ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 2848
Скачиваний: 4
-
Нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях
-
Дисциплинарное производство
-
Исполнительное производство
-
Нормы, регулирующие процедуры реализации мер административного принуждения.
Третий раздел (судебное рассмотрение административных споров – административная юстиция)
-
Нормы, регулирующие производство об обжаловании НПА
-
Нормы, регулир. Производство об обжаловании индивидуальных НА, а также действий и решений властных субъектов
-
Нормы, регулирующие разрешение коллизий между актами органов исполнительной власти и споров о компетенции.
Административно-процессуальные нормы в системе норм права.
Административно-процессуальная
норма — это установленное или
санкционированное государством
обязательное правило, регламентирующее
порядок разрешения индивидуальных
административных
дел, издания правовых актов управления,
а также иной порядок реализации
материальных норм административного
права.
Процессуальные нормы
являются особой разновидностью
административно-правовых
норм.
Им
присущи все признаки, свойственные
любым нормам административного
права: они
носят волевой характер, устанавливаются
либо санкционируются государством,
служат определенной моделью поведения
для участников соответствующих
управленческих отношений,
обладают свойством формальной
определенности, общеобязательности, и
в случае их нарушения — обеспечиваются
возможностью государственного
принуждения.
Наряду с общими свойствами
административно-процессуальные
нормы обладают
специфическими
особенностями.
Прежде
всего, следует отметить, что
административно-процессуальные
нормы имеют
непосредственное отношение
к материальным нормам права, так как
они определяют процесс применения
последних. Своеобразие
административно-процессуальных
норм заключено, прежде всего, в их
обусловленности содержанием тех
материально-правовых предписаний и
правоотношений,
которые они призваны обслуживать. Вместе
с тем, материальные нормы
должны предшествовать процессуальным,
они выступают основой существования
процессуальных
норм. Таким образом, сфера
действия процессуальных
норм определяется материальным
правом.
Есть
все основания говорить о производности
процессуальных
норм от материальных, об их вторичном
характере по отношению
к материальным нормам. Данные утверждения
не исключают неразрывной взаимосвязи
этих норм, так как отмечено, что
процессуальные
нормы без
материально-правовых беспредметны, а
материально-правовые нормы
без процессуальных
— бессильны.
К
особенностямадминистративно-процессуальных
норм относится также то, что они
преимущественно адресуются
субъектам, наделенным властными
полномочиями в сфере государственного
управления,
что еще раз подтверждает необходимость
четкого и неуклонного соблюдения
установленного порядка различных
управленческих действий именно властными
субъектами.
Материальные
административно-правовые
нормы юридически
закрепляют комплекс прав и обязанностей,
а также ответственность участников
административно-правовых
отношений.
Такие нормы
отвечают на вопрос «что надо сделать
для реализации этих прав, обязанностей
и ответственности субъектов
права?».
Процессуальные же нормы
регламентируют порядок реализации
указанных прав и обязанностей, а также
порядок привлечения к ответственности.
Значит, они отвечают на вопрос «как,
каким образом делать?»
Вопрос – 118 Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
Производство по обращениям граждан является одним из важнейших производств в системе административного процесса. Это обусловлено его целевым назначением, направленным на реализацию положений Конституции РФ.
Цели производства по обращениям граждан:
1.Обеспечение практического механизма реализации конституционного права граждан на обращения в государственные органы и органы МСУ. Инициатива всегда исходит от граждан, а властенаделенное публичное лицо (орган) не вправе отказать в принятии и рассмотрении обращения, а в определенных случаях обязано по результатам рассмотрения предпринять конкретные действия.
2. Реализация конституционно установленной возможности участия граждан в управлении делами государства. Возможность граждан «корректировать» управленческие процессы посредством обращений является одной из форм участия граждан в осуществлении публичного (государственного) управления.
3. Возможность граждан защищать и отстаивать свои субъективные публичные права, свободы и законные интересы. Устранение допущенных публичной властью в отношении гражданина нарушений посредством удовлетворения административной жалобы наряду с административной юстицией и прокурорским надзором является элементом механизма правового контроля за законностью действий и решений публичной власти.
Право на обращения является неотчуждаемым правом гражданина. Основным законом, регламентирующим производство по обращениям, является ФЗ от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Закон охватывает 3 вида обращений, направляемых органам публичной власти и их должностным лицам:
-
Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.
-
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных НПА, недостатках в работе гос. Органов
-
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В законодательстве об обращениях субъектов РФ также предусмотрены:
- ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением документов их подтверждающих.
- коллективное обращение – обращение 2 и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания.
- петиции – коллективные обращения граждан в органы публичной власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения действующего нормативного установления.
Стадии производства по обращениям граждан.
-
Стадия приема, первичной проверки и регистрации поступивших обращений. Основной вопрос, подлежащий выяснению – определение подведомственности. Граждане должны подавать свои обращения в те органы власти и тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.
-
Стадия анализа и оценки ситуации или вопросов, изложенных в обращении, и, в необходимых случаях, специальной проверки указанных обстоятельств. На данной стадии осуществляется проверка соответствия обращения установленным требованиям и его направление конкретному лицу, правомочному рассмотреть вопросы, изложенные в обращении, осуществить проверку и принять решение по существу.
-
Стадия разрешения обращения по существу связана с обобщением полученной информации, необходимой для принятия объективного решения по обращению. Граждане, подавшие обращения, вправе излагать свои доводы, предоставлять доказательства, дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
-
Стадия принятия и исполнения решения определяет срок осуществления 2 предыдущих стадий. Письменное обращение граждан рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
По некоторым видам обращения в законе предусматривается специальный порядок и содержание решения.
Так, обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, то гос. Орган, орган МСУ или должностное лицо, рассматривающие обращение вправе оставить его без ответа и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом.
Принимается решение об уведомлении гражданина об оставлении обращения без рассмотрения по существу и в случаях;
- если текст письменного обращения не поддается прочтению
- если содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
5) Стадия контроля и проверки исполнения принятых решений, анализа и обобщения обращений граждан важна для устранения причин и условий, порождающих обращения граждан, поэтому реализуется во всех органах публичной власти, уполномоченных рассматривать обращения граждан. Государственные органы, органы МСУ и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Порядок рассмотрения жалоб гражданина:
-
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
-
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
-
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Вопрос – 119 Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
Это установленная законодательством совокупность полномочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению административных дел и применению юридических санкций в административном порядке.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
налоговые органы;
таможенные органы;
пограничные органы;
федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;
органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;
органы рыбоохраны;
органы государственного энергетического надзора;
органы государственного горного и промышленного надзора;
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;
органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
органы российской транспортной инспекции;
органы автомобильного транспорта;
органы морского транспорта;
органы внутреннего водного транспорта;
органы железнодорожного транспорта;
органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации;
органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;
федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;
органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;
органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
органы стандартизации, метрологии и сертификации;
органы государственной жилищной инспекции;
органы государственного архитектурно-строительного надзора;
органы регулирования естественных монополий;
органы валютного контроля;