ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 2849

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные признаки субъектов данной группы:

    • Определенная законом организационно-правовая форма. Например КоАП и другие акты федерального уровня и субъектов называют исчерпывающий перечень лиц, правомочных осуществлять процессуальные действия в производстве по делам об административных правонарушениях и при реализации мер процессуального обеспечения.

    • Четко регламентированная нормами права компетенция и, в частности, полномочия в сфере осуществления административно-процессуальной деятельности.

    • Обязанность реализовывать свою профессиональную компетенцию во всех случаях, когда возникают, изменяются или прекращаются административно-процессуальные правоотношения.

    • Широкое использование принципа сочетания усмотрения и целесообразности: заключается в предусмотренной законодателем возможности в определенных случаях прерывать процесс по мотивам нецелесообразности, отсутствия доказательств.

    Субъектов, осуществляющих административный процесс, по территориальному признаку можно разделить на: субъектов федерального, регионального и муниципального уровня.

    К федеральным относятся:

    1) Органы исполнительной власти РФ ( Правительство РФ, Министерства, службы, агентства).

    2) Должностные лица и государственные служащие органов власти РФ. Они действуют от имени органа власти в пределах предоставленных ему этим органом процессуальных полномочий; и реализуют свою собственную, определенную в нормах права компетенцию. Особенностью является их непосредственное, лично-субъективированное осуществление процесса.

    3) Органы судебной власти РФ.

    К региональным субъектам, осуществляющим ап, относятся:

    1) Органы исполнительной власти субъектов РФ

    2) Должностные лица и государственные служащие органов исполнительной власти субъектов РФ

    3) Мировые судьи, создаваемые субъектами и являющиеся участниками производства по делам об административных правонарушениях и применении мер административного обеспечения.

    На муниципальном уровне: органы и должностные лица местных органов управления, муниципальные служащие и специально создаваемые комиссии и органы (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    1. Субъекты, отстаивающие частный интерес и не обладающие властными полномочиями при осуществлении процесса.

    Для характеристики этих субъектов идеально подходит их разделение на индивидуальных и коллективных субъектов.

    1. Статус физ. лиц, не наделенных специальными полномочиями в сфере административного процесса (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства).

    Общее для этой группы субъектов то, что они некомпетентны разрешать возникающие дела в сфере публичного управления, т. к. не наделены специальными полномочиями.


    Можно выделить 3 категории граждан ( обычные, почетные и с двойным гражданством);

    2 категории иностранных граждан: «ближнего» и «дальнего» зарубежья. А также лица постоянно и временно проживающие на территории РФ.

    2. Статус юр. лиц, общественных организаций и их органов, не наделенных властными административно-процессуальными полномочиями.

    Спецификой этой группы субъектов является неприменение по отношению к ним некоторых видов административной ответственности: административный арест и выдворение. Специфика этих субъектов ограничивает их участие в некоторых производствах, например, дисциплинарном.

    1. Статус субъектов, способствующих осуществлению процесса и, как правило, не отстаивающих личного интереса.

    -Свидетели

    -Понятые

    -Эксперты

    -Специалисты

    -Переводчики

    -Прокуроры


    Стадии административного процесса.

    1. Стадия возбуждения дела всегда связана с началом процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретного дела. Как правило данная стадия имеет четкую правовую регламентацию. КоАП содержит отдельную главу, регламентирующую вопросы возбуждения дела об административном правонарушении. Для возбуждения производства по изданию правовых актов управления и заключению административных договоров требуется предварительный анализ сложившейся управленческой ситуации, определенная информационная обеспеченность и прогнозирование дальнейшего развития ситуации, требующей урегулирования. Только после этого уполномоченный субъект избирает форму и метод управленческого воздействия и возбуждает производство. Возбуждение таких производств как регистрационное, лицензионно-разрешительное, по обращениям граждан связано с моментом подачи соответствующего акта лицом и принятия такого акта уполномоченным рассматривать дело органом.

