ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 2848

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях

  2. Дисциплинарное производство

  3. Исполнительное производство

  4. Нормы, регулирующие процедуры реализации мер административного принуждения.

Третий раздел (судебное рассмотрение административных споров – административная юстиция)

  1. Нормы, регулирующие производство об обжаловании НПА

  2. Нормы, регулир. Производство об обжаловании индивидуальных НА, а также действий и решений властных субъектов

  3. Нормы, регулирующие разрешение коллизий между актами органов исполнительной власти и споров о компетенции.

Административно-процессуальные нормы в системе норм права.

Административно-процессуальная норма — это установленное или санкционированное государством обязательное правило, регламентирующее порядок разрешения индивидуальных административных дел, издания правовых актов управления, а также иной порядок реализации материальных норм административного права.
Процессуальные
нормы являются особой разновидностью административно-правовых норм.
Им присущи все признаки, свойственные любым нормам административного права: они носят волевой характер, устанавливаются либо санкционируются государством, служат определенной моделью поведения для участников соответствующих управленческих отношений, обладают свойством формальной определенности, общеобязательности, и в случае их нарушения — обеспечиваются возможностью государственного принуждения.
Наряду с общими свойствами
административно-процессуальные нормы обладают специфическими особенностями.
Прежде всего, следует отметить, что
административно-процессуальные нормы имеют непосредственное отношение к материальным нормам права, так как они определяют процесс применения последних. Своеобразие административно-процессуальных норм заключено, прежде всего, в их обусловленности содержанием тех материально-правовых предписаний и правоотношений, которые они призваны обслуживать. Вместе с тем, материальные нормы должны предшествовать процессуальным, они выступают основой существования процессуальных норм. Таким образом, сфера действия процессуальных норм определяется материальным правом.
Есть все основания говорить о производности процессуальных норм от материальных, об их вторичном характере по отношению к материальным нормам. Данные утверждения не исключают неразрывной взаимосвязи этих норм, так как отмечено, что процессуальные нормы без материально-правовых беспредметны, а материально-правовые нормы без процессуальных — бессильны.

К особенностямадминистративно-процессуальных норм относится также то, что они преимущественно адресуются субъектам, наделенным властными полномочиями в сфере государственного управления, что еще раз подтверждает необходимость четкого и неуклонного соблюдения установленного порядка различных управленческих действий именно властными субъектами.
Материальные
административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений. Такие нормы отвечают на вопрос «что надо сделать для реализации этих прав, обязанностей и ответственности субъектов права?».
Процессуальные же
нормы регламентируют порядок реализации указанных прав и обязанностей, а также порядок привлечения к ответственности. Значит, они отвечают на вопрос «как, каким образом делать?»


Вопрос – 118 Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.

Производство по обращениям граждан является одним из важнейших производств в системе административного процесса. Это обусловлено его целевым назначением, направленным на реализацию положений Конституции РФ.

Цели производства по обращениям граждан:

1.Обеспечение практического механизма реализации конституционного права граждан на обращения в государственные органы и органы МСУ. Инициатива всегда исходит от граждан, а властенаделенное публичное лицо (орган) не вправе отказать в принятии и рассмотрении обращения, а в определенных случаях обязано по результатам рассмотрения предпринять конкретные действия.

2. Реализация конституционно установленной возможности участия граждан в управлении делами государства. Возможность граждан «корректировать» управленческие процессы посредством обращений является одной из форм участия граждан в осуществлении публичного (государственного) управления.

3. Возможность граждан защищать и отстаивать свои субъективные публичные права, свободы и законные интересы. Устранение допущенных публичной властью в отношении гражданина нарушений посредством удовлетворения административной жалобы наряду с административной юстицией и прокурорским надзором является элементом механизма правового контроля за законностью действий и решений публичной власти.

Право на обращения является неотчуждаемым правом гражданина. Основным законом, регламентирующим производство по обращениям, является ФЗ от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Закон охватывает 3 вида обращений, направляемых органам публичной власти и их должностным лицам:

  • Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

  • Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных НПА, недостатках в работе гос. Органов

  • Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В законодательстве об обращениях субъектов РФ также предусмотрены:

- ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением документов их подтверждающих.

- коллективное обращение – обращение 2 и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания.


- петиции – коллективные обращения граждан в органы публичной власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения действующего нормативного установления.

Стадии производства по обращениям граждан.

  1. Стадия приема, первичной проверки и регистрации поступивших обращений. Основной вопрос, подлежащий выяснению – определение подведомственности. Граждане должны подавать свои обращения в те органы власти и тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.

  2. Стадия анализа и оценки ситуации или вопросов, изложенных в обращении, и, в необходимых случаях, специальной проверки указанных обстоятельств. На данной стадии осуществляется проверка соответствия обращения установленным требованиям и его направление конкретному лицу, правомочному рассмотреть вопросы, изложенные в обращении, осуществить проверку и принять решение по существу.

  3. Стадия разрешения обращения по существу связана с обобщением полученной информации, необходимой для принятия объективного решения по обращению. Граждане, подавшие обращения, вправе излагать свои доводы, предоставлять доказательства, дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

  4. Стадия принятия и исполнения решения определяет срок осуществления 2 предыдущих стадий. Письменное обращение граждан рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

По некоторым видам обращения в законе предусматривается специальный порядок и содержание решения.

Так, обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, то гос. Орган, орган МСУ или должностное лицо, рассматривающие обращение вправе оставить его без ответа и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом.

Принимается решение об уведомлении гражданина об оставлении обращения без рассмотрения по существу и в случаях;

- если текст письменного обращения не поддается прочтению

- если содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

5) Стадия контроля и проверки исполнения принятых решений, анализа и обобщения обращений граждан важна для устранения причин и условий, порождающих обращения граждан, поэтому реализуется во всех органах публичной власти, уполномоченных рассматривать обращения граждан. Государственные органы, органы МСУ и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.


Порядок рассмотрения жалоб гражданина:


  • Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

  • Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

  • Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.


Вопрос – 119 Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.

Это установленная законодательством совокупность полномочий судов, органов государственного управления  и должностных лиц по разрешению административных дел и применению юридических санкций в административном порядке.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:

   органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    налоговые органы;

    таможенные органы;

    пограничные органы;

    федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;

    органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

    органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;

    органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;

    органы рыбоохраны;

    органы государственного энергетического надзора;

    органы государственного горного и промышленного надзора;

    органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;

   органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

    органы российской транспортной инспекции;

    органы автомобильного транспорта;

   органы морского транспорта;

    органы внутреннего водного транспорта;

    органы железнодорожного транспорта;

    органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации;

    органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;

    федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;

   органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

    органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    органы стандартизации, метрологии и сертификации;

    органы государственной жилищной инспекции;

    органы государственного архитектурно-строительного надзора;

    органы регулирования естественных монополий;

    органы валютного контроля;