – законы, определяющие это.
Предпосылки становления АП – обеспечение общественного благополучия, защита правопорядка, создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности, создание порядка управления.
«Полиция» - «состояние хорошего порядка в обществе» в 16 веке. Ранее полиция не ограничивалась в компетенции – отсюда термин «полицейское государство»
Первые попытки уточнения термина «полиция» - в трудах Пюттера. Главная задача полиции – защита общества от опасностей, обеспечение порядка и общественной безопасности. (Кройцберг-решение 1882 г.). Были изданы уголовные кодексы полиции.
В России также появилось полицейское управление (1700-е года), изменялась роль полиции. Впервые она возникла в 1718 году. Позднее полиция присвоила законодательные функции. 1782 – Устав благочиния – организация городской полиции, обязанности и функции полиции. В 1810 году – министерство полиции.
19 век – учение об управлении достигло апогея – фон Моль, Штейн. Система управления хар-ся разделением властей, сокращением задач государства, связыванием законом властителей, прав индивида. АП отделилось от науки государственного права. Возник новый взгляд на АП – управление, основанное на законе, ПСЧГ.
В конце 18 – 19 веке – французские работы по вопросам управления. Управление дБ регламентировано законом.
1864 г. – монография «Правовое государство» - только тогда, когда публичное право будет установлено законом, а управление будет подчинено судопроизводству
Направления развития – государственно-правовое направление (Гос. Право + управленческие категории, описание функционирования гос. Власти в различных областях деятельности, исходил из анализа управления, не создавая АП)
Научно-правовой метод – создание АП путем выявления присущих ему институтов
В эти годы появилась система административных судов, в которые можно было обжаловать решения власти, продолжило развитие муниципальное самоуправление
В конце 19 – начале 20-го века наука АП постепенно превращалась в самостоятельную дисциплину. Оскар Майер «Германское административное право» 1895 г. Этот ученый разделял государственную деятельности в области законодательства, юстиции и управления, над всякой государственной деятельностью должен стоять закон.
В 20 веке большой вклад в развитие АП внесен германскими учеными. Основными достижениями АП являются возрастание государственного вмешательства в экономику, внутренние преобразования законодательства, развитие судебной практики, разработка правовых проблем процесса публичного управления, административное судопроизводство, установление законодательных основ публичной службы, повышение качества нормативного регулирования административного договора, новая структура АП.
В России развитие науки АП включало в себя многие из институтов – управленческое право, полицейское право, охрана общественного порядка, госслужба. Юрий Крижанич – сторонник принудительного государственного вмешательства во все области жизни.
1840 г., Рождественский (под влиянием фон Моля) – «Основания государственного благоустройства с применением к российским законам»
1856 г. – Платонов, 1871 г. – Андреевский «Полицейское право». Наука российского АП развивалась как наука полицейского права, которое изучало полицейское законодательство, представляло его систематизирование, выявляло обстоятельства и причины, обусловившие появление полицейских законов и положений. ПП (понятие и содержание науки, меры принуждения, источники, деятельность полиции безопасности, деятельность полиции благосостояния)
АП в широком смысле – совокупность юр норм, определяющих деятельность административных органов
Следующим периодом стал советский, который тоже можно систематизировать.
До 1918 года – ликвидация сословий, чинов, национализация, власть Советов
1918 – 1921 – политика военного коммунизма, централизация власти
1921 – 1928 – НЭП, частная инициатива в мелком производстве, государство брало ответственность за незаконные акты, которые могли быть признаны таковыми обычными судами. Создана прокуратура.
1928 – национализация, введение паспортов
С 1936 года (КСССР) – новый этап развития науки АП, восстановлено преподавание в ВУЗах, подчеркивался социалистический характер права.
1950 – 80-е – развитие АП, учебники по АП, монографии. Манохин – советская государственная служба, анализ госслужбы (но не было правовой регламентации госслужбы). 80-90-е – анализ теоретических вопросов АП, курс «Советское АП», материалы, посвященные управлению отдельными отраслями права.
конец 90-х – учебники по АП, госслужба – Манохин, Бахрах, Козлов, Коренев, Тихомиров.
Возрос интерес к проблеме админ-го договора, административно-деликтного и полицейского права, к деятельности ОВЖ.
Основные проблемы после КРФ – кодификация АП, современные задачи, функции, принципы ГУ и МСУ, становление системы МСУ, проблемы функционирования ИВ, современного АП, создание зак-ва, процесс, применительная деятельность, админ-я юстиция, выделение новых подотраслей, проблемы госслужбы.
21. Понятие, система и виды субъектов административного права. Физические и юридические лица. Индивидуальные и коллективные субъекты. Административная правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
Субъектом АП считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Признаки субъектов АП:
1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления;
2. отношения между ними урегулированы нормами АП;
3. субъектами могут быть как физ, так и юр лица;
4. не все физ и юр лица могут быть субъектами АП.
Субъект АП — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.
Субъекты АП могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
1. в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
2. управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
3. административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
4. административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
В отношении распределения субъектов административного на виды, в юридической литературе не сложилось единой точки зрения. Так, некоторые авторы учебников по АП всех субъектов АП делят на физических и юридических лиц, или граждан и организации, другие — просто дают их перечень, не разделяя на обобщенные виды.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективныесубъекты АП.
Коллективные субъекты АП — это группы людей, являющиеся организациями (гос-ми, негос-ми, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.