    2. Подготовка дела к рассмотрению: в административном судопроизводстве эта стадия имеет содержанием действия по оценке полученных материалов и определению участников процесса; по назначению дела к слушанию; извещениям и вызовам суда.

    3. Стадия разрешения дела по существу (рассмотрение дела): содержанием этой стадии является всестороннее, полное и объективное изучение материалов в целях установления объективной истины по делу.

    4. Стадия вынесения решения: форма решения по делу бывает различной. Это могут быть постановления или определения судов, постановления, приказы или решения уполномоченных органов публичной власти или их должностных лиц. Главная особенность этой стадии – официальное оформление избранной формы управленческого решения. Именно с момента принятия правового управленческого решения оно приобретает качество юридического факта.

    5. Исполнение решения: в административном процессе не имеет ни общих правил, ни общего содержания. Порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях в общем виде регламентирован в КоАП (раздел 5), а решения, принятые в процессе административного судопроизводства, вступают в законную силу и исполняются на основе норм ГПК и АПК.

    6. В производствах административного процесса стадия обжалования (опротестования) принятого решения может предшествовать стадии исполнения решения или следовать за ней. Данная стадия реализуется, если лицо, заинтересованное в результате процесса, не удовлетворено полностью или в части принятым решением. Характерной особенностью является возможность альтернативного (административного или судебного) обжалования. Причем, обжаловать можно как итоговое решение, так и промежуточные процессуальные действия (бездействия) или решения лиц, осуществляющих процесс.

    7. Контроль за исполнением решения: он должен быть оперативным, гласными объективным, экономически целесообразным. Контрольной деятельности должны быть присущи не только карательные функции, контроль должен рассматриваться и как обратная связь, для которой устанавливаются контролируемые параметры, в рамках которых эта деятельность и должна осуществляться.





    Вопрос – 117 Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. А-процессуальные нормы в системе норм права.

    Система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования исполнительной власти, обеспечения и охраны правопорядка, а также в сфере судебной деятельности при разрешении административных конфликтов по спорам о субъективных публичных правах образует административно-процессуальное право.

    Предметом административно-процессуального права является система прав и обязанностей в сфере исполнительно-распорядительной деятельности публичной власти, совокупность правил, нормирующих субъективные публичные интересы, и сам административный процесс как способ охраны и защиты этих прав и интересов.

    Предмет составляют:

    • Позитивная управленческая деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных надлежаще уполномоченных субъектов, осуществляемая в целях упорядочения объектов и систем;

    • Охранительно-принудительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также судов, осуществляемая в целях охраны, поддержания и обеспечения установленного правопорядка;

    • Судебная административно-юстиционная деятельность, осуществляемая в форме судопроизводства в целях разрешения возникающих управленческих конфликтов и защиты субъективных публичных прав, свобод и законных интересов.

    Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. Реализуется путем установления в нормах определенных предписаний, дозволений и запретов. Для позитивного (управленческого) процесса характерно преобладание предписания, для охранительного приоритетен запрет, а административная юстиция базируется на предоставлении возможности (дозволения) оберегать и отстаивать собственные публичные права и интересы. Сочетание вышеназванных основных способов воздействия образует такие специфические методы правового регулирования, как императивный (директивный) или диспозитивный (автономный).

    Императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Он присущ административно-процессуальному праву в меньшей степени, чем уголовно-процессуальному, но в большей степени, чем гражданско-процессуальному.

    Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

    В зависимости от сочетаний запретов и дозволений можно выделить еще 1 разновидность типов правового регулирования:


    • Общедозволительное , в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Этот тип регулирования становится преобладающим при определении процессуального статуса истца в ап.

    • Запретительное, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Преобладает среди субъектов, обладающих собственными полномочиями по осуществлению управления, его охране или разрешения конфликтов (органы власти и их должностные лица).

    Источники административно-процессуального права.

    Это совокупность нормативных установлений, регламентирующих процедуры осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, охраны и обеспечения установленного правопорядка, а также защиты публичных прав и интересов в сфере функционирования исполнительной власти.

