ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 3007
Скачиваний: 5
По мнению Ю. А. Тихомирова, во-первых, предмет и система АП находятся в постоянном изменении; во-вторых, абсолютизация объема управления и выделение по этому критерию в АП Особенной части не оправдано; в-третьих, управленческие, регулятивные и защитные административно-правовые средства распространяются на все сферы.
А. Ф. Ноздрачев, называет новые взгляды на развитие современного АП "фактической отменой АП как отрасли права, как научной и учебной дисциплины", реализацией "далеко не новых "доктрин" ликвидации АП, диффузии предмета его регулирования", для которых, по его мнению, нет "законодательных и организационных, социальных и политических, а также экономических оснований". По мнению Ю.Н. Старилова, ни один из современных авторов, исследующих проблемы современного АП, не призывает к ликвидации АП как отрасли права. С другой стороны, думается, что именно сегодня имеются социально-экономические, политические, организационные и законодательные предпосылки для реформирования АП, для приведения его в соответствие с действующим адм-м законодательством.
10. Система административного права.
Система АП – совокупность институтов, подотраслей и норм АП. Её необходимо отличать от системы адм-го законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления.
Традиционно учеными предлагается примерно одинаковая система АП, состоящая из двух частей — общей и особенной.
В общей части АП рассматриваются основные институты АП. Общая часть включает главные структурные элементы общего АП, например: понятие АП; вопросы предмета, метода и системы АП; административно-правовые нормы и отношения; наука АП; субъекты АП; административно-правовой статус гражданина, ОИВ, государственных служащих; правовые акты управления; административно-правовые методы реализации ИВ и адм-е принуждение; адм-е правонарушение и адм-я ответственность; компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об адм-х правонарушениях.
В общую часть АП также входят: институт административно-процессуальной деятельности; обеспечение законности в сфере реализации ИВ; виды гос-го контроля; прокурорский надзор; адм-й надзор; адм-я юстиция; общественный контроль.
В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:
1. институты и нормы АП, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления, т.е. так называемое организационное АП или институты и нормы, входящие в управленческое право;
2. правовые нормы, регламентирующие процесс управления;
3. нормы, устанавливающие порядок судебной защиты ПСЧГ от действий и решений публичного управления;
4. институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения.
Особенная часть включает главы о системе гос-го управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой,
В особенной части АП рассматриваются организация гос-го управления, вопросы соотношения компетенции РФ и её субъектов в области организации гос-го управления; понятие регионального управления; межотраслевое гос-е управление и его организационные формы; соотношение гос-го управления и гос-го регулирования; воздействие проводимой в России адм-й реформы на формирование системы и структуры ФОИВ.
Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты АП могут быть: отраслевыми (ин-т правового акта управления) и межотраслевыми (ин-т административной ответственности); материальными (ин-т административно-правовых форм управления) и процедурными (ин-т прохождения гос-й службы, производства по делам об адм-х прав-х); регулятивными (ин-т гос-й службы) и охранительными (ин-т адм-го принуждения); простыми (ин-т аттестации гос-х служащих) и сложными (ин-т гос-й службы, юр отв-ти (должностных лиц).
АП может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и АП, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм АП).
АП подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее АП регулирует отношения (правоотношения) между управляющим гос-м (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой (\то наиболее важная часть АП). Внутреннее АП регулирует правоотношения между гос-м, его органами и структурными подразделениями.
В настоящее время пересматривается особенная часть АП. В рамках такого пересмотра возможно построение и формирование следующих отраслей АП: строительное, служебное, информационное, транспортное право и т.д.
При появлении кодифицированного акта, регламентирующего адм-й процесс, возможно выделение адм-го процессуального права как самостоятельной отрасли российского права.
Формирование, совершенствование и развитие таких ин-в АП как гос-я служба и адм-я ответственность, приводит к появлению точек зрения, говорящих об административно-деликтном праве, а так же о служебном праве (полицейское право).
11. Методы административного права.
