Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1016

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выразим из второго уравнения переменную у и подставим в первое уравнение:

2у = –3х – 1;

у =  ;

х2 + х ∙    + 3 ∙    = 9;

2х2 – 3х2 – х + 9х + 3 = 18;

х2 + 8х – 15 = 0;

х2 – 8х + 15 = 0;

x1 = 3        y1 =   = 5;

x2 = 5        y2 =   = –8.

О т в е т: (3; –5), (5; –8).

Сильным в учебе учащимся можно дополнительно дать карточки.

К а р т о ч к а  № 1

1. Решите систему уравнений:



2. При каких значениях а система уравнений   имеет единственное решение?

К а р т о ч к а  № 2

1. Решите систему уравнений:



2. При каких значениях р система уравнений   не имеет решений?

Р е ш е н и е  заданий карточки № 1

1. При  решении  этой  системы  можно  воспользоваться  методом  замены.

Пусть   = n  и   = m. Получим систему: 

п = 5 – т;

(5 – т)2 + т2 = 13;

25 – 10т + т2 + т2 = 13;

2т2 – 10т + 12 = 0;

т2 – 5т + 6 = 0;

т1 = 2       п1 = 3;

т2 = 3       п2 = 2.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

 = 3, то есть х =  ;      = 2, то есть у =  ;

 = 2, то есть х =  ;      = 3, то есть у =  .

О т в е т:  .

2. Выразим из второго уравнения системы переменную х и подставим в первое уравнение:

х = а – у;

(а – у)2 + у2 = 9;

а2 – 2ау + у2 + у2 = 9;

2у2 – 2ау + а2 – 9 = 0.

Чтобы система имела единственное решение, это уравнение должно иметь  единственный  корень,  то  есть  дискриминант  должен  быть  равен нулю.

D1 = а2 – 2 (а2 – 9) = 18 – а2;

18 – а2 = 0;

а2 = 18;

а = ± .

О т в е т: ± .

Р е ш е н и е  заданий карточки № 2

1. Из первого уравнения выразим переменную х и подставим во второе уравнение системы:


x =  ;

 = 2.

Пусть   = t, тогда получим уравнение:

t +   = 2;

t2 – 2t + 1 = 0;

t = 1.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

 = 1;

10 – 3у = 2у;

5у = 10;

у = 2         х =   = 2.

О т в е т: (2; 2).

2. Выразим из первого уравнения переменную у и подставим во второе уравнение системы:

у = р – х;

4 (р – х) = х2;

х2 + 4х – 4р = 0.

Чтобы система не имела решений, это уравнение не должно иметь корней, то есть дискриминант должен быть меньше нуля:

D1 = 4 + 4р;

4 + 4р < 0;

4р < –4;

р < –1.

О т в е т: (–∞; –1).

IV. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что называется решением системы уравнений?

– Сколько решений может иметь система уравнений второй степени?

– В чем состоит способ подстановки решения систем уравнений второй степени?

Домашнее  задание:  № 434  (б, г),  № 435  (б),  № 437  (б),   № 439,
№ 442 (а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к   44                                                                        Дата:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБА СЛОЖЕНИЯ
ПРИ РЕШЕНИИ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ


Цели: изучить способ сложения решения систем уравнений второй степени; формировать умение применять этот способ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

1. Является ли пара чисел х = 6, у = –8 решением системы уравнений 

2. Решите систему уравнений:

а)                   б) 



В а р и а н т  2

1. Является ли пара чисел х = 7, у = –6 решением системы уравнений:

2. Решите систему уравнений:

а)                    б) 

III. Объяснение нового материала.

Сначала необходимо актуализировать знания учащихся о способе сложения при решении систем линейных уравнений. Предложить им решить данным способом систему, проговаривая все действия, которые они при этом совершают.



Умножим  правую  и  левую  части  первого  уравнения на –3. Получим систему:



Сложим  почленно  левые  и  правые  части  уравнений  полученной системы:

–14у = –14;

у = 1.

Подставим найденное значение переменной у в одно из уравнений исходной системы, например, в первое:

2х + 3 · 1 = 1;

2х = –2;

х = –1.

О т в е т: (–1; –1).

Затем сообщить учащимся, что способ сложения иногда можно применять и при решении систем уравнений второй степени. Показать это на конкретном примере:

Умножим  правую  и  левую  части  первого  уравнения на –2. Получим систему:



Сложим  почленно  левые  и  правые  части  уравнений  полученной системы:

–8х2 + 3х = –5;

8х2 – 3х – 5 = 0;

х1 = 1,  х2 =  .

Подставим найденные значения переменной х во второе уравнение исходной системы:

3 · 1 – 2у = –1;

2у = 4;

у = 2.



О т в е т: (1; 2),  .

IV. Формирование умений и навыков.

1. Решите систему уравнений сначала способом подстановки, а затем способом сложения, сравните результаты.




Какой способ в данном случае рациональнее?

2. Решите систему уравнений, используя способ сложения:

а)                б) 

Можно ли решить эти системы способом подстановки?

3. № 449 (а).

4. Решите систему уравнений:



Р е ш е н и е

Сложим почленно левые и правые части уравнений данной системы. Получим уравнение:

2х + 2у = –12;

х + у = –6.

Данная система уравнений будет равносильна системе, составленной из полученного уравнения и любого уравнения исходной системы:

Эту систему уравнений можно решить способом подстановки:



– 6 – у2 – 6у = 2;

у2 + 6у +8 = 0;

у1 = –2      х1 = 2 – 6 = –4;

у2 = –4      х2 = 4 – 6 = –2.

О т в е т: (–4; –2), (–2; –4).

Сильным в учебе  учащимся  можно  предложить  дополнительно  решить № 534.

Р е ш е н и е



Чтобы данная система уравнений имела решение, нужно, чтобы решения системы, составленной из первых двух уравнений, являлись решениями третьего уравнения.



Сложим почленно левые и правые части уравнений данной системы. Получим уравнение:

у2 + 4у – 12 = 0;

у1 = 2,  у2 = –6.

Подставим найденные значения переменной у в первое уравнение системы. Получим:

3х – 4 · 2 = –2;

3х = 6;

х = 2.

3х + 24 = –2;

3х = –26;

х =  .

Подставляя полученное решение (2; 2) в третье уравнение исходной системы, убеждаемся, что она не имеет решений.


V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Опишите алгоритм решения систем уравнений второй степени способом сложения.

– Любую ли систему уравнений второй степени можно решить способом сложения?

Домашнее задание: № 445, № 448, № 449 (б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р ок 45                                                                  Дата:
РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о способах решения систем уравнений второй степени.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Решите систему уравнений способом сложения:

а)                         б) 

III. Формирование умений и навыков.

Все задания можно разбить на две группы. В классе с невысоким уровнем подготовки задания второй группы решать не обязательно.

Упражнения:

1-я  г р у п п а.

1. № 443 (а, в).

2. № 444.

3. № 447 (а).

Р е ш е н и е

Из второго уравнения выразим переменную х и подставим в первое уравнение системы:



Пусть у2 = а, тогда получим уравнение:

 + а – 12 = 0;

а2 – 12а + 36 = 0;

(а – 6)2 = 0;

а = 6, то есть        у2 = 6;

                              у = ± .

Тогда соответствующие значения х будут равны  .

О т в е т: ( ; – ), (– ;  ).

После решения этой системы предложить учащимся найти другой способ. Если они не догадаются, то помочь им.

Умножим обе части второго уравнения на 2 и сложим почленно левые и правые части уравнений полученной системы:

х2 + 2ху + у2 = 0;

(х