Файл: Уравнения и неравенства с двумя переменными.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 1019

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Сколько решений имеет система уравнений, если графики уравнений, входящих в нее, изображены ниже на рисунке?

а)            б)  

в)  

III. Проверочная работа.

В а р и а н т  1

Решите графически систему уравнений:

а)                     б) 

В а р и а н т  2

Решите графически систему уравнений:

а)                      б) 

IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 420, № 422.

2. № 421.

После выполнения № 421 можно поставить перед учащимися вопрос: сколько решений может иметь система уравнений? При поиске ответа на этот вопрос предложить им использовать графические представления.

В итоге, учащиеся должны прийти к выводу, что система уравнений может иметь одно, два, три, четыре решения, а может не иметь решений. К каждой из этих ситуаций учащиеся в тетрадях должны изобразить по несколько примеров.

О д н о   р е ш е н и е:

             

Д в а   р е ш е н и я:

           

Т р и   р е ш е н и я:


             

Ч е т ы р е   р е ш е н и я:

             

Н е т   р е ш е н и й:

             

В классе с высоким уровнем подготовки можно дополнительно выполнить еще несколько номеров.

1. № 423.

Р е ш е н и е



Графиком уравнения х2 – 4 = 0 будут две прямые: х = 2 и х = –2, а графиком уравнения у2 – 9 = 0 – прямые у = 3 и у = –3.



Таким образом, данная система имеет 4 решения.

О т в е т: (–2; 3), (–2; –3), (2; 3), (2; –3).

2. № 525.

Р е ш е н и е



Графиком уравнения х2 + у2 = r2 является окружность с центром в начале координат и радиусом r. Графиком уравнения у = – х2 + 4 является парабола.

Для  нахождения  возможного  количества  решений  этой  системы нужно построить параболу и рассмотреть варианты расположения окружности х2 + у2 = r2 относительно этой параболы.

В результате получаем следующие графические иллюстрации:

       

         



Таким образом, данная система уравнений может иметь два, три, четыре решения, а может не иметь решений.


V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– В чем состоит суть графического способа решения систем уравнений?

– Что такое решение системы уравнений?

– Сколько может иметь решений система уравнений?

Домашнее задание: № 419, № 524.

Д о п о л н и т е л ь н о: № 526.

 

 

 

 

У р о к  42                                                                      Дата:
СУТЬ СПОСОБА ПОДСТАНОВКИ РЕШЕНИЯ
СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ


Цели: изучить способ подстановки решения систем уравнений второй степени; формировать умение применять этот способ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Является ли пара чисел (–2; 3) решением системы уравнений?

а)                        б)  

III. Объяснение нового материала.

Сначала необходимо актуализировать знания учащихся, предложив им решить способом подстановки систему линейных уравнений:



Можно разбить учащихся на два варианта и к доске вызвать двоих учеников. Один вариант решает эту систему, выражая переменную х через у, а другой – переменную у через х.



х – 12 + 6х = –5;

7х = 7;

х = 1;

у = 4 – 2 · 1 = 2.

О т в е т: (1; 2).



6у – 10 + у = 4;

7у = 14;

у = 2;

х = 3 · 2 – 5 = 1.

О т в е т: (1; 2).

После того как учащиеся вспомнили, в чем состоит способ подстановки решения систем линейных уравнений, сообщить им, что этот способ может применяться и для решения систем уравнений второй степени.

Разобрав примеры из учебника, учащиеся должны заметить, что в системе линейных уравнений можно выражать переменную из любого уравнения, а в системе уравнений второй степени это не всегда удается.


IV. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 429 (а, в), № 431 (а, в).

2. № 433 (а, в, д).

Перед решением каждой из систем можно спрашивать учащихся о возможном количестве ее корней. Ответ на этот вопрос учащиеся могут получить, исходя из графических представлений. Затем свои предположения они проверяют аналитически.

Н а п р и м е р, система   (№ 433 (а)) состоит из уравнений, задающих прямую и параболу. Графики этих уравнений могут пересекаться в одной и двух точках, а могут и не пересекаться. Значит, данная система может иметь либо один, либо два корня, а может не иметь корней.

После таких рассуждений решаем эту систему уравнений:

у = 2х + 2;

5х2 – (2х + 2) = 1;

5х2 – 2х – 3 = 0;

D1 = 1 + 15 = 16;

x1 =   = 1               y1 = 2 ∙  1 + 2 = 4;

x2 =   = –            y2 = 2 ∙    + 2 =  .

Получаем, что данная система имеет два решения.

О т в е т: (1; 4),  .

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Сколько решений может иметь система линейных уравнений?

– Сколько решений может иметь система уравнений второй степени?

– Опишите, какие действия нужно совершить, чтобы решить систему уравнений второй степени способом подстановки.

Домашнее задание: № 430, № 431 (б, г), № 433 (б, г, е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У р о к  43                                                                              Дата:
РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
СПОСОБОМ ПОДСТАНОВКИ


Цели: продолжить формирование умения решать системы уравнений второй степени способом подстановки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Какие из пар чисел (–2; 1), (3; 6), (1; –2) являются решением системы уравнений 

III. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 434 (а, д), № 435 (а), № 436 (а), № 437 (а).

2. № 440.

3. № 441.

Р е ш е н и е

б)