Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1014

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ГЛАВА 3. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ

У р о к  38                                                                                Дата:
ПОНЯТИЕ УРАВНЕНИЯ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ

Цели: ввести понятие уравнения с двумя переменными, его степени, корней и графика; формировать умение использовать данные понятия

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Назовите степень многочлена:

а) 3х7 + 2х3 – х + 1;             в) ab3 – a2a3b4;

б) 3х5 + 2х3у3 – у2;               г) 2m4n2+ 3m3n4 – 6n5.

2. Подберите три пары чисел a и b таких, чтобы выполнялось равенство 2a – b = 5.

III. Объяснение нового материала.

Объяснение проводить согласно пункту учебника, включая устные задания, проверяющие степень усвоения материала.

1. В в е д е н и е   п о н я т и я  уравнения с двумя переменными.

З а д а н и е. Какие из следующих уравнений являются уравнениями с двумя переменными:

а) 2х3 +   = 5х2;                 г) х2 + 2у + 7 = z;

б) 2х + 3у3 = 7;                   д)   + 5 = х – у;

в) ab + 3а = b4;

е) 2+ 4m2 =  ?

2. Р е ш е н и е   у р а в н е н и я  с двумя переменными.

З а д а н и е. Проверить, какие из следующих пар являются решениями уравнения х + 2у = 1.

а)  ;           б) (2; –1);           в) (3; –1);           г)  .

3. С т е п е н ь   у р а в н е н и я  с двумя переменными.

З а д а н и е  № 397.

4. Г р а ф и к   у р а в н е н и я  с двумя переменными.

Необходимо актуализировать знания учащихся о графиках известных им элементарных функций. Рассмотреть вопрос о том, как может быть построен график уравнения с двумя переменными.

Вопрос о графике уравнения х2 + 
у2 = r2 целесообразно рассмотреть на следующем уроке.

IV. Формирование умений и навыков.

Основное внимание на этом уроке следует уделить понятию уравнения с двумя переменными и нахождению его корней подбором. На формирование этого умения направлена первая группа заданий. Во вторую группу войдут задания, связанные с графиком уравнений с двумя переменными. Более сложные задания на построение графиков лучше рассмотреть на следующем уроке.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. № 395.

2. Найдите несколько решений уравнения:

а) 2х + у = 5;                      в) х2 – ху = 1;

б) х – у =  ;                       г) (х + 1) (у – 3) = 12.

2-я  г р у п п а.

1. № 399 (а, в, д, ж), № 402 (а, б).

2. № 400.

В классе с высоким уровнем подготовки можно дополнительно выполнить № 411.

Р е ш е н и е

а) ху = 2.

Выразим переменную х через ух =  .

Чтобы х было целым числом, выражение   должно принимать целые значения, то есть число 2 должно нацело делиться на у. Это условие будет выполнено, если у = ±1 и у = ±2. В этом случае х = ±2 и х = ±1 соответственно.

О т в е т: (2; 1), (–2; –1), (1; 2), (–1; –2).

б) х2 – у2 = 3.

Преобразуем  выражение  х2 – у2  по  формуле  разности  квадратов:

(х – у) (х + у) = 3.

Если х и у – целые числа, то х – у и х + у – целые числа. Целые числа дают в произведении 3 в четырех случаях: 1 · 3; 3 · 1; –1 · (–3); –3 · (–1). Получим четыре системы уравнений:



Решая эти системы, находим нужные пары чисел.

О т в е т: (2; 1), (2; –1), (–2; –1), (–2; 1).

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Какое уравнение называется уравнением с двумя переменными?

– Что называется степенью уравнения с двумя переменными?

– Что называется решением уравнения с двумя переменными?

– Сколько может иметь решений уравнение с двумя переменными?

– Графики каких уравнений с двумя переменными вы умеете строить?

Домашнее задание: № 396, № 399 (б, г, е, з), № 401.

 

У р о к  39                                                                                       Дата:
УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ



Цели: изучить уравнение окружности; формировать умение составлять это уравнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Является ли пара чисел (2; –1) решением уравнения:

а) х + 3у = 1;                      в) х2 – у2 =  ;

б)   – 2у = 3;                    г) 2ху + у = –3.

III. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1. Найдите два каких-нибудь решения уравнения:

а) 2х – у = 3;                       б)  (у + 2) = 0.

2. Постройте график уравнения:

а)   – у = 1;                      б) (х + 1) (у – 3) = 0.

В а р и а н т  2

1. Найдите два каких-нибудь решения уравнения:

а) х2 + у = 7;                       б) (х – 1)  = 0.