Метод правового регулирования административно-правовых отношений – это правовые средства (способы) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения.
В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм АП; предписание и запрет — наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.
Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный идиспозитивный, которые свойственны двум большим противоположным блокам правовых отраслей — публичному и частному праву.
Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный, прежде всего для АП. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.
Диспозитивный метод предполагает установление юр-го равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).
В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:
1) установление определенного порядка действий или принятия решений — предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме.
2) запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требований.
3) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных в административно-правовой норме.
4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий.
Методы АП как способы воздействия на общ-е отн-я следует отличать от методов изучения АП, которые, в сущности, представляют собой способы толкования адм-о-правовых норм.
12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
Система административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю АП; она дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования этих отношений.
В систему административно-правового регулирования входят следующие элементы.
1. Административно-правовые нормы как первичные элементы адм-го регулирующего воздействия на общественные отношения. Нормы АП содержатся в ФЗ, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях ФОИВ и многих других актах. В системе адм-го правового регулирования правовым нормам отводится центральное место, поскольку их отсутствие непременно приведет к безжизненности всей системы функционирования АП.
2. Применение норм АП субъектами права. От качественности и правильности правоприменения зависит конечный результат административно-правового воздействия. Правоприменитель должен обладать высокой управленческой культурой, необходимыми знаниями в сфере права и других отраслей научного знания. В процессе применения норм АП возникают сложности, неясности, коллизии, а следовательно, необходимость их толкования в случае разногласий между субъектами правоприменения, сомнения в правильности действий или в конституционности самой административно-правовой нормы. В последнем случае на помощь приходит КСРФ, рассматривающий подобные споры в установленном ФКЗ порядке. В результате применения норм АП и их толкования управомоченные субъекты принимают соответствующие решения (правоприменительные акты, судебные решения и т. д.).
3. Административно-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм АП. Правоотношения завершают формирование этой системы, а установление законных управленческих (адм-х) отношений и является по сути главной целью процесса административно-правового регулирования. Этому служат как созданные правовые нормы, так и их применение на практике применительно к конкретным отношениям. Административно-правовые отношения содержат в себе соответствующие права, обязанности, ответственность участников правоотношений.
13. Принципы административного права.
В юридической литературе теория принципов АП пока не получила достаточного освещения. Между тем изучение этого вопроса имеет важнейшее значение для понимания, анализа и совершенствования самого АП, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области АП, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования и т.д.
Законодатель не может и не должен определять понятие принципов АП, хотя он и перечисляет их в том или ином виде в различных законодательных и иных нормативных правовых актах. Принципы современного АП закрепляются в различных законодательных и других н/п/а: КРФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ.
ПринципыАП — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования гос-й власти в целом (а также ИВ в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций гос-х управленческих органов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).
Принципы АП выполняют важные функции: они устанавливают основы правового статуса субъектов права, основы взаимодействия их с гос-м и между собой, фиксируя их основные права, обязанности, запреты, ограничения и ответственность.
Главным назначением принципов АП является установление характера административно-правового регулирования конкретных общ-х отношений, закрепление особого правового режима реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий конкретных субъектов АП.
Обычно принципы права подразделяются на общие принципы и принципы ею институтов.
При классификации принципов АП, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные (политико-юридические) и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями КРФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования ИВ и гос-го управления, гос-го аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной адм-й деятельности в гос-х органах.
Конституционные принципы:
1. Принцип законности. Этот принцип можно также назвать принципом верховенства КРФ и ФЗ над иными н/п/а, устанавливающими организацию и функционирование ИВ, гос-го управления, деятельность гос-х служащих, обеспечение прав и свобод граждан. Орган ИВ обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с РФ; этот принцип означает также, что и гос-е служащие вправе осуществлять полномочия только в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями.
Верховенство ФЗ предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия КРФ и ФЗ всех н/п/а, принимаемых ФОИВ, а также законов и иных н/п/а, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности в государственном управлении, т. е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Это означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью.
2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия и правовой защиты.