ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 2849
Скачиваний: 4
Основные признаки субъектов данной группы:
-
Определенная законом организационно-правовая форма. Например КоАП и другие акты федерального уровня и субъектов называют исчерпывающий перечень лиц, правомочных осуществлять процессуальные действия в производстве по делам об административных правонарушениях и при реализации мер процессуального обеспечения.
-
Четко регламентированная нормами права компетенция и, в частности, полномочия в сфере осуществления административно-процессуальной деятельности.
-
Обязанность реализовывать свою профессиональную компетенцию во всех случаях, когда возникают, изменяются или прекращаются административно-процессуальные правоотношения.
-
Широкое использование принципа сочетания усмотрения и целесообразности: заключается в предусмотренной законодателем возможности в определенных случаях прерывать процесс по мотивам нецелесообразности, отсутствия доказательств.
Субъектов, осуществляющих административный процесс, по территориальному признаку можно разделить на: субъектов федерального, регионального и муниципального уровня.
К федеральным относятся:
1) Органы исполнительной власти РФ ( Правительство РФ, Министерства, службы, агентства).
2) Должностные лица и государственные служащие органов власти РФ. Они действуют от имени органа власти в пределах предоставленных ему этим органом процессуальных полномочий; и реализуют свою собственную, определенную в нормах права компетенцию. Особенностью является их непосредственное, лично-субъективированное осуществление процесса.
3) Органы судебной власти РФ.
К региональным субъектам, осуществляющим ап, относятся:
1) Органы исполнительной власти субъектов РФ
2) Должностные лица и государственные служащие органов исполнительной власти субъектов РФ
3) Мировые судьи, создаваемые субъектами и являющиеся участниками производства по делам об административных правонарушениях и применении мер административного обеспечения.
На муниципальном уровне: органы и должностные лица местных органов управления, муниципальные служащие и специально создаваемые комиссии и органы (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
-
Субъекты, отстаивающие частный интерес и не обладающие властными полномочиями при осуществлении процесса.
Для характеристики этих субъектов идеально подходит их разделение на индивидуальных и коллективных субъектов.
-
Статус физ. лиц, не наделенных специальными полномочиями в сфере административного процесса (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства).
Общее для этой группы субъектов то, что они некомпетентны разрешать возникающие дела в сфере публичного управления, т. к. не наделены специальными полномочиями.
Можно выделить 3 категории граждан ( обычные, почетные и с двойным гражданством);
2 категории иностранных граждан: «ближнего» и «дальнего» зарубежья. А также лица постоянно и временно проживающие на территории РФ.
2. Статус юр. лиц, общественных организаций и их органов, не наделенных властными административно-процессуальными полномочиями.
Спецификой этой группы субъектов является неприменение по отношению к ним некоторых видов административной ответственности: административный арест и выдворение. Специфика этих субъектов ограничивает их участие в некоторых производствах, например, дисциплинарном.
-
Статус субъектов, способствующих осуществлению процесса и, как правило, не отстаивающих личного интереса.
-Свидетели
-Понятые
-Эксперты
-Специалисты
-Переводчики
-Прокуроры
Стадии административного процесса.
-
Стадия возбуждения дела всегда связана с началом процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретного дела. Как правило данная стадия имеет четкую правовую регламентацию. КоАП содержит отдельную главу, регламентирующую вопросы возбуждения дела об административном правонарушении. Для возбуждения производства по изданию правовых актов управления и заключению административных договоров требуется предварительный анализ сложившейся управленческой ситуации, определенная информационная обеспеченность и прогнозирование дальнейшего развития ситуации, требующей урегулирования. Только после этого уполномоченный субъект избирает форму и метод управленческого воздействия и возбуждает производство. Возбуждение таких производств как регистрационное, лицензионно-разрешительное, по обращениям граждан связано с моментом подачи соответствующего акта лицом и принятия такого акта уполномоченным рассматривать дело органом.
-
Подготовка дела к рассмотрению: в административном судопроизводстве эта стадия имеет содержанием действия по оценке полученных материалов и определению участников процесса; по назначению дела к слушанию; извещениям и вызовам суда.
-
Стадия разрешения дела по существу (рассмотрение дела): содержанием этой стадии является всестороннее, полное и объективное изучение материалов в целях установления объективной истины по делу.
-
Стадия вынесения решения: форма решения по делу бывает различной. Это могут быть постановления или определения судов, постановления, приказы или решения уполномоченных органов публичной власти или их должностных лиц. Главная особенность этой стадии – официальное оформление избранной формы управленческого решения. Именно с момента принятия правового управленческого решения оно приобретает качество юридического факта.
-
Исполнение решения: в административном процессе не имеет ни общих правил, ни общего содержания. Порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях в общем виде регламентирован в КоАП (раздел 5), а решения, принятые в процессе административного судопроизводства, вступают в законную силу и исполняются на основе норм ГПК и АПК.
-
В производствах административного процесса стадия обжалования (опротестования) принятого решения может предшествовать стадии исполнения решения или следовать за ней. Данная стадия реализуется, если лицо, заинтересованное в результате процесса, не удовлетворено полностью или в части принятым решением. Характерной особенностью является возможность альтернативного (административного или судебного) обжалования. Причем, обжаловать можно как итоговое решение, так и промежуточные процессуальные действия (бездействия) или решения лиц, осуществляющих процесс.
-
Контроль за исполнением решения: он должен быть оперативным, гласными объективным, экономически целесообразным. Контрольной деятельности должны быть присущи не только карательные функции, контроль должен рассматриваться и как обратная связь, для которой устанавливаются контролируемые параметры, в рамках которых эта деятельность и должна осуществляться.
Вопрос – 117 Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. А-процессуальные нормы в системе норм права.
Система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования исполнительной власти, обеспечения и охраны правопорядка, а также в сфере судебной деятельности при разрешении административных конфликтов по спорам о субъективных публичных правах образует административно-процессуальное право.
Предметом административно-процессуального права является система прав и обязанностей в сфере исполнительно-распорядительной деятельности публичной власти, совокупность правил, нормирующих субъективные публичные интересы, и сам административный процесс как способ охраны и защиты этих прав и интересов.
Предмет составляют:
-
Позитивная управленческая деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных надлежаще уполномоченных субъектов, осуществляемая в целях упорядочения объектов и систем;
-
Охранительно-принудительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также судов, осуществляемая в целях охраны, поддержания и обеспечения установленного правопорядка;
-
Судебная административно-юстиционная деятельность, осуществляемая в форме судопроизводства в целях разрешения возникающих управленческих конфликтов и защиты субъективных публичных прав, свобод и законных интересов.
Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. Реализуется путем установления в нормах определенных предписаний, дозволений и запретов. Для позитивного (управленческого) процесса характерно преобладание предписания, для охранительного приоритетен запрет, а административная юстиция базируется на предоставлении возможности (дозволения) оберегать и отстаивать собственные публичные права и интересы. Сочетание вышеназванных основных способов воздействия образует такие специфические методы правового регулирования, как императивный (директивный) или диспозитивный (автономный).
Императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Он присущ административно-процессуальному праву в меньшей степени, чем уголовно-процессуальному, но в большей степени, чем гражданско-процессуальному.
Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.
В зависимости от сочетаний запретов и дозволений можно выделить еще 1 разновидность типов правового регулирования:
-
Общедозволительное , в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Этот тип регулирования становится преобладающим при определении процессуального статуса истца в ап.
-
Запретительное, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Преобладает среди субъектов, обладающих собственными полномочиями по осуществлению управления, его охране или разрешения конфликтов (органы власти и их должностные лица).
Источники административно-процессуального права.
Это совокупность нормативных установлений, регламентирующих процедуры осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, охраны и обеспечения установленного правопорядка, а также защиты публичных прав и интересов в сфере функционирования исполнительной власти.
-
Основным актом, определяющим базовые параметры административно-процессуального права, является Конституция РФ, многие нормы которой устанавливают такие важнейшие аспекты как:
-
Административно-процессуальное законодательство, отнесенное к совместному ведению РФ и субъектов
-
Принципы административного процесса (демократизм; федерализм; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека м гражданина; приоритет общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров)
-
Самостоятельность органов исполнительной и судебной власти
-
Обязанность официального опубликования НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
-
2)Акты (нормы), определяющие порядок осуществления позитивного управления.
-
ФКЗ о Правительстве РФ от 17 декабря 1997, определяющий некоторые вопросы производства по принятию ПАУ, производства по обращениям.
-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997, дополняющий основные положения производства по обращениям граждан.
-
ФЗ, например,
- «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997, регламентирующий вопросы регистрационного производства.
- «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001, определяющий основные положения лицензионно-разрешительного производства.
-
Указы Президента РФ
- «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» от 13 марта 1997
-
Постановления Правительства РФ
- «О регламенте Правительства РФ и Положении об аппарате Правительства РФ» от 1 июня 2004, определяющий некоторые вопросы производства по изданию ПАУ
- Постановление «Об утверждении правил подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997
-
Ведомственные акты ФОИВ (фед. Органов исп. Власти).
-
Конституции и Уставы РФ
-
Законы и иные НПА субъектов РФ
- Закон Воронежской области «Об обращениях граждан» 1998
-
Ведомственные правовые акты субъектов
- Постановление Главного государственного санитарного врача по Воронежской области «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище» 1997
3) Акты (нормы), определяющие порядок реализации юрисдикционного воздействия.
-
ФКЗ
- «О чрезвычайном положении» 2001
- «О военном положении» 2002
-
ФЗ
- КоАП РФ (производство по делам об административных правонарушениях, меры процессуального обеспечения)
- ФЗ «Об исполнительном производстве» 1997
-
Указы Президента «Об учреждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ» 1998
-
Постановления Правительства «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» 1997
-
Ведомственные акты ФОИВ
-
Законодательство субъектов РФ и акты муниципальных образований
- Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» 2003
- Постановление Воронежской городской Думы «Об административной комиссии в городе Воронеже» 2004.
4) Акты, определяющие процесс судебного рассмотрения споров о субъективных публичных правах и интересах, а также о качестве и законности осуществляемого управления.
- Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993
- ГПК РФ
- АПК РФ
- КоАП РФ
Система административно-процессуального права:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ, включающая базовые юридические константы, присущие любой сфере публичного управления:
-
Нормы, определяющие основные параметры осуществления исполнительно-распорядительного властного управленческого воздействия.
-
Нормы, устанавливающие формы реализации такого воздействия
-
Нормы, регулирующие административно-процессуальный статус властенаделенных субъектов
-
Нормы, устанавливающие основы административно-процессуального статуса невластных субъектов.
-
Нормы, закрепляющие системы принципов осуществления процедурно-процессуальной деятельности.
-
Нормы, обеспечивающие контрольно-надзорные механизмы а административном процессе.
ОСОБЕННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ЧАСТЬ, включающая качественную регламентацию различных блоков административной процедурно-процессуальной деятельности, и разделенная, в зависимости от содержания этой деятельности, на 3 раздела:
Первый (позитивное управление)
-
Нормы, регулирующие производство по изданию правовых актов управления
-
Нормы, регулирующие административно-договорное производство
-
Нормы, регулирующие регистрационное производство
-
-/- лицензионно-разрешительное производство
-
-/- поощрительное производство
-
-/- производство по обращениям граждан
-
Нормы, регулирующие отдельные административные процедуры (например, процедуры осуществления воинского призыва)
Второй раздел (юрисдикционное управление):