2. Постройте график уравнения:

а) 2х + у =  ;                     б) (х – 2) (у + 1) = 0.

IV. Объяснение нового материала.

Сначала следует актуализировать знания учащихся об известных им графиках уравнений с двумя переменными. Затем разобрать, что является графиком уравнения х2 + у2 = r2, и вывести общее уравнение окружности с центром в точке (ab) и радиусом r:

(х – а)2 + (у – b)2 = r2.

V. Формирование умений и навыков.

Задания можно разбить на две группы. Сначала учащиеся по данному уравнению окружности строят ее, а затем выполняют задания на составление уравнения окружности.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. № 403 (устно).

2. Постройте график уравнения:

а) х2 + у2 = 4;

б) (х – 1)2 + у2 = 9;

в) (х + 2)2 + (у – 3)2 = 1.

2-я  г р у п п а.

1. № 404 (а, б), № 405 (а, б).

2. № 407.

3. № 410.

В классе с высоким уровнем подготовки можно выполнить несколько дополнительных заданий.

1. № 406.

Р е ш е н и е

х2 + у2 – 6 (х – у) = 7.

Для того чтобы доказать, что графиком этого уравнения является окружность, его нужно привести к виду

(х – а)2 + (у – b)2 = r2.

Выполним ряд преобразований:

х2 + у2 – 6х + 6у = 7;

х2 – 6
х + 9 – 9 + у2 + 6у + 9 – 9 = 7;

(х – 3)2 – 9 + (у + 3)2 – 9 = 7;

(х – 3)2 + (у + 3)2 = 25.

Таким образом, графиком данного уравнения является окружность с центром в точке (3; –3) и радиусом 5.

2. № 409.

Р е ш е н и е

Центром окружности (х – 5)2 + (у – 7)2 = r2 является точка с координатами (5; 7), то есть центр этой окружности находится в первой координатной четверти на расстоянии 5 от оси у и 7 – от оси х.

Чтобы данная окружность касалась оси х, ее радиус должен совпадать с расстоянием между центром и осью х, то есть r = 7. А чтобы окружность касалась оси у, ее радиус должен совпадать с расстоянием между центром и осью у, то есть r = 5.

VI. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется решением уравнения с двумя переменными?

– Сколько решений имеет уравнение с двумя переменными?

– Что является графиком уравнения х2 + у2 = r2?

– Назовите координаты центра окружности и ее радиус, если она задана уравнением (х + 1)2 + (у – 5)2 = 49.

Домашнее задание: № 402 (в, г), № 404 (в), № 405 (в).

Д о п о л н и т е л ь н о: № 408.

 

 

У р о к  40                                                                                                     Дата:
СУТЬ ГРАФИЧЕСКОГО СПОСОБА РЕШЕНИЯ
СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ


Цели: познакомить учащихся с системами уравнений, в которых хотя бы одно из них является уравнением второй степени; формировать умение решать такие системы графически.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Является ли пара чисел (–1; 3) решением системы уравнений:



2. На рисунке изображены графики функций у = 2х + 4 и у = –х + 1. Решите систему уравнений:





III. Объяснение нового материала.

1. Сначала необходимо актуализировать знания учащихся по следующим вопросам:


– понятие системы уравнений;

– решение системы уравнений;

– способы решения систем линейных уравнений.

2. Показать учащимся, что в некоторых ситуациях необходимо уметь решать не только системы линейных уравнений, но и системы, в которых хотя бы одно из уравнений имеет вторую степень.

3. Продемонстрировать графический способ решения систем уравнений (пример из учебника).

IV. Формирование умений и навыков.

Задания лучше разбить на две группы. Первая группа подготавливает учащихся к применению графического способа решения систем уравнений. А во вторую группу будут входить задания на непосредственное решение систем уравнений графически.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. № 415.

2. На рисунке изображены графики функций у = –х2 + 2 и у =  . Решите систему уравнений:





3. Постройте график функции у = х2 – 4. С помощью этого графика решите систему уравнений:

а)                     б) 

2-я  г р у п п а.

№ 416, № 417.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется решением системы уравнений?

– В чем состоит суть графического способа решения системы уравнений?

– Сколько решений имели системы уравнений, которые были рассмотрены на этом уроке?

– Может ли система уравнений не иметь решений?

Домашнее задание: № 417, № 523 (а, г, е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  41                                                      Дата:
РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИ

Цели: продолжить формирование умения решать графически системы уравнений; дать наглядные представления о возможном количестве решений систем уравнений.