    1. Основным актом, определяющим базовые параметры административно-процессуального права, является Конституция РФ, многие нормы которой устанавливают такие важнейшие аспекты как:

      • Административно-процессуальное законодательство, отнесенное к совместному ведению РФ и субъектов

      • Принципы административного процесса (демократизм; федерализм; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека м гражданина; приоритет общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров)

      • Самостоятельность органов исполнительной и судебной власти

      • Обязанность официального опубликования НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    2)Акты (нормы), определяющие порядок осуществления позитивного управления.

    • ФКЗ о Правительстве РФ от 17 декабря 1997, определяющий некоторые вопросы производства по принятию ПАУ, производства по обращениям.

    -ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997, дополняющий основные положения производства по обращениям граждан.

    • ФЗ, например,

    - «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997, регламентирующий вопросы регистрационного производства.

    - «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001, определяющий основные положения лицензионно-разрешительного производства.

    • Указы Президента РФ

    - «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» от 13 марта 1997

    • Постановления Правительства РФ

    - «О регламенте Правительства РФ и Положении об аппарате Правительства РФ» от 1 июня 2004, определяющий некоторые вопросы производства по изданию ПАУ

    - Постановление «Об утверждении правил подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997

    • Ведомственные акты ФОИВ (фед. Органов исп. Власти).

    • Конституции и Уставы РФ

    • Законы и иные НПА субъектов РФ


    - Закон Воронежской области «Об обращениях граждан» 1998

    • Ведомственные правовые акты субъектов

    - Постановление Главного государственного санитарного врача по Воронежской области «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище» 1997

    3) Акты (нормы), определяющие порядок реализации юрисдикционного воздействия.

    • ФКЗ

    - «О чрезвычайном положении» 2001

    - «О военном положении» 2002

    • ФЗ

    - КоАП РФ (производство по делам об административных правонарушениях, меры процессуального обеспечения)

    - ФЗ «Об исполнительном производстве» 1997

    • Указы Президента «Об учреждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ» 1998

    • Постановления Правительства «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» 1997

    • Ведомственные акты ФОИВ

    • Законодательство субъектов РФ и акты муниципальных образований

    - Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» 2003

    - Постановление Воронежской городской Думы «Об административной комиссии в городе Воронеже» 2004.

    4) Акты, определяющие процесс судебного рассмотрения споров о субъективных публичных правах и интересах, а также о качестве и законности осуществляемого управления.

    - Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993

    - ГПК РФ

    - АПК РФ

    - КоАП РФ

    Система административно-процессуального права:

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ, включающая базовые юридические константы, присущие любой сфере публичного управления:

    1. Нормы, определяющие основные параметры осуществления исполнительно-распорядительного властного управленческого воздействия.

    2. Нормы, устанавливающие формы реализации такого воздействия

    3. Нормы, регулирующие административно-процессуальный статус властенаделенных субъектов

    4. Нормы, устанавливающие основы административно-процессуального статуса невластных субъектов.

    5. Нормы, закрепляющие системы принципов осуществления процедурно-процессуальной деятельности.

    6. Нормы, обеспечивающие контрольно-надзорные механизмы а административном процессе.

    ОСОБЕННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ЧАСТЬ, включающая качественную регламентацию различных блоков административной процедурно-процессуальной деятельности, и разделенная, в зависимости от содержания этой деятельности, на 3 раздела:

    Первый (позитивное управление)

    1. Нормы, регулирующие производство по изданию правовых актов управления

    2. Нормы, регулирующие административно-договорное производство

    3. Нормы, регулирующие регистрационное производство

    4. -/- лицензионно-разрешительное производство

    5. -/- поощрительное производство

    6. -/- производство по обращениям граждан

    7. Нормы, регулирующие отдельные административные процедуры (например, процедуры осуществления воинского призыва)

    Второй раздел (юрисдикционное управление):