ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1926

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Вдовин, Игорь Александрович

Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности

СПб. 2002

Российская государственная библиотека, 2003 год (электронный текст).











ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 18

1.1. Идейно-теоретические предпосылки формирования научных представлений о сущности и содержании инвестиционной деятельности 18

1.2. Современные концепции инвестиционной деятельности (основные теоретические модели) 44

1.3. Коммуникативная модель инвестиционной сферы 66

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА 83

2.1. Механизм правового регулирования в инвестиционной сфере: понятие, структура, теоретические модели 83

2.2. Социальное значение и методы государственно-правового регулирования капиталовложений 99

2.3. Государственно-правовое регулирование инвестиционных отношений как функция современного Российского государства 120

ГЛАВА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ 136

3.1. Инвестиционные отношения как особый вид правоотношений 136

3.2. Нормативно-правовые основы инвестиционной деятельности в современной России 152

3.3. Охранительные правоотношения в инвестиционной сфере 172

ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ 190

4.1. Правовое регулирование инвестиционной сферы в государствах Европы и Северной Америки 190

4.2. Правовое регулирование инвестиционной сферы в государствах Латинской Америки 205

4.3. Правовое регулирование инвестиционной сферы в государствах Азии 222

ГЛАВА 5. ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО КАЛИТАЛООБОРОТА 241

5.1. Особенности международно-правового регулирования инвестиционных отношений 241

5.2. Инвестиционная деятельность транснациональных корпораций 258

5.3. Правовые основы международного регулирования инвестиционных отношений: двустороннее и многостороннее правовое регулирование 277

ГЛАВА 6. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ 300

6.1. Стратегические и тактические основы инвестиционной деятельности современного Российского государства 300

6.2. Приоритетные направления экономико-правовых реформ в инвестиционной сфере 319

6.3. Противодействие экономической преступности в инвестиционной сфере как приоритетное направление государственной политики 333

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 349









ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлена важностью вопросов, связанных с правовым обеспечением процесса реформирования экономической системы российского государства.

Реформационные преобразования в экономике России, осуществляемые в условиях перехода от тоталитарной командно-административной системы управления экономической деятельностью к системе рыночного хозяйствования, сопровождаются изменениями представлений об основополагающих институтах и принципах, в комплексе составляющих механизм государственно-правового регулирования в экономической сфере. При этом в нынешней ситуации особую значимость приобретают вопросы, касающиеся материальной (и прежде всего финансовой) обеспеченности планируемых реформ. По точному заявления В. В. Путина, «основное сейчас — это создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать в экономику своей страны».

Таким образом, важнейшим условием экономических преобразований для современной России является эффективное правовое регулирование деятельности компетентных структур специализирующихся на привлечении соответствующих вложений (инвестиций) в наиболее значимые для государства и общества сферы жизнедеятельности. При этом односторонним следует признать подход, в соответствии с которым правовое регулирование инвестиционной деятельности подразумевает лишь прямое государственное участие, определяемое в первую очередь императивным методом правового регулирования.

Эффективным государственное управление инвестиционной сферой будет лишь при комплексном использовании императивного и диспозитивного методов. При этом наряду с прямым участием в регулировании инвестиционных отношений, государство должно вовлекать в процесс координации инвестиционной деятельности негосударственные структуры. Выступая в качестве специфических субъектов инвестиционных правоотношений, эти структуры могли бы взять на себя функции по разработке и осуществлению программ связанных с реализацией оптимальных стратегий инвестиционного развития как в целом по России, так и в отдельных регионах; подготовке перспективных инвестиционных проектов; поиску и подбору зарубежных и российских инвесторов; содействию в реализации инвестиционных проектов; координации инвестиционной активности субъектов; взаимодействию с официальными (государственными) и негосударственными организациями за рубежом и т.п.

Представляется, что эффективное взаимодействие государственных и негосударственных субъектов, контролирующих и координирующих процессы капиталооборота, является необходимым условием формирования режима наибольшего благоприятствования в отношении национальных и иностранных компаний, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.


Актуальность практической реализации указанной модели государственного регулирования инвестиционной деятельности (с участием негосударственных субъектов) предопределяет необходимость осуществления комплексного многоаспектного научного исследования проблемы инвестиционной деятельности. Причем рассмотрение инвестиционных процессов должно осуществляться именно в контексте общей теории государства и права, что, по мнению диссертанта, позволяет абстрагироваться от факторов узкоотраслевого характера и, в конечном итоге, способствует объективной оценке рассматриваемого феномена.

Степень разработанности темы. Инвестиционное отношение в современном его понимании представляет собой сложную экономико-правовую социальную связь. Экономико-правовой дуализм инвестиционного отношения обусловил два основных направления в исследовании проблемы инвестиций — политэкономическое и юридическое. При этом идейно-теоретические истоки современных инвестиционных концепций, прежде всего, усматриваются в трудах классиков политэкономии: А. Смита, К. Маркса и Дж. Кейнса.

Среди современных отечественных и зарубежных авторов, посветивших свои исследования проблеме инвестиций, следует выделить таких ученых, как: С. Аукуционек, Е. Балацкий, В. Бард, Ю. Беденко, Г. Бирман, В. Бочаров, Е. Бухвальд, В. Виноградов, А. Вольский, П. Востриков, С. Глазьев, Э. Горбунов, Дж. Гудман, Ю. Данилов, В. Дмитриев, Дж. Доунс, Я. Дубенецкий, В. Дулич, Ю. Егорова, А. Жемчугов, В. Иванченко, С. Иоаненесян, И. Караваева, В. Кокошкин, А. Колесников, В. Комаров, Е. Кондратенко, О. Крушельницкая, И. Лахметкина, В. Лебедев, Т. Лейфер, Н. Маркова, А. Мартынов, Л. Музыченко, Н. Мухетдинова, О. Мурашева, Н. Ноздрев, Н. Петраков, Г. Подшиваленко, И. Погосов, Я. Рекитар, В. Резниченко, Дж. Розенберг, В. Салун, Ю. Сибикин, В. Слепов, С. Смирнов, Е. Строев, Ш. Табата, Я. Урисон, А. Федченко, П. Фишер, Е. Халевинская, К. Хубиев, Е. Четыркин, А. Щадрин, У. Шарп.

Следует отметить, что в юридической науке проблема инвестиций разработана в значительно меньшей степени. Из работ, затрагивающих непосредственно вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности, можно выделить работы таких авторов, как: А. Богатырев, М. Богуславский, М. Бродский, Н. Вознесенская, И. Кокушкина, Д. Лабин, Т. Шадрина, Л. Пкшанский, А. Чернявский, Ю. Шубников и др.

Вместе с тем приходится констатировать, что перечисленные авторы исследуют отдельные аспекты проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности или те стороны, которые затрагивают сферу отраслевых интересов (финансово-правовых, гражданско-правовых, международно-правовых и т.д.). При этом на настоящий момент отсутствует комплексное теоретико-правовое исследование, которое позволило бы в определенной степени абстрагироваться от факторов узкоотраслевого характера и способствовало бы максимальной объективизации предмета. Данное диссертационное исследование призвано восполнить этот пробел.


Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают инвестиционно-правовые отношения, рассматриваемые как специфическая разновидность правоотношений. При этом акцентируется внимание на проблеме обеспечения оптимального баланса государственного и негосударственного секторов инвестиционной сферы.

Предмет исследования в комплексе составили вопросы, посвященные анализу идейно-теоретических предпосылок формирования концепции инвестиционной политики государства; теоретические модели государственного участия в инвестиционном процессе; теоретико-правовые аспекты инвестиционно-правовых отношений; факторы, предопределяющие место и роль правового регулирования инвестиционной деятельности в условиях многообразия форм собственности и многоукладности экономики; структурно-функциональные составляющие инвестиционной деятельности в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ идейно-теоретических предпосылок, этапов становления и эволюции, а также современного состояния механизма правового регулирования инвестиционной деятельностью.

Достижение поставленной цели связывается с решением ряда задач:

Осуществить ретроспективное исследование формирования и эволюции научных взглядов на сущность и содержание инвестиционной деятельности.

Рассмотреть феномен правового регулирования инвестиционных отношений в качестве специфического направления государственной деятельности.

Исследовать правоотношения в инвестиционной сфере; выделить основные структурные элементы и определить их специфику.

Обозначить критерии соотношения государственных и негосударственных структур, выступающих в качестве субъектов инвестиционной деятельности.

Обосновать необходимость создания и наделения официальным правовым статусом, соответствующей компетенцией и полномочиями специализированной неправительственной организации (агентства), способной обеспечить режим наибольшего благоприятствования российским и зарубежным компаниям в развитии бизнеса в России.

Произвести сравнительный анализ моделей правового регулирования инвестиционных отношений, применяемых в рамках национальных правовых систем иностранных государств, разработать практические рекомендации по внедрению позитивного зарубежного опыта по привлечению и размещению инвестиций в условиях современной России.

Выявить особенности международно-правового регулирования инвестиционных отношений.

Выделить и охарактеризовать ценностные приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере инвестиционных отношений, при этом особое внимание уделить проблеме определения критериев оценки и создания условий инвестиционной привлекательности регионов